Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 763
Скачиваний: 3
1
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
Построение «Дома качества» продукции
Цель работы: получить практические навыки построения «дома качества»
для планирования новой продукции с использованием метода структурирова-
ния функции качества.
Основные сведения
Метод структурирования функции качества (СФК), называемый также
развертыванием функции качества, является оригинальной японской методоло-
гией, ставящей целью гарантировать качество с самой первой стадии создания
и развития нового продукта. Метод СФК впервые был применен компанией
Мицубиси в 1972 г.
Специалисты охарактеризовали СФК как метод «выпускать изделия для
тех, кто ими пользуется, а не для тех, кто их производит». Американские спе-
циалисты в области менеджмента отмечают, что СФК-метод произвел револю-
цию в менеджменте качества, так как до этого предприятия концентрировали
усилия на удовлетворении технических требований, забывая порой о запросах
потребителей.
Что нового привносит СФК-метод в деятельность маркетинговых, инже-
нерных, производственных и сбытовых отделов предприятий? Принципиаль-
ный ответ на этот вопрос лежит в психологической плоскости – применение
СФК-метода ломает барьеры между подразделениями предприятия, заставляет
работать специалистов как одну команду, прививая работникам проектный
(командный) стиль работы.
Использование СФК-метода сокращает время цикла «исследование рын-
ка – проектирование – производство – сбыт», сокращаются затраты на выпуск
опытной партии на 20–40 %, а на предварительную проработку – более чем в 5
раз, что достигается благодаря проектному стилю работы.
Суть метода состоит в том, что требования потребителя должны «развер-
тываться» и конкретизироваться поэтапно, начиная с маркетинговых исследо-
ваний и заканчивая послепродажной подготовкой. Данный метод представляет
собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преоб-
разовывать пожелания потребителей в технические требования к изделиям и
параметрам производственных процессов. Технология СФК – это последова-
тельность действий производителя по преобразованию потребительских требо-
ваний в инженерные характеристики продукции, процессов, оборудования.
Метод СФК – это экспертный метод, использующий матричный способ
представления данных («дом качества»). Для развертывания потребительских
требований в технические характеристики и далее в показатели процесса и все-
го производства необходимо построить несколько домов качества (рис. 1).
Первая фаза развертывания потребительских требований – планирование
продукта – дает исходные данные для технического задания на проектирование
и разработку новой продукции. «Входами» для построения первого дома каче-
ства являются потребительские требования. Результат построения – точные
значения инженерных характеристик, т.е. цели производителя.
2
Рис. 1. Принципиальная схема метода СФК
В рамках второй фазы – планировании компонентов продукта – необхо-
димо определить наиболее важные компоненты создаваемого продукта, кото-
рые обеспечивают реализацию инженерных характеристик, определенные зна-
чения которых являются «входами» для построения второго дома качества. В
результате должен быть выбран проект, который в наибольшей степени отвеча-
ет ожидаемым ценностям продукта для потребителя.
На третьем этапе – проектировании процесса – свойства (параметры ка-
чества) проектируемого продукта трансформируются в конкретные технологи-
ческие операции, обеспечивающие получение продукта с заданными свойства-
ми. Этот этап предусматривает определение основных параметров каждой опе-
рации и выбор методов их контроля. На этапе разработки технологического
процесса изготовления продукта обязательно должна быть разработана система
контроля технологического процесса и предусмотрены пути дальнейшего
улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт.
На четвертом этапе – проектировании производства – разрабатывают
производственные инструкции и выбирают инструменты контроля качества
производства продукта.
В целом метод СФК позволяет не только формализовать процедуру опре-
деленных основных характеристик создаваемого продукта с учетом пожеланий
потребителя, но и принимать обоснованные решения по управлению качеством
процессов создания нового продукта. Таким образом, «развертывая» качество
на начальных этапах жизненного цикла продукта в соответствии с нуждами и
пожеланиями потребителя, удается избежать (свести к минимуму) корректи-
ровку параметров продукта после его появления на рынке, а, следовательно,
обеспечить высокую ценность и одновременно относительно низкую стоимость
продукта (за счет снижения непроизводственных издержек).
1. Планирование
продукта
2. Планирование
компонентов
продукта
3. Проектирование
процесса
4. Проектирование
производства
3
В данной практической работе необходимо построить первый дом каче-
ства. Рассмотрим процесс планирования продукта «Складной ножик» с исполь-
зованием метода СФК.
Типичная схема дома качества приведена на рис. 2.
Рис. 2. Схема дома качества
Прихожая дома качества. Поскольку качество продукции обусловлива-
ется, прежде всего, ее пригодностью удовлетворять определенные потребности
потребителей, то на начальном этапе строительства дома качества выявляют
искомые потребности потребителей, сформулированные в виде совокупности
требований потребителей к продукции. Выяснение требований потребителей
начинается с анализа рынка путем проведения опроса, на основании которого
фирма определяет, какую именно продукцию следует производить.
Порядок работы здесь следующий. Сначала определяется выборка, охваты-
вающая все множество потенциальных потребителей в определенном рыночном
сегменте, в котором действует компания. Затем в рамках выборки производится
опрос с тем, чтобы на основании его результатов определить, какими свойствами
должна обладать данная продукция, чтобы потребители захотели ее купить. В
итоге получается список потребительских требований к планируемой продукции.
Далее следует взять другую репрезентативную выборку потребителей и про-
извести оценку важности потребительских требований (от 1 – неважно до 5 –
очень важно). Смысл оценки состоит в том, чтобы понять, каким потребитель-
ским требованиям надо уделять больше внимания. При разработке продукции
повышенное внимание уделяют, естественно, более важным требованиям.
Требования потребителей всегда противоречивы, и нельзя создать про-
дукцию, отвечающую всем потребительским требованиям. Имея четкое пред-
ставление о том, какие требования необходимо удовлетворить обязательно, а
какими можно в известной степени поступиться, компания должна найти ком-
промисс.
4
В нашем примере на основании опроса потребителей были получены сле-
дующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Требования потребителей к продукции «Складной ножик»
Требования потребителя Оценка
Небольшой
3
Легкий
4
Удобно лежит в руке
3
Надежный
5
Долговечный
4
Многофункциональный
4
Хороший дизайн
2
Крыша дома качества. На этом этапе необходимо разработать список
технических характеристик будущего изделия – взгляд на изделие с точки
зрения инженера. Данный этап выполняет специально созданная команда раз-
работчиков.
Следует помнить, что отбор технических характеристик необходимо про-
изводить таким образом, чтобы, по крайней мере, абсолютное большинство из
них было измеряемым. При этом для каждого требования потребителя следует
задать по меньшей мере одну техническую характеристику продукта. Этот спи-
сок представляется в том же виде, что и список потребительских требований,
но «лежа на боку».
В нашем примере техническими характеристиками (показателями каче-
ства) продукции «Складной ножик» являются следующие:
масса/вес;
размеры (длина, ширина, высота/толщина);
материал инструментов;
материал корпуса;
фиксатор лезвия;
количество инструментов в составе ножа.
СФК получило название «дом качества» из-за крышеобразной матрицы, в
которой проставляют взаимосвязи между техническими характеристиками, ко-
торые могут быть однонаправленными («+» корреляция) и разнонаправленны-
ми («–» корреляция).
Например, характеристика «масса/вес» явно вступает в противоречие с ха-
рактеристикой «материал корпуса». Такие характеристики обозначают знаком
«–». С другой стороны, характеристики «размеры» и «количество инструмен-
тов» ножика коррелированны между собой. Такие характеристики обознача-
ют знаком «+». В дальнейшем эта зависимость учитывается при оптимизации
всей системы. Таким образом, в клеточки треугольной матрицы проставляют
один из выбранных знаков («+» или «–»), пустая клеточка означает отсут-
ствие корреляции между характеристиками.
5
Комната дома качества. Потребитель формулирует свои пожелания, как
правило, в абстрактной форме: «удобная мебель», «легкий телефон» и пр. Для
него такой способ выражения своих потребностей является вполне нормаль-
ным. Но для инженеров, проектировщиков, конструкторов этого недостаточно:
следует четко определить размеры, материалы, требования к обработке по-
верхности, допустимый вес и т.д. Следовательно, между потребительскими
требованиями и инженерными характеристиками необходимо выявить взаи-
мосвязи, чтобы сделать мнение потребителя понятным для инженера. Для ис-
следования этих взаимосвязей используют матричные диаграммы связи.
Теснота (сила) связи зависит от того, насколько существенный вклад вно-
сит та или иная характеристика продукта в удовлетворение конкретного по-
желания потребителя. Для определенности различают три вида связи:
слабая связь – знак треугольник (1 балл);
средняя связь – знак светлый круг (3 балла);
сильная связь – знак светло-темный круг (9 баллов).
После установления взаимосвязи между потребительскими требованиями
и инженерными характеристиками становится ясно, какие инженерные харак-
теристики наиболее сильно влияют на удовлетворение определенных требова-
ний потребителей, какие – слабо, а какие вообще не создают добавленной цен-
ности продукции для потребителя. На этом этапе необходимо решить, нужно
ли оставлять в проектируемом изделии те инженерные характеристики, кото-
рые не нужны потребителю. При этом следует обязательно учитывать, что
некоторые характеристики, даже если они не нужны потребителю, тем ме-
нее, могут быть необходимы для нормального функционирования продукта.
В нашем примере матричная диаграмма связи между требованиями потре-
бителей и техническими характеристиками продукции «Складной ножик» вы-
глядит следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Матричная диаграмма продукции «Складной ножик»
Требования потребителя
(ЧТО?)
Оц
енк
а
Технические характеристики
(КАК?)
Масса/ве
с
Раз
м
ер
ы
Матери
ал
ин
стр
ум
енто
в
Матери
ал
корп
уса
Фиксат
ор
л
ез
ви
я
Количест
во
ин
стр
ум
енто
в
1. Небольшой
3
2. Легкий
4
3. Удобно лежит в руке
3
4. Надежный
5
5. Долговечный
4
6. Многофункциональный
4
7. Хороший дизайн
2