ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 764

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Веранда дома качестваГоворя о реальном рынке, мы должны  помнить о 

конкурентах,  которых  в  определенной  нише  может  быть  очень много.  Проил-
люстрируем  ситуацию  на  примере  двух  конкурентов.  У  первого  конкурента 
рыночная  доля  чуть  больше  нашей.  У  второго  –  чуть  меньше.  Они  оба пред-
ставляют для нас потенциальную опасность. Первый – тем, что он  имеет боль-
шую нишу и, следовательно, более «силен» в экономическом отношении. Вто-
рой, хотя и не достиг нашего уровня, активно стремится к этому и,  скорее все-
го, планирует выпустить какой-то новый конкурентоспособный продукт. 

Для  наглядного  представления  о  положении  дел  с  конкурентами  обычно 

используют  бальную  оценку  (например,  по  5-балльной  шкале).  Конкурентов 
оценивают  по  тому,  насколько  полно они способны выполнить каждое из по-
требительских  требований,  определенных  на  первом  шаге.  Для  оценки  ис-
пользуют  экспертный  метод.  Сравнение  конкурентов  называется  процедурой 
бенчмаркинга,  т.е.  сопоставимой оценки.  Конкуренты  –  это  своеобразные  эта-
лоны,  по  сравнению  с  которыми  оценивают  потенциал  компании  на  рынке. 
Бенчмаркинг  дает  наглядное  представление  о  том,  по  каким  потребительским 
требованиям  наши  позиции  прочны,  а  по  каким  –  надо  немедленно  что-то 
делать, чтобы улучшать ситуацию.  

В  нашем  примере  при  проведении  бенчмаркинга  конкурирующих  компа-

ний, производящий продукцию «Складной ножик», были получены следующие 
результаты (табл. 3).  

Таблица 3 

Бенчмаркинг продукции «Складной ножик» 

Требования потребителя 

Наша 

фирма 

Конку-

рент 1 

Конку-

рент 2 

Конку-

рент 3 

1.  Небольшой 

2.  Легкий 

3.  Удобно лежит в руке 

4.  Надежный 

5.  Долговечный 

6.  Многофункциональный 

7.  Хороший дизайн 

Подвал дома качества. Внизу матричной диаграммы (комнаты)  распола-

гается  сводная информация,  необходимая  для  разработки  технического  зада-
ния на проектирование новой единицы продукции: 

 степень важности технических характеристик; 
– техническое сравнение с конкурентами; 
– направление проведения изменений; 
– технические целевые значения. 
Степень  важности  технических  характеристик  определяется  путем  сум-

мирования  произведений  силы  их  корреляции  с  потребительскими  требова-
ниями  и  оценки  важности,  присвоенной  каждому  из  требований.  Например, 
для характеристики «масса/вес» имеем: 3*1+4*9+3*3+5*0+4*0+4*0+2*3=54. 

Далее каждую техническую характеристику разработчик должен оценить 

по сравнению  с  конкурентами и в результате определить направления улуч-


background image

шения технических характеристик исходной продукции: какие из характери-
стик  следует  увеличить  для  большего  удовлетворения  потребителей  (про-
ставляют  знак  «

»),  какие  –  уменьшить  (знак  «

»),  а  какие  –  оставить  на 

прежнем уровне (знак «

»). 

Наконец,  каждой  технической  характеристике  следует  придать  конкрет-

ное  целевое  значение,  т.е.  то  значение,  к  которому  будут  стремиться разра-
ботчики, чтобы удовлетворить требования потребителя.  

В  результате  выполнения  вышеуказанных  процедур  получают исходные 

данные  для  технического  задания  на  проектирование  и  разработку  новой 
продукции. 

В нашем примере техническое задание на проектирование новой единицы 

продукции «Складной ножик» выглядит следующим образом (табл. 4). 

 

Таблица 4 

Техническое задание на проектирование продукции «Складной ножик» 

 

Масса/ве

с 

 Раз

м

ер

ы

 

Матери

ал

  

ин

стр

ум

енто

в 

Матери

ал

  

корп

уса

 

Фиксат

ор 

 

л

ез

ви

я 

Количест

во 

ин

стр

ум

енто

в 

Степень важности  
технических характеристик 

54 

103 

65 

80 

88 

92 

Техническое сравнение 

гр. 

см 

 

 

+/– 

шт. 

Наша фирма 

61 

9|3|2 

X20 

Пласт. 

– 

Конкурент 1 

95 

11|3|3 

X40 

Металл 

12 

Конкурент 2 

73 

10|2|2 

X20 

Пласт. 

– 

Конкурент 3 

57 

12|4|1 

X39 

Дерево 

Направление изменений 

 

 

 

 

 

 

Технические целевые  

значения (СКОЛЬКО?) 

71 

10|3|3 

X39 

Пласт. 

10 

 

Итоговая схема дома качества продукции «Складной ножик» представлена 

на рис. 3. 

 

Порядок выполнения работы 

1.  Ознакомиться с теоретическими сведениями работы. 
2.  Используя  метод  СФК,  построить  «дом  качества»  для  самостоятельно 

выбранного вида продукции/услуги. 

3.  Сформулировать  техническое  задание  на  проектирование  и  разработку 

новой единицы продукции/услуги. 


background image

 

Рис. 3. Схема дома качества продукции «Складной ножик»