ВУЗ: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева
Категория: Лекция
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.02.2019
Просмотров: 3720
Скачиваний: 6
В первый год обычно проводят пятикратную культивацию, в последующие годы число их постепенно сокращается до двух-трех. Вслед за культивацией междурядий почву в рядах обрабатывают ручными мотыгами, ручными культиваторами. Сорняки, растущие около стволиков саженцев, выдергивают руками.
Применение химических мер для уничтожения сорняков не исключает культивацию для сохранения физических качеств почвы. Однако они позволяют сократить количество культиваций и снизить затраты по уходу за растениями.
Поливать растения целесообразно даже в зонах достаточного увлажнения в наиболее сухие периоды. Если в засушливых зонах нашей страны при одном поливе напуском расходуется до 1000 м3 воды, то в зоне достаточного увлажнения за один полив расходуется 300 — 400 м3 воды лишь в случаях жаркого сухого периода для поддержания влажности почвы на оптимальном уровне.
Подкормку растений минеральными удобрениями проводят весной или в два срока: рано весной и в первой половине лета. Нормы внесения удобрений устанавливают на основании содержания основных элементов питания в почве, ее механического состава и биологических особенностей выращиваемых растений.
В почву удобрения вносят с помощью культиваторов-растение- питателей или вручную вдоль рядов с последующей заделкой мотыгами или культиваторами.
После осенней посадки растения на тяжелых почвах окучивают, чтобы защитить их от выжимания и подмерзания корневой системы. В районах, где не наблюдается переувлажнения почвы, проводят осеннюю глубокую культивацию междурядий. Весной, до распускания почек, растения разокучивают путем культивации междурядий.
На второй год после посадки приступают к формированию кустарников.
Деревья. В I школу деревьев высаживают однолетние сеянцы быстрорастущих и двух-трехлетние сеянцы медленнорастущих пород и сеянцы с пикировочных участков в возрасте трех-пяти лет.
Перед посадкой сеянцы и саженцы тщательно осматривают и сортируют. Выбраковывают растения не только с повреждениями на стволиках, ветвях и корнях, но и растения с развилками и тройчатками у основания, не имеющие ровного чистого стволика. Корневую систему укорачивают (на % ее длины у сеянцев, а у саженцев — в зависимости от ее развитости и размеров посадочной ямы), боковые веточки у сеянцев укорачивают на 1/3, у саженцев (во II школе) — на 1/3— 1/2.
Подготовка почвы на полях, вышедших из-под растений, увезенных с комом земли, начинается с завоза новой земли и заполнения ею ям. Затем почву удобряют, перепахивают и выравнивают. Глубина пахоты в I школе — 30 — 35 см, во II школе — 35 — 50 см.
Размещение растений при посадке в I школу может быть не только по схеме 0,5 х 1,0 м, но и по схемам 0,8 х 1,0, 0,5 х 0,9 и др. Это зависит от быстроты роста и светолюбия — быстрорастущие и светолюбивые породы сажают реже, медленнорастущие и теневыносливые — чаще. Схемы посадок выбирают с учетом механизированной выкопки растений. Маркировку посадочных мест производят так же, как и для кустарников. Корни сеянцев и саженцев, выкопанных для пересадки, сразу после выкопки необходимо обработать глиняной болтушкой с гетероауксином.
Посадку сеянцев деревьев в I школу можно проводить вручную и механизированно, как и кустарников. Посадка саженцев деревьев во II школу целесообразно проводить современными сажальными машинами. После посадки растений во II школу желательно их полить из расчета 20 —30 л воды на один саженец.
Уход за растениями состоит из регулярных прополок, культиваций, поливов в засушливые периоды, подкормок, защитных мероприятий от вредителей и болезней. При осенних посадках на тяжелых почвах проводят обычно окучивание против выжимания растений (в I школе). Особой мерой ухода за деревьями в I школе является подрезка корневой системы в том случае, если из I школы во II пересаживают половину растений, а оставшиеся деревья доращивают на месте с увеличенными площадями питания. Подрезку корней проводят одновременно с рассаживанием специальными скобами. Подрезать корни скобами желательно не только при рассаживании растений, но и в период долгого (5 — 6 лет) выращивания деревьев в школе (I школа, береза) через 2 — 3 года.
Во II школу пересаживают, кроме саженцев из I школы, укорененные одревесневшие черенки ив и тополей и укорененные двух-трехлетние отводки с плантаций (липа).
В III школу высаживают ассортимент быстро-, умеренно- и медленнорастущих пород (липа, дуб, клен, конский каштан), которые используют для озеленения аллей, улиц, для ремонта зеленых насаждений и строительства наиболее важных объектов. В систему ухода за ними включаются: внесение удобрений, культивация и рыхление, подрезка корней, борьба с вредителями и болезнями.
2.Технологические карты как основа организации производственного процесса в питомнике.
Типовые технологические карты на выращивание декоративных древесно-кустарниковых растений для условий средней полосы РФ были разработаны в 1977 г. Уральским НИИ Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова. В настоящее время в этих технологических картах представляют ценность подробный перечень технологических операций, сроки проведения работ, их кратность. Что касается средств механизации (машин) и материалов (удобрений, вспомогательных материалов и нередко посадочного материала), приводимых в этих картах, то они требуют полного обновления. В связи с этим в отделе озеленения городов АКХ РФ им. К.Д. Памфилова начата работа по созданию новых технологических карт.
Основным документом для нормативных затрат являются «Типовые нормы времени (выработки) на работы по озеленению (ТНВ — 1987 г.)» и «Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах (ТКС)». Цены на проводимые работы в современных условиях хозяйствования устанавливаются регионально.
Организация технологии выращивания пород и, следовательно, структура питомника отражаются в так называемом организационно-хозяйственном (перспективном) плане питомника декоративных древесных пород.
Организационно-хозяйственный план (оргхозплан) — проектный документ, составляемый как для вновь организуемых, так и для действующих питомников, в которых предполагаются реконструкция, какие-либо изменения и внедрение новой технологии. Оргхозплан определяет необходимые капиталовложения на строительство и оснащение нового и реконструкцию действующего питомников, эксплуатационные расходы и себестоимость продукции.
Разработку оргхозплана проводят на основе задания, которое выдают республиканские или региональные органы власти или частный владелец. В задании определяются ассортимент и количество ежегодно выпускаемой продукции.
После получения задания на разработку оргхозплана проектная организация проводит сначала рекогносцировочное обследование для установления пригодности территории. Если территория оказывается пригодной (по рельефу, особенностям почв, наличию источников воды, близости к дорогам), то в соответствующих организациях оформляют отвод земель. После этого на территории проводят детальные изыскания:
геодезическую и топографическую съемки в масштабе 1:500 — 1:2000;
обследование почвы с составлением почвенной карты; гидрологическое обследование для определения глубины залегания грунтовых вод и установления необходимости мелиорации;
водохозяйственное обследование в случае необходимости проведения орошения;
обследование на зараженность вредителями и болезнями.
Если питомник действующий, надо учесть фактическую обеспеченность питомника кадрами, работников питомника жильем, производственными помещениями, транспортом и орудиями производства, необходимо также провести съемку размещения существующих отделов питомника и дать оценку качеству выращиваемых растений и ассортименту.
На основе всех изысканий разрабатывают оргхозплан. В оргхозплане отражается количественный ежегодный выпуск посадочного материала, определенный проектным заданием. По проектному заданию ежегодный выпуск растений определяется общей потребностью в них в данном районе, а она, в свою очередь, состоит из потребности материала на новое зеленое строительство и материала для ремонта и реконструкции существующих насаждений.
3.Расчет ежегодного выпуска деревьев и кустарников.
Для обеспечения населенных мест посадочным материалом в соответствии с их потребностью для нового озеленения, ремонта и реконструкции имеющихся зеленых насаждений в нашей стране разработаны теоретически обоснованные и практически целесообразные нормативы, касающиеся: норм зеленых насаждений на одного жителя в городах различной крупности; норм высадки (густоты посадки) деревьев и кустарников на 1 га зеленой площади в определенной природной зоне; соотношения различных групп растений в разных зонах.
Нормы зеленых насаждений на одного жителя определяются для насаждений общего пользования (парки, сады, скверы и т.д.), ограниченного пользования (школы, больницы, детские сады) и специального назначения (санитарно-защитные зоны, территории предприятий, транспорта и др.).
Нормы высадки деревьев и кустарников на 1 га учитывают естественные условия района и соотношение типов насаждений в различных климатических зонах.
В густых посадках на 1 га озеленяемой территории высаживают 400 — 625 деревьев в зависимости от их размеров, при изреженных — 100 — 250; при оформлении открытых пространств (одиночные посадки) — до 50 деревьев.
В северной зоне (по всем типам посадок) кустарников выращивают в 8 раз, в лесостепной зоне — в 9 и в степной — в 10 раз больше, чем деревьев.
Посадочным материалом должно обеспечиваться не только новое строительство, но и ремонтно-реставрационные работы на существующих объектах и ремонтные работы на новых участках до сдачи их в эксплуатацию. Для этих целей питомникам необходимо выпускать дополнительно: деревьев в количестве 3 %, кустарников — 7 %.
После определения годового выпуска деревьев и кустарников (производственной мощности питомника) определяют процентное соотношение выпускаемых растений: быстро- и медленнорастущих деревьев, красивоцветущих и лиственно-декоративных кустарников с различной быстротой роста. Затем определяют сроки их выращивания в школах в зависимости от того, какому стандарту должны соответствовать конкретные растения при их выпуске из питомника, и определяют севообороты. После этого рассчитывают закладку каждого вида растений по школам, в которых их будут выращивать, с учетом отпада растений в каждой школе. На основании этих расчетов определяют площадь питомника с учетом площадей питания. Итоговая сумма площадей дает продуцирующую площадь питомника, занятую под посадками и полями севооборотов.
4. Состав проектных материалов организационно-хозяйственного плана питомника.
Основные положения оргхозплана отражают следующее: процентное соотношение между разными группами проектируемого посадочного материала — саженцами декоративных и плодово- ягодных культур, быстро- и медленнорастущими декоративными деревьями; удельный вес декоративных форм саженцев деревьев и кустарников; при необходимости создания в соответствии с проектным заданием отдела цветочных культур или отдела газонных трав — объем ежегодного выпуска этой продукции; производственную структуру питомника с организацией территории и предложениями по мелиорации; схемы севооборотов всех отделов.
Культурообороты проектируют для занятых полей севооборота, где выращиваются разные виды растений по одной технологической схеме. Они предусматривают перемещение видов на севооборотном поле для каждой ротации с учетом требовательности пород к плодородию; основные предложения по строительству производственных сооружений, жилья, обеспечению водой, электроэнергией и механизмами.
Каждый из разделов содержит подробное описание и обоснование проектных предложений.
Более подробно принципы разработки оргхозпланов питомников декоративных древесных пород изложены в «Методике составления организационно-хозяйственных планов питомника» (М.: Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, 1962).
К оргхозплану в масштабе 1:500 — 1:2000 разрабатываются следующие графические материалы: почвенная карта; план организации питомника; план мелиоративных мероприятий; план севооборотов, а для реконструируемых питомников и план занятости полей в момент обследования участка.
Оргхозплан включает в себя и пояснительную записку, в которой должны быть: задание на проектирование, протоколы всех обсуждений проекта, основные предложения по мелиорации, по строительству производственных сооружений и жилья, обеспечению водой, электроэнергией, механизмами.
Агротехника выращивания отражается в технологических картах, которые являются главным составляющим оргхозплана; по ним рассчитывают потребность в семенах, удобрениях и других материалах, в рабочей силе, машинах, орудиях, инструментах, транспортных средствах. По технологическим картам составляют смету, калькуляцию себестоимости и определяют рентабельность и доходность питомника.
Все новые технологии в пояснительной записке описываются детально.
Лекция 7. Особенности выращивания красивоцветущих кустарников. – 2 часа
2.Виды роз
3.Агротехника выращивания роз
1.Виды кустарников
Буддлея — сем. Логаниевые. Род насчитывает около 100 видов из тропиков и субтропиков Азии, Америки и Южной Африки. Кустарники высотой 2 —5 м. Среди них имеются раноцветущие растения, у которых цветки появляются на ветвях, образовавшихся в предыдущем году, и цветущие во второй половине лета на побегах текущего прироста. Из-за теплолюбия растений в средней полосе можно применять лишь те виды, у которых цветение проходит на текущем приросте, т.е. те, на декоративности которых повреждение морозами не сказывается. К таким растениям относится Buddleia davidii Franch. (из Западного Китая), которая цветет в июле—августе до октября. Обрезку В.davidii Franch. нужно проводить весной, в марте —апреле, укорачивая ветви прошлого года до расположенных у их основания 2—3 почек. На зиму кусты буд- длеи (корневую систему) надо утеплять.
Буддлее нужна плодородная земля и регулярный полив, так как вид очень влаголюбив, особенно во время цветения.
На юге размножают буддлею семенами; в средних и северных широтах — зелеными и одревесневшими черенками.
Вейгела — сем. Жимолостные. Род вейгел происходит из юго- восточной Азии. В средней зоне РФ наиболее распространена Weigela florida А.Д.С. Цветение вейгелы цветущей начинается в начале июня и продолжается около трех недель. Цветочные почки — на прошлогодних ветвях. Для успешной культуры требует плодородных и влажных почв, солнечного местоположения.