Файл: Формы и системы оплаты труда на предприятии (Формы оплаты труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- в других случаях, предусмотренных законами, коллективными договорами или локальными нормативными актами организации (ст. 124 ТК РФ).

Отпуск по заявлению работника переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее, чем за две недели до его начала.

Часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Замена отпуска денежной компенсацией беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не допускается (ст. 126 ТК РФ).

Для оформления и учета отпуска, предоставляемого работнику в соответствии с законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом), применяется форма №Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику» (утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26).

2.3 Проблемы оплаты труда

В социально-экономической жизни общества оплата труда выполняет двоякую роль: в качестве личного дохода служит основным источником жизнеобеспечения занятых и их семей и в качестве совокупного платежеспособного спроса - одним из главных факторов поддержания и развития производства. Государственная политика в области заработной платы призвана предусмотреть определенные законодательные меры, гарантирующие выполнение заработной платой как воспроизводственных, так и экономических функций. Общепризнанные в мировой практике требования к государственному законодательству и мерам социально-экономической политики в этой области обобщены в документах Международной организации труда (МОТ), в которой участвует и Россия.

Однако основные направления политики оплаты труда в России в 90-е годы, приведшие к нынешнему критически низкому уровню среднего заработка, к фактической утрате такого инструмента гарантирования порогового прожиточного уровня, как минимальная заработная плата, к массовой практике длительных задержек выплаты трудового дохода, не отвечают основополагающим требованиям, принятым государствами-участниками МОТ, по обеспечению, как сказано в Преамбуле Устава МОТ, удовлетворительных условий жизни всем работающим. Ограничительная политика в области доходов в течение всего периода экономических реформ низвела массовую заработную плату до уровня, не обеспечивающего нормального воспроизводства рабочей силы. Самобытная российская политика невыплаты заработанного дохода, инициированная государством, нарушает не только Конвенцию МОТ «Об охране заработной платы», но и 96-ю статью действующего КЗОТа и свидетельствует о полной правовой беззащитности работника в нынешнем государстве.


Результаты политики оплаты труда. Итоги трех кварталов 1999 г. показывают, что на фоне интенсивных дискуссий в научной среде и органах государственной власти о необходимости неотложного реформирования заработной платы произошел буквальный провал ее реального уровня. По сравнению с январем-сентябрем 1998 г. за соответствующий период 1999 г. реальная заработная плата упала почти в 1,5 раза (до 67,6%). [1, с.182].Такая степень падения равнозначна кризисному показателю 1992 г., достигшему в результате шоковой либерализации цен без необходимого компенсирования уровня доходов также полутораразового снижения. Таким образом, продолжение ограничительной политики доходов населения, вопреки давно уже очевидной настоятельности ее преодоления, подготовило второй после 1992 г. крупный спад реальной заработной платы, который еще более усложнил ситуацию в сфере оплаты труда и задачи ее реформирования. В январе 2000 г. по сравнению с декабрем 1999 г. более чем на 20% снизилась и номинальная, и реальная заработная плата. Причем интенсивность кризисного падения уровня реальной заработной платы за 9 лет значительно превзошла спад валового внутреннего продукта (ВВП). Его уровень в 1999 г. по сравнению с 1990 г. составил 59%. При этом наибольший разрыв в темпах падения сравниваемых показателей отмечался в 1992 и 1999 гг. В 1999 г. при повышении ВВП на 3% реальная (начисленная) заработная плата упала на 23% (рассчитано по [1, 2]).

Современный уровень оплаты труда в России неадекватен уровню экономического развития страны. Среднемесячная начисленная заработная плата эквивалентна 1,7 официального прожиточного минимума, тогда как в 1990 г. она позволяла выкупать 5, а в 1991 г. - около 4 минимумов (см. таблицу). Причем его объем предусматривал значительно более широкий набор потребительских благ, чем скудный минимум, исчисляемый в России с 1992 г., который Министерство труда вынуждено в настоящее время пересматривать. Если учесть среднюю семейную нагрузку иждивенцев на работающего, то из сегодняшнего среднего заработка на одного члена семьи придется чуть больше нынешнего неудовлетворительного прожиточного минимума. Такой катастрофически низкий уровень трудового дохода означает, что воспроизводство рабочей силы в настоящее время осуществляется на грани физического выживания, так как исчисляемый ныне прожиточный минимум, по данным специалистов Всероссийского центра уровня жизни, составляет примерно половину минимального потребительского бюджета [3, с. 177].

Существование в границах физического выживания может быть лишь временным состоянием, так как длительное недостаточное удовлетворение насущных потребностей на уровне, вдвое низшем, чем это предусмотрено минимальным потребительским бюджетом, ведет к разрушению здоровья, духовной деградации и люмпенизации населения. Такой образ жизни стал реальностью для значительных масс работников сферы наемного труда, так как почти две трети из них имеют заработную плату ниже среднероссийского уровня. Данные Госкомстста РФ о распределении численности работников средних и крупных организаций по размерам начисленной заработной платы за сентябрь 1997 г. показывают, что 62,1% из них получали до 1 млн. неденомин. руб. при средней по стране - 1,026 млн. руб. [4, с.39-40].


Следствием сжатия покупательной способности заработной платы стали регрессивные сдвиги в структуре потребления, в которой превалирующее место заняли продукты питания и предметы неотложного спроса. Потребительский бюджет даже среднедоходных и близких к ним групп населения стал типичным бюджетом бедности, критерием которого во всем мире считается уровень расходов на питание, превышающий 50-процентную долю. Из бюджета среднедоходного потребителя выпадают расходы на качественные товары, предметы длительного пользования, большинство видов платных услуг. Низкий уровень платежеспособного спроса работников наемного труда становится серьезным ограничителем на пути возрождения потребительских отраслей и перехода к стратегии экономического роста.

Согласно широко распространенным оценкам, нынешний уровень заработной платы в России - один из самых низких в мире - в 10-12 раз ниже, чем в развитых странах [5]. Официально публикуемый показатель средней заработной платы в долларах США, исходя из официального курса доллара к рублю [2, с.109] для 1998 г. (113 долл.) в 20-25 раз ниже, чем в наиболее развитых странах Западной Европы и США. Однако сравнение заработной платы в пересчете по официальному курсу не может быть правомерным, поскольку этот курс не соответствует реальному соотношению покупательной способности валют, формирующемуся по представительному кругу внутренних цен. Если воспользоваться недавно опубликованными ре-зультами расчетов в единой валюте известного специалиста по международным сопоставлениям статистических показателей Б.М.Болотина, охватывающими показатели ВВП, государственных расходов и денежных доходов населения России в долларах по паритетам покупательной способности валют - ППС в ценах 1995 г., а также данными о ВВП, государственных доходах и расходах и среднемесячной заработной плате рабочих и служащих в развитых странах Запада также в ценах и по ППС 1995 г. [6, с.114-128], то можно определить, что уровень ВВП в расчете на душу населения в России по отношению к США в 1997 г., измеренный в постоянных ценах и по ППС 1995 г., составил 15%, в расчете на занятого - примерно 16%, а уровень среднемесячной заработной платы (без начислений) - около 7%. По сравнению с суммарным показателем стран Западной Европы заработная плата в России по этим расчетам равна 9%. Эти данные в целом соответствуют вышеназванным оценкам отставания России по уровню заработной платы. Одновременно они свидетельствуют, что доля в ВВП фонда заработной платы (без страховых начислений) в России вдвое ниже, чем в США.


Необходимо учесть, что в последние годы в России существенных масштабов достигли скрытые формы трудового вознаграждения, не проходящие через фонд зарплаты предприятия. Согласно официальным данным, приводимым в балансах национальных счетов, их размер в 1995-1998 гг. оценивается 10-12% ВВП и на 3132% повышает показатель годового фонда оплаты труда наемных работников [2, с. 63-64]. Если сделать поправку на этот фактор при сопоставлениях заработной платы в долларах, исходя из упомянутых выше расчетов валютных паритетов, то показатель России (в ценах и по ППС 1995 г.) составит в 1997 г. 9% по сравнению с уровнем США и 12% - стран Западной Европы в целом. Однако очевидно, что в 1999 г. эти показатели стали ниже.

Необходимые корректировки уровня среднемесячной заработной платы на объем недоучитываемых в ней скрытых выплат, повышающих ее текущий номинальный уровень, по данным Госкомстата РФ, почти на треть, следовало бы дополнить также оценкой размера фактически полученной работниками среднемесячной заработной платы, а не только начисленной, как она приводится в официальной статистике, поскольку объемы неполученного и нереализованного таким образом

трудового дохода составляют весьма масштабные величины, особенно в отдельные периоды. Например, на 1 сентября 1998 г. размеры задолженности по заработной плате достигали 84 млрд. руб., т.е. величины, сопоставимой с 10% годового фонда заработной платы всех занятых в экономике.

О неправомерно заниженном уровне оплаты труда наемных работников в России свидетельствуют также международные сравнения структуры распределения доходов по их источникам между группами получателей, характеризующей соотношение долей труда и капитала. Согласно расчетам Всероссийского центра уровня жизни, удельный вес доходов наемных работников в распределяемом национальном доходе страны (в 1997 г.) в России был существенно ниже, чем в США (в 1988 г.): 49% по сравнению с 64%, а доходов от предпринимательской деятельности, включающих прибыль, проценты, ренту, дивиденды, намного выше: 26% по сравнению с 16% [3, с.170]. Если элиминировать доходы собственников и социальные трансферты из общей суммы распределяемых доходов и соотнести только зарплату и доходы в виде прибыли, то в России эта пропорция составит 66:34, а в США - соответственно 80:20.

Произошедшее в течение 90-х годов беспрецедентное обесценение рабочей силы - прямое следствие целенаправленной ограничительной политики государства в сфере трудовых доходов при проведении широкой либерализации потребительских цен.


В странах с рыночной экономикой государственная политика регулирования трудовых доходов включает, по меньшей мере, три основных направления: законодательные установления по корректированию динамики заработной платы в соответствии с ростом инфляции; активное вмешательство государства в процесс согласования интересов работников и работодателей (трехсторонние соглашения) с целью контроля за обеспечением общественно приемлемого уровня воспроизводства рабочей силы; законодательное установление минимальной заработной платы, гарантирующей социальную защиту доходов на низшей границе оплаты.

Заключение

Целью курсовой работы было подробно рассмотреть понятие оплата труда на предприятии.

В заключении данной курсовой работе, заработная плата это плата за выполненную работу в зависимости от сложности работы, качества продукта, количества , полученная работником данной компании.Заработная плата играет очень важную роль в структуре доходов работника, так как является основным источником заработка.Одна из важнейших проблем организации заработной платы - найти механизм заинтересованности работников, способный обеспечить максимально тесную взаимосвязь их заработной платы с фактическим трудовым вкладом. Традиционные системы оплаты труда на основе тарифной системы позволяют при их рациональном применении обеспечивать такую связь.При повременной оплате мерой труда выступает отработанное время, а заработок рабочему начисляется в соответствии с его тарифной ставкой, окладом за фактически отработанное время.Нет плохих или хороших систем оплаты труда, так же как и нет идеальной системы оплаты труда, при которой останутся полностью довольными и работодатель, и работник. У каждой организации есть свои особенности и отличия от других, в зависимости от которых должна разрабатываться система оплаты труда.

Список использованных источников

Интернет ресурсы

http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/oplata-truda.html

https://assistentus.ru/oplata-truda/forma-i-sistema

https://www.buhgalteria.ru/trudovoy-kodeks/glava21/stat143

https://www.economy-web.org/?p=415

https://www.google.ru/amp/s/clubtk.ru/tarifnaya-sistema-oplaty-truda/amp

https://blanker.ru/doc/album-trudovoi-dogovor

https://icanchoose.ru/blog/trudovoj-dogovor-chto-nuzhno-znat/

http://economic.samgtu.ru/node/21

https://cyberleninka.ru/article/n/oplata-truda-problemy-preodoleniya-krizisa