Файл: Управление формированием капитала на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, финансовые ресурсы возникают и функционируют на второй стадии - стадии распределения. Вместе с тем первоначальной сферой их образования являются процессы первичного распределения, когда стоимость распадается на составляющие её элементы и, соответственно, возникают различные формы дохода - как у самого предприятия, так и у других субъектов хозяйствования и государства. Речь идет о том, что при образовании выручки формируются отчисления на заработную плату работающих, прибыль предприятий, отчисления на государственные социальные нужды, происходят платежи по страхованию, банковской сфере. Все остальные отношения носят перераспределительный характер, так как затрагивают распределение образовавшихся вышеназванных доходов. Это отчисления из прибыли государству, налоги на доходы физических лиц, распределение прибыли на предприятии и т.д.

Таблица 1.

Источники финансирования предприятий

Источник финансирования

Его виды

Собственные и приравненные к ним средства

Прибыль:

-От основной деятельности

-От дополнительных видов деятельности

-От финансовых и посреднических операций

-Другие виды доходов.

Поступления:

-Выручка от выполненных услуг (работ)

-Выручка от реализации программных продуктов

-Целевые поступления

-Другие виды поступлений.

Средства, мобилизуемые на финансовом рынке

Продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, кредиты и инвестиции третьих лиц.

Средства, поступающие в порядке распределения

- Страховое возмещение рисков

- Финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, холдингов

- Финансовые ресурсы, формируемые на паевых началах

- Дивиденды и % по ценным бумагам других предприятий

- Бюджетные субсидии

- Другие виды ресурсов

Так происходит образование финансов на уровне первичного звена экономики - предприятий.

Положение системы финансов предприятий в общегосударственной системе финансов обусловлено их приоритетной ролью в создании новой стоимости, которая затем "питает" все другие системы финансовых ресурсов, а значит, выступает базисом последующих распределительных отношений и даже существования государства как института, организующего и упорядочивающего их.


Финансовые ресурсы в виде прямых и обратных потоков поступают в ту или иную систему финансовых ресурсов.

Итак, финансы - это отношения, связанные с распределением созданной стоимости. Они представляют собой инструмент, как распределения (перераспределения) ВНП, так и формирования, и использования образовавшихся при их участии финансов субъектов хозяйствования и государства.

Итак, каково же назначение финансов на предприятии? Поскольку обеспечение (посредством распределительного механизма, действующего в сфере финансов предприятий) всех сфер деятельности предприятий определяется необходимой для этого величиной стоимости, то, надо полагать, основными функциями являются следующие:

а) производственная - основная функция, реализующая назначение финансов в предприятии. Заключается в том, что они выступают средством обеспечения её деятельности. За счет финансов в предприятии образуется имущество, пополняются оборотные средства. Приоритетность данной функции обусловлена тем, что от эффективности и непрерывности деятельности предприятия зависит поступление собственных финансовых ресурсов, являющихся основой её деятельности, а значит, и темпы экономического развития хозяйствующего субъекта, и социальное благополучие работающих;

б) непроизводственная функция обусловлена тем, что не все финансовые ресурсы обслуживают сферу деятельности предприятий, ведь поскольку речь идет о воспроизводственном процессе, то у предприятия имеются определенные обязательства перед финансово-кредитной системой, работниками. Ресурсы этой сферы: резервный капитал, фонд накопления, потребления и т.д.

Другую часть финансов предприятия для обеспечения ликвидности нужно держать в налично-денежной форме или же в фондах и резервах, не приносящих дохода. Эта часть ресурсов выполняет потребительную подфункцию, которая, в отличие от инвестиционной, не увеличивает стоимость имеющихся финансов.

Необходимо подчеркнуть важность оптимального соотношения ресурсов, находящихся в предприятии, приносящих доход или потребляемых, что позволит, с одной стороны, обеспечить поступательное развитие предприятии, а с другой - в полном объеме выполнять внешние и внутренние обязательства, не забывая о ликвидности и прибыльном использовании имеющихся ресурсов. Следует отметить, что чем больше ресурсов участвует в прибыльном обороте, тем эффективнее вся хозяйственная деятельность предприятии, а, следовательно, реализуется механизм воспроизводства экономического роста.


1.2 Структура финансов предприятий, ее элементы

Управление предприятием – это один из способов целенаправленного воздействия, который направлен конкретно на предприятие для его успешного функционирования на благо: а) самого предприятия и его сотрудников и учредителей (прибыль, дивиденды по акциям, проценты по облигациям, премии, заработная плата и проч.); б) общества (насыщение рынка товарами собственного производства, уплата налогов, расширение налоговой базы, импортозамещение, экспорт, пополнение разнообразных внебюджетных и накопительных фондов и проч.).

Само управление финансами является настолько сложным и разнообразным процессом, что его можно рассмотреть, как самостоятельную сферу деятельности. При чем эта деятельность, если она является самостоятельной, можно рассматривать, как предпринимательскую (консалтинговые, бухгалтерские, аудиторские и финансовые услуги могут предоставляться предприятиям на платной основе специализированными фирмами).

Управление финансами – это элемент системы финансовой деятельности предприятия. В процессе управления можно выделить два направления:

  • стратегическое управление – это долгосрочная финансовая политика, которую предприятие вырабатывает на весь (или большую часть) срок своего существования. Он касается и управления структурой основного и оборотного капиталов предприятия, и инвестиционной политики, и распределения прибыли (в виде дивидендов на акции) и многого другого;
  • тактическое управлениеэто краткосрочная финансовая политика, т.е. выработка оперативных планов управления финансами предприятия в текущем периоде.

Управление финансами предприятия – это специфическая часть общего управления предприятием, имеющая особую важность. В его процессе могут применятся как классические, уже хорошо зарекомендовавшие себя старые методы, так и новейшие, основанные на последних достижениях науки управления. При этом как первая, так и вторая группы методов управления, преследуют одни и те же цели, а именно:

  • Выживание предприятия в конкурентной борьбе – это связано с огромными затратами на рекламу собственной продукции, поэтому финансы предприятия, которые всегда ограничены, необходимо грамотно распределить с тем, чтобы продукция стала более атрактивной и привлекла больше покупателей, чем привлекают конкуренты;
  • Исключение банкротства – анализ финансового состояния предприятия с тем, чтобы сопоставлением финансовых показателей предсказать возможное банкротство и избежать его;
  • Максимальное увеличение стоимости предприятия – т.е. обязательные выплаты по акциям и другим ценным бумагам предприятия, что поднимает его реноме и делает его более атрактивным для потенциальных вкладчиков;
  • Темп роста – это увеличение потенциала производительности предприятия и других его хозяйственных и финансовых показателей, чтоб не «успокаиваться на достигнутом» и не отставать от конкурентов;
  • Максимизация производства собственной продукции;
  • Максимизация объемов реализации собственной продукции;
  • Минимизация затрат;
  • Достижение оптимального объема производства;
  • Достижение рентабельности производства и роста других показателей эффективности.

Управление финансами – это система, состоящая из многих элементов. Эти элементы сгруппированы в следующей авторской таблице (таблица 2.).

Поскольку каждый элемент, приведенный в таблице имеет собственную стоимость, то стоит его оптимизировать как для кратко-, так долгосрочного периода производства.

Рассмотрим управление активами предприятия, для которых существуют общие подходы, а именно это оценка:

Основные элементы системы управления финансами

Таблица 2.

Объект управления

Субъект управления

Состав

1) денежный оборот;

2) финансовые ресурсы (собственные и заёмные);

3) финансовые отношения;

1) квалифицированный персонал, учёт и контроль;

2) финансовые инструменты и методы;

3) технические средства управления (ПК‚ факс‚ модем‚ телефон и т. д.);

4) информационное обеспечение и анализ финансовых ресурсов и отношений между партнёрами по бизнесу;

Функции управления

1) воспроизводственная;

2) распределительная (любые доходы должны распределяться по фондам денежных средств);

3) контрольная (внутренний и внешний контроль)

1) планирование и прогнозирование

финансовой деятельности;

2) анализ и оценка финансовых результатов и состояние предприятия;

3) координация деятельности всех финансовых структур с основными‚

Вспомогательными и обслуживающими подразделениями предприятия;

4) стимулирование и контроль финансово-производственной деятельности.

  1. Источников финансирования предприятия,
  2. Объема ресурсов, которые достигнуты на предыдущих стадиях, с тем, чтобы сохранить их вложить максимально рационально в дальнейшее расширение предприятия,
  3. Источников финансирования со стороны,
  4. Контроля за эффективности использования денежных и финансовых ресурсов.

В процессе деятельности перед каждым предприятием может встать вопрос отдачи вложенных денег. Если предприятие начинает становиться нерентабельным, то перед собственниками (акционерами) встают следующие альтернативы:

  • Единоразовое полное преодоление возникшего затруднения. Это означает сохранение финансового актива и полного оздоровления предприятия, тут единственным препятствием может стать лишь нехватка средств для осуществления этого плана,
  • Поэтапное преодоление проблемы (например, достижение договоренности с кредиторами о реструктуризации долга) и продажа предприятия за более высокую цену, чем та, которой оно стоит на этапе преодоления проблемы,
  • Незамедлительная продажа предприятия. Тут можно выделить два положительных момента: а) во-первых, предприятие освобождается в относительно короткие сроки от невыгодного актива с возможной прямой экономией на операционных расходах; б) во-вторых, получает возможность сосредоточиться на основной деятельности и использовать полученную выручку на приобретение другого бизнеса,
  • Поэтапное снижение темпа производства продукции и выход из бизнеса. За это время предприятие пытается отрегулировать все проблемы, возникшие с кредиторами, акционерами, контрагентами и др.
  • В любом случае, при выборе любого, мз трех вышеназванных альтернатив, интересы владельцев предприятия должны быть синхронизированы и гармонизированы с интересами акционеров, кредиторов, контрагентов компании, а также государства.
  • В случае выбора одной из альтернатив, важнейшим элементом пополнения оборотных активов предприятия является реализация тех материальных ценностей, которыми обладает предприятие, а также реализация или аренда «лишней», «неработающей» площади и других основных средств, имеющихся на складах ресурсов и т.д.
  • На этапе ликвидации или оздоровления, менеджмент предприятия активно занимается управлением прибылью, что включает в себя такой элемент, как управление ценой (или себестоимостью) и тут мы имеем два варианта: а) для эффективного предприятия это максимизация прибыли и б) для убыточного – минимизация затрат.

Рассмотрим роль такого важного показателя, как прибыль предприятия, для успешного функционирования и последующего развития любой компании. Управление прибылью предприятия – это сложный процесс принятия управленческих решений по всем трем направлениям:

  1. Формирование прибыли,
  2. Распределение прибыли,
  3. Использование прибыли.

Основными требованиями тут являются:

  • Интегрировать управление прибылью в общий процесс управления,
  • Комплексность управленческих решений в общем процессе менеджмента предприятия,
  • Высокий темп динамики управления предприятием,
  • Соответствие принимаемых управленческих решений с конечной стратегической целью развития предприятия.

А главной целью управления результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия является постоянный рост благосостояния владельцев и акционеров фирмы.

Управление себестоимостью продукции представляет собой повторяющийся процесс, в ходе которого постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. Он может быть представлен в виде следующих процедур:

  • прогнозирование и планирование затрат;
  • нормирование затрат;
  • учет затрат;
  • анализ затрат и себестоимости.

В следующей главе рассмотрим практические вопросы управления финансовыми средствами предприятий.

Глава 2. Практические вопросы управления финансовыми средствами предприятий

2.1. Основные направления управления финансами предприятий

В современных условиях многие предприятия находятся в кризисном состоянии. Запасы и затраты превышают источники формирования. Недостаток оборотных средств покрывается за счет кредиторской задолженности, обязательств перед бюджетом, по оплате труда и т.д.

Причинами финансовой неустойчивости предприятий являются:

  • Наличие основных средств, не использованных в производстве;
  • Наличие просроченной и сомнительной дебиторской задолженности;
  • Наличие сверхнормативных запасов товароматериальных ценностей;
  • Убыточность работы предприятия или его низкая рентабельность.