Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Понятие, виды и причины конфликтов в коллективе).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 3
Введение
Представленная работа посвящена теме «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Тема «Управление поведением в конфликтных ситуациях» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» определяют несомненную новизну данного исследования.
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Управление поведением в конфликтных ситуациях» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Управление поведением в конфликтных ситуациях» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
Теоретическое значение изучения проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
Объектом данного исследования является анализ условий «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
- Сказать об актуальности проблемы «Управление поведением в конфликтных ситуациях» в современных условиях.
- Изложить возможности решения тематики «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
- Обозначить тенденции развития тематики «Управление поведением в конфликтных ситуациях».
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.
Глава 1. Общая характеристика конфликтов в трудовом коллективе
1.1 Понятие, виды и причины конфликтов в коллективе
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах либо несовпадение интересов, желаний партнеров[1].
Конфликты в организации рассматриваются как противостояние интересов индивидуума, группы людей, отдела фирмы, где каждая из сторон пытается навязать реализацию своих планов, считая их единожды верными.
В коллектив, состоящий на 70% из работников с большим стажем, приходит молодой сотрудник Григорий. Некоторый период проработал в должности младшего менеджера, зарекомендовал себя с положительной стороны. Через какое-то время Григорий становится руководителем отдела. Где возраст работников вдвое превышает его собственный. Собирает совещание, отрекомендовался и попросил работников представить отчеты за последний месяц, для планирования дальнейших действий.
Как вдруг сотрудница преклонного возраста возмутилась: «Вы слишком молоды, чтобы требовать. Бывший начальник был старше и то сам делал, не требовал отчетов. Некогда отчеты писать, да и незачем»[2].
Основные виды конфликтов в коллективе (рис. 1)[3]:
- Внутриличностный конфликт. Самым распространенным видом конфликта в коллективе является, так называемый, ролевой конфликт. Обычно он связан с несоответствием внутренних ожиданий и жизненных приоритетов сотрудника с его рабочими обязанностями или неоднозначными требованиями, предъявляемыми к качеству и результату, выполняемой им работы. Причинами ролевого конфликта может стать также неудовлетворенность своей работой, неуверенность в себе, в компании и стрессовые рабочие ситуации[4].
Рис. 1. Основные виды конфликта в коллективе[5]
- Межличностный конфликт. Наиболее часто встречающийся случай. Межличностный конфликт в коллективе может проявляться по-разному, но чаще всего возникает между руководителями. Они могут бороться за сотрудников, денежные вливания, использование технических средств, согласование проекта, любые распределяемые ресурсы. Именно желание получить их в свое распоряжение и стремление доказать руководству свое превосходство над коллегами приводят к столкновениям. Не могут нормально взаимодействовать и люди с противоположными жизненными позициями, принципами и установками[6].
- Конфликт между личностью и группой. Порой в коллективе появляется человек, выражающий позицию, кардинально отличающуюся от общепринятой в коллективе. Даже если этим сотрудником руководит забота о благе компании, противопоставление своего мнения общественному породит споры и недопонимания, а это и есть основные причины конфликтов в коллективе[7].
- Межгрупповой конфликт. Нередки случаи, когда между собой конфликтуют целые отделы, структурные подразделения и неформальные группы, возникающие в любом коллективе. Например, конфликт между профсоюзом и представителями администрации.
Далее рассмотрим основные причины конфликтов в коллективе:
Первая причина – избыток свободного времени у работников компании. Незанятое работой время они тратят на выяснение отношений, распространение сплетен. Способы решения вопроса напрашиваются сами собой.
Вторая причина – неправильное разделение обязанностей и полномочий. Зачастую, достаточно сократить случаи пересечения интересов сотрудников, чтобы устранить многие причины конфликтов в коллективе.
Третья причина – межличностные взаимоотношения между сотрудниками. Безусловно, грамотный руководитель должен обладать талантом к урегулированию подобных конфликтов[8].
Четвертая причина – внутренний конфликт сотрудника, связанный с несоответствием его запросов и ожиданий, чрезмерными амбициями[9]. Продвижение по службе одного из специалистов может вызвать чувство зависти и несправедливости у других сослуживцев. Сотрудники, считающие, что их заслуги недооценены, могут ставить под сомнение компетенцию руководителя и низвергать его авторитет в глазах остальных коллег. Зачастую участием в конфликте в коллективе человек удовлетворяет недостаток общения или внимания к своей личности[10].
Таким образом, причинами выступают события, которые зачали конфликт. Определение причин помогает отыскать источники зарождения, установить тенденции продвижения конфликтов.
Действия, обуславливающие продвижение противостояния, характеризуются четырьмя группами: объективные, организационно-управленческие, социально психологические, личностные.
Объективные причины представляют столкновение позиций сотрудников по конкретному вопросу в результате взаимодействия. Это[11]:
- Неграмотное распределение ограниченных ресурсов руководителем.
- Зависимость одних от выполнения работы другими.
- Целевое различие в деятельности подразделений фирмы.
- Ценностные различия. Во главу угла ставятся интересы малых групп или личные потребности.
- Неграмотность решений, принимаемых директором.
- Низкий уровень оплаты труда.
- Слабая коммуникативная культура работников.
- Недостаточная и искаженная информация (сплетни, домыслы).
- Расхождение нормативного поведения индивидуумов и групп.
Субъективные причины конфликтов[12]:
- Отсутствие во взаимодействии членов коллектива психо-эмоциональной сбалансированности и совместимости.
- Различия психики людей (уровень торможения, возбуждения, волевых усилий, самооценки, особенности темперамента).
Действия руководителя могут стать источником конфликта. Причины такого поведения[13]:
- переход на личности при обсуждении вопросов;
- демонстрация симпатий и антипатий;
- отсутствие принципиальных позиций;
- неоспоримость единоначалия в управлении;
- не соблюдение нормативно-правовой базы;
- личные качества руководителя (надменность, пренебрежительность, прямолинейность, дерзость) [14].
Провокация конфликтов со стороны руководителя также включает:
- Нестыковка целей. Сотрудникам с противоположными ценностями и взглядами сложно эффективно взаимодействовать друг с другом. Руководитель, привлекающий к решению общей задачи несовместимые личности, рискует разжечь в коллективе новый конфликт.
- Нестыковка роли и обстоятельств. Сотрудник, обладающей высокой квалификацией и уровнем компетенции в подчинении у непрофессионала будет чувствовать себя некомфортно.
- Нестыковка задачи и ресурса. Завышенные планки и требования, выдвигаемые руководителем, или нехватка рабочего инструмента, отсутствие нормальных рабочих условий.
- Реакция на риск. Сотрудник, который убежден в будущем крахе своих усилий, заранее будет сопротивляться исполнению поставленной перед ним задачи[15].
- Нестыковка характеров. Порой в коллективах встречаются сотрудники, характеры которых по определению несовместимы. Методом предупреждения конфликта в коллективе в данном случае будет максимальное удаление их друг от друга[16].
Причины конфликтов носят объективный и субъективный характер. Поэтому бесконфликтное существование коллектива невозможно.
Конфликты в женском коллективе носят специфический характер. Причинами их чаще всего становятся (рис. 2):
– Конкуренция. Ревностное отношение к чужим успехам, красоте, счастливой семейной жизни, финансовому благополучию – конкуренция проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Существует категория женщин, которым сложно спокойно принимать чужое превосходство[17].
– Интриги. Доброжелательное отношение к вам коллег-женщин никогда не стоит принимать за чистую монету. Не спешите раскрывать душу перед теми, кто мило общается с вами, приглашает пообедать и интересуется вашей жизнью. Все ваши тайны могут быть использованы в последующем против вас в ходе интриг и даже травли со стороны коллектива.
– Сплетни[18]. Без этого феномена не обходится ни один женский коллектив. Каждая новость передается по цепочке от одной дамы к другой, обрастая дополнительными подробностями[19]. Полученная в результате информация искажена настолько, что доверять ей не стоит. Но обязательно найдется сотрудница, которая эту сильно измененную историю подхватит, разовьет и разнесет по всей компании, дискредитируя всех ее участников.
Рис. 2. Причины конфликтов в женском коллективе
– Зависть. Ужасное личностное качество, приносящее вред не только предмету зависти, но и самому завистнику. Длинные ноги, богатый муж, благосклонное отношение руководства – причин для зависти может быть сколько угодно. Самыми невинными проявлениями этого отвратительного чувства могут стать обсуждения, шушукания и смешки за спиной[20].
– Эмоциональность – одна из основных причин конфликтов в женском коллективе. Сдержанность, как правило, не свойственна дамам. Мужское самообладание и выдержка им неподвластны. Держать чувства и эмоции в себе для женщины порой невыносимо. Следовательно, чем больше представительниц слабого пола в коллективе, тем выше накал страстей[21].
Конфликт протекает во времени и в развитии проходит следующие стадии[22].
- Предконфликтная характеризуется возникновением ситуации, в которой взаимоотношения будущих участников конфликта становятся напряженными, при этом противоречия уже существуют.