Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 764
Скачиваний: 3
6
Веранда дома качества. Говоря о реальном рынке, мы должны помнить о
конкурентах, которых в определенной нише может быть очень много. Проил-
люстрируем ситуацию на примере двух конкурентов. У первого конкурента
рыночная доля чуть больше нашей. У второго – чуть меньше. Они оба пред-
ставляют для нас потенциальную опасность. Первый – тем, что он имеет боль-
шую нишу и, следовательно, более «силен» в экономическом отношении. Вто-
рой, хотя и не достиг нашего уровня, активно стремится к этому и, скорее все-
го, планирует выпустить какой-то новый конкурентоспособный продукт.
Для наглядного представления о положении дел с конкурентами обычно
используют бальную оценку (например, по 5-балльной шкале). Конкурентов
оценивают по тому, насколько полно они способны выполнить каждое из по-
требительских требований, определенных на первом шаге. Для оценки ис-
пользуют экспертный метод. Сравнение конкурентов называется процедурой
бенчмаркинга, т.е. сопоставимой оценки. Конкуренты – это своеобразные эта-
лоны, по сравнению с которыми оценивают потенциал компании на рынке.
Бенчмаркинг дает наглядное представление о том, по каким потребительским
требованиям наши позиции прочны, а по каким – надо немедленно что-то
делать, чтобы улучшать ситуацию.
В нашем примере при проведении бенчмаркинга конкурирующих компа-
ний, производящий продукцию «Складной ножик», были получены следующие
результаты (табл. 3).
Таблица 3
Бенчмаркинг продукции «Складной ножик»
Требования потребителя
Наша
фирма
Конку-
рент 1
Конку-
рент 2
Конку-
рент 3
1. Небольшой
4
3
4
1
2. Легкий
4
3
3
4
3. Удобно лежит в руке
2
5
3
3
4. Надежный
4
5
3
5
5. Долговечный
3
4
3
2
6. Многофункциональный
3
5
4
1
7. Хороший дизайн
5
2
1
5
Подвал дома качества. Внизу матричной диаграммы (комнаты) распола-
гается сводная информация, необходимая для разработки технического зада-
ния на проектирование новой единицы продукции:
– степень важности технических характеристик;
– техническое сравнение с конкурентами;
– направление проведения изменений;
– технические целевые значения.
Степень важности технических характеристик определяется путем сум-
мирования произведений силы их корреляции с потребительскими требова-
ниями и оценки важности, присвоенной каждому из требований. Например,
для характеристики «масса/вес» имеем: 3*1+4*9+3*3+5*0+4*0+4*0+2*3=54.
Далее каждую техническую характеристику разработчик должен оценить
по сравнению с конкурентами и в результате определить направления улуч-
7
шения технических характеристик исходной продукции: какие из характери-
стик следует увеличить для большего удовлетворения потребителей (про-
ставляют знак «
»), какие – уменьшить (знак «
»), а какие – оставить на
прежнем уровне (знак «
»).
Наконец, каждой технической характеристике следует придать конкрет-
ное целевое значение, т.е. то значение, к которому будут стремиться разра-
ботчики, чтобы удовлетворить требования потребителя.
В результате выполнения вышеуказанных процедур получают исходные
данные для технического задания на проектирование и разработку новой
продукции.
В нашем примере техническое задание на проектирование новой единицы
продукции «Складной ножик» выглядит следующим образом (табл. 4).
Таблица 4
Техническое задание на проектирование продукции «Складной ножик»
Масса/ве
с
Раз
м
ер
ы
Матери
ал
ин
стр
ум
енто
в
Матери
ал
корп
уса
Фиксат
ор
л
ез
ви
я
Количест
во
ин
стр
ум
енто
в
Степень важности
технических характеристик
54
103
65
80
88
92
Техническое сравнение
гр.
см
+/–
шт.
Наша фирма
61
9|3|2
X20
Пласт.
–
7
Конкурент 1
95
11|3|3
X40
Металл
+
12
Конкурент 2
73
10|2|2
X20
Пласт.
–
8
Конкурент 3
57
12|4|1
X39
Дерево
+
1
Направление изменений
Технические целевые
значения (СКОЛЬКО?)
71
10|3|3
X39
Пласт.
+
10
Итоговая схема дома качества продукции «Складной ножик» представлена
на рис. 3.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с теоретическими сведениями работы.
2. Используя метод СФК, построить «дом качества» для самостоятельно
выбранного вида продукции/услуги.
3. Сформулировать техническое задание на проектирование и разработку
новой единицы продукции/услуги.
8
Рис. 3. Схема дома качества продукции «Складной ножик»