ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 763

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2 

Построение «Дома качества» продукции 

Цель работы: получить практические навыки построения «дома качества» 

для  планирования  новой  продукции  с  использованием  метода  структурирова-
ния функции качества.  

Основные сведения 

Метод  структурирования  функции  качества  (СФК),  называемый  также 

развертыванием функции качества, является оригинальной японской методоло-
гией, ставящей целью гарантировать качество с самой первой стадии создания 
и  развития  нового  продукта.  Метод  СФК  впервые  был  применен  компанией 
Мицубиси в 1972 г. 

Специалисты  охарактеризовали  СФК  как  метод  «выпускать  изделия  для 

тех, кто ими пользуется, а не для тех, кто их производит». Американские спе-
циалисты в области менеджмента отмечают, что СФК-метод произвел револю-
цию  в  менеджменте  качества,  так  как  до  этого  предприятия  концентрировали 
усилия на удовлетворении технических требований, забывая порой о  запросах 
потребителей. 

Что  нового  привносит  СФК-метод  в  деятельность  маркетинговых,  инже-

нерных,  производственных  и  сбытовых  отделов  предприятий?  Принципиаль-
ный  ответ  на  этот  вопрос  лежит  в  психологической  плоскости  –  применение 
СФК-метода ломает барьеры между подразделениями предприятия, заставляет 
работать  специалистов  как  одну  команду,  прививая  работникам  проектный 
(командный) стиль работы. 

Использование  СФК-метода  сокращает  время  цикла  «исследование  рын-

ка – проектирование – производство – сбыт», сокращаются затраты на  выпуск 
опытной партии на 20–40 %, а на предварительную проработку – более чем в 5 
раз, что достигается благодаря проектному стилю работы. 

Суть метода состоит в том, что требования потребителя должны «развер-

тываться»  и  конкретизироваться  поэтапно,  начиная  с  маркетинговых  исследо-
ваний и заканчивая послепродажной подготовкой. Данный метод представляет 
собой технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преоб-
разовывать  пожелания  потребителей  в  технические  требования  к  изделиям  и 
параметрам  производственных  процессов.  Технология  СФК  –  это  последова-
тельность действий производителя по преобразованию потребительских требо-
ваний в инженерные характеристики продукции, процессов, оборудования. 

Метод  СФК  –  это  экспертный  метод,  использующий  матричный  способ 

представления  данных  («дом  качества»).  Для  развертывания  потребительских 
требований в технические характеристики и далее в показатели процесса и все-
го производства необходимо построить несколько домов качества (рис. 1).  

Первая  фаза  развертывания  потребительских  требований  –  планирование 

продукта – дает исходные данные для технического задания на проектирование 
и разработку новой продукции. «Входами» для построения первого дома каче-
ства  являются  потребительские  требования.  Результат  построения  –  точные 
значения инженерных характеристик, т.е. цели производителя. 


background image

 

Рис. 1. Принципиальная схема метода СФК 

В  рамках  второй  фазы  –  планировании  компонентов  продукта  –  необхо-

димо  определить  наиболее  важные  компоненты  создаваемого  продукта,  кото-
рые обеспечивают реализацию инженерных характеристик, определенные зна-
чения  которых  являются  «входами»  для  построения  второго  дома  качества.  В 
результате должен быть выбран проект, который в наибольшей степени отвеча-
ет ожидаемым ценностям продукта для потребителя. 

На третьем этапе – проектировании процесса – свойства (параметры ка-

чества) проектируемого продукта трансформируются в конкретные технологи-
ческие операции, обеспечивающие получение продукта с заданными свойства-
ми. Этот этап предусматривает определение основных параметров каждой опе-
рации  и  выбор  методов  их  контроля.  На  этапе  разработки  технологического 
процесса изготовления продукта обязательно должна быть разработана система 
контроля  технологического  процесса  и  предусмотрены  пути  дальнейшего 
улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт. 

На  четвертом  этапе  –  проектировании  производства  –  разрабатывают 

производственные  инструкции  и  выбирают  инструменты  контроля  качества 
производства продукта. 

В целом метод СФК позволяет не только формализовать процедуру опре-

деленных основных характеристик создаваемого продукта с учетом пожеланий 
потребителя, но и принимать обоснованные решения по управлению качеством 
процессов  создания  нового  продукта.  Таким  образом,  «развертывая»  качество 
на начальных этапах жизненного цикла продукта в соответствии с нуждами и 
пожеланиями  потребителя,  удается  избежать  (свести  к  минимуму)  корректи-
ровку  параметров  продукта  после  его  появления  на  рынке,  а,  следовательно, 
обеспечить высокую ценность и одновременно относительно низкую стоимость 
продукта (за счет снижения непроизводственных издержек). 

 

 

 

 

 

1. Планирование 

продукта 

 

2. Планирование 

компонентов  

продукта 

3. Проектирование 

процесса 

4. Проектирование 

производства 


background image

В  данной  практической  работе  необходимо  построить  первый  дом  каче-

ства. Рассмотрим процесс планирования продукта «Складной ножик» с исполь-
зованием метода СФК. 

Типичная схема дома качества приведена на рис. 2. 

 

Рис. 2. Схема дома качества 

Прихожая  дома  качества.  Поскольку  качество  продукции  обусловлива-

ется, прежде всего, ее пригодностью удовлетворять определенные потребности 
потребителей,  то  на  начальном  этапе  строительства  дома  качества  выявляют 
искомые  потребности  потребителей,  сформулированные  в  виде  совокупности 
требований  потребителей  к  продукции.  Выяснение  требований  потребителей 
начинается  с  анализа  рынка  путем  проведения  опроса,  на  основании  которого 
фирма определяет, какую именно продукцию следует производить. 

Порядок  работы  здесь  следующий.  Сначала  определяется  выборка,  охваты-

вающая  все  множество потенциальных  потребителей  в  определенном  рыночном 
сегменте, в котором действует компания. Затем в рамках выборки производится 
опрос с тем, чтобы  на основании его результатов определить, какими свойствами 
должна  обладать  данная  продукция,  чтобы  потребители  захотели  ее  купить.  В 
итоге получается список потребительских требований к планируемой продукции. 
Далее  следует  взять  другую  репрезентативную  выборку потребителей и  про-
извести  оценку  важности  потребительских требований  (от 1  –  неважно до  5 – 
очень важно). Смысл оценки состоит в том, чтобы понять,  каким потребитель-
ским  требованиям  надо  уделять  больше внимания.  При  разработке  продукции 
повышенное внимание уделяют, естественно, более важным требованиям.  

Требования  потребителей  всегда  противоречивы,  и  нельзя  создать  про-

дукцию,  отвечающую  всем  потребительским  требованиям.  Имея  четкое  пред-
ставление  о  том,  какие  требования  необходимо  удовлетворить  обязательно,  а 
какими можно в известной степени поступиться, компания должна  найти ком-
промисс. 

 


background image

В нашем примере на основании опроса потребителей были получены сле-

дующие результаты (табл. 1). 

Таблица 1 

Требования потребителей к продукции «Складной ножик» 

Требования потребителя  Оценка 

Небольшой 

Легкий 

Удобно лежит в руке 

Надежный 

Долговечный 

Многофункциональный 

Хороший дизайн 

Крыша  дома  качества.  На  этом  этапе  необходимо  разработать  список 

технических  характеристик  будущего  изделия  –  взгляд  на  изделие  с  точки 
зрения инженера.  Данный  этап  выполняет  специально  созданная  команда  раз-
работчиков.  

Следует помнить, что отбор технических характеристик необходимо про-

изводить таким образом,  чтобы, по крайней мере, абсолютное большинство из 
них было измеряемым. При этом для каждого требования потребителя следует 
задать по меньшей мере одну техническую характеристику продукта. Этот  спи-
сок  представляется  в  том  же  виде,  что  и  список  потребительских требований, 
но «лежа на боку». 

В  нашем  примере  техническими  характеристиками  (показателями  каче-

ства) продукции «Складной ножик» являются следующие:     

 

масса/вес; 

 

размеры (длина, ширина, высота/толщина); 

 

материал инструментов; 

 

материал корпуса; 

 

фиксатор лезвия; 

 

количество инструментов в составе ножа. 

СФК получило название «дом качества» из-за крышеобразной  матрицы, в 

которой проставляют взаимосвязи между техническими характеристиками, ко-
торые могут быть однонаправленными («+» корреляция) и разнонаправленны-
ми («–» корреляция).  

Например, характеристика «масса/вес» явно вступает в противоречие с ха-

рактеристикой  «материал корпуса». Такие характеристики обозначают знаком 
«–». С другой стороны, характеристики «размеры» и «количество инструмен-
тов» ножика  коррелированны  между  собой.  Такие характеристики обознача-
ют знаком «+». В  дальнейшем  эта  зависимость  учитывается при оптимизации 
всей  системы.  Таким  образом,  в  клеточки  треугольной  матрицы  проставляют 
один из выбранных  знаков  («+»  или  «–»),  пустая  клеточка  означает  отсут-
ствие  корреляции  между характеристиками. 

 


background image

Комната дома качества. Потребитель формулирует свои пожелания, как 

правило, в абстрактной форме: «удобная мебель», «легкий телефон» и пр. Для 
него  такой  способ  выражения  своих  потребностей  является  вполне  нормаль-
ным. Но для инженеров, проектировщиков, конструкторов этого недостаточно: 
следует  четко  определить  размеры,  материалы,  требования  к  обработке  по-
верхности,  допустимый  вес  и  т.д.  Следовательно,  между  потребительскими 
требованиями  и  инженерными  характеристиками  необходимо  выявить  взаи-
мосвязи, чтобы сделать мнение потребителя понятным для инженера. Для ис-
следования этих взаимосвязей используют матричные диаграммы связи. 

Теснота (сила) связи зависит от того, насколько существенный вклад вно-

сит  та  или  иная  характеристика  продукта  в  удовлетворение  конкретного  по-
желания потребителя. Для  определенности различают три вида связи: 

 

слабая связь – знак треугольник (1 балл); 

 

средняя связь – знак светлый круг (3 балла); 

 

сильная связь – знак светло-темный круг (9 баллов). 

После установления взаимосвязи между потребительскими  требованиями 

и инженерными характеристиками становится ясно, какие инженерные харак-
теристики наиболее сильно влияют на удовлетворение определенных  требова-
ний потребителей, какие – слабо, а какие вообще не создают добавленной цен-
ности продукции для потребителя. На этом этапе необходимо  решить, нужно 
ли оставлять в проектируемом изделии те инженерные  характеристики,  кото-
рые  не  нужны  потребителю.  При  этом  следует  обязательно  учитывать,  что 
некоторые  характеристики,  даже  если  они  не  нужны  потребителю,  тем  ме-
нее, могут быть необходимы для нормального функционирования продукта.  

В нашем примере матричная диаграмма связи между требованиями потре-

бителей и техническими характеристиками продукции «Складной ножик» вы-
глядит следующим образом (табл. 2). 

Таблица 2 

Матричная диаграмма продукции «Складной ножик» 

Требования потребителя 

(ЧТО?) 

Оц

енк

а 

Технические характеристики 

(КАК?) 

Масса/ве

с 

Раз

м

ер

ы

 

Матери

ал

  

ин

стр

ум

енто

в 

Матери

ал

  

корп

уса

 

Фиксат

ор 

 

л

ез

ви

я 

Количест

во 

ин

стр

ум

енто

в 

1.  Небольшой 

 

 

 

 

 

 

2.  Легкий 

 

 

 

 

 

 

3.  Удобно лежит в руке 

 

 

 

 

 

 

4.  Надежный 

 

 

 

 

 

 

5.  Долговечный 

 

 

 

 

 

 

6.  Многофункциональный 

 

 

 

 

 

 

7.  Хороший дизайн