Файл: Нотариат в РФ (История возникновения и развития нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с правами, нотариус несет и определенные законом обязанности. Так, нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий,

  • тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, а также нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договорам.

Однако, судебной практике известны случаи, когда нотариус пренебрегает данной обязанностью и нарушает один из основных принципов нотариальной деятельности. Таким примером служит решение Ленинского районного суда г. Ульяновска, которым было установлено, что нотариус нарушила тайну совершения нотариального действия – один из основных принципов деятельности нотариуса. В ст.5 Основ о нотариате этот принцип указан как гарантия нотариальной деятельности. По вине нотариуса было допущено разглашение сведений, которые стали известны в связи с совершением нотариального действия. Разглашение сведений о совершенном нотариальном действии является самостоятельным основанием для привлечения нотариуса к имущественной ответственности (ст.17 Основ о нотариате). В результате рассмотрения дела и с учетом всех обстоятельств, суд решил лишить нотариуса, занимающегося частной практикой, права нотариальной деятельности[17].

Важным нововведением в Основы о нотариате стало введение в действие с 1 июля 2014 года особого электронного ресурса – единой информационной системы нотариата (ЕИС), предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена)1. Глава, посвященная правовому регулированию ЕИС, была включена в Основы законодательства о нотариате Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 379-ФЗ)2. Оператором системы является ФНП. В ЕИС подлежат включению сведения о совершении нотариальных действий, а также иные сведения, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. ЕИС включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры: нотариальных действий; наследственных дел; уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам.


Технически системой будет представлена возможность нотариусам получить следующую информацию: данные о нотариальных палатах и нотариусах, информацию об образцах печатей и подписей нотариусов, информацию о доверенностях, сведения о завещаниях, сведения об арестах и запрещениях, сведения о недействительных документах (паспортах), сведения о наследственных делах, ответы на запросы в Росреестр, Сбербанк и др. Примечательным является то, что с 1 июля 2014 года в ЕИС отражаются скан-образы всех удостоверенных завещаний, а с 1 июля 2015 года отражаются скан-образы всех удостоверенных доверенностей.

Введение ЕИС, безусловно, направлено на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Система позволяет в достаточно короткие сроки проверить правоспособность и дееспособность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Кроме того, ЕИС делает нотариат более мобильным, как отметила Егорова М.Е., представляющим нотариусам независимо от территории осуществления ими деятельности возможность проверить факт выдачи или отмены доверенности, залога движимого имущества и иные сведения, отраженные в информационной системе1.

Современный нотариат не входит в систему исполнительной власти и не является должностным лицом. Нотариат сегодня представляет собой систему, которая осуществляет удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Признаком, определяющим правовую природу нотариата, следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. При совершении того или иного нотариального действия нотариус обязан сначала установить фактические обстоятельства по конкретному делу, а затем определить и применить соответствующую норму права.

Публично-правовые задачи обязывают нотариусов быть максимально ответственными и компетентными, соблюдать действующее законодательство, а также соблюдать и действовать согласно Кодексу профессиональной этики нотариусов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами в установленном законом порядке.


Законодательство о нотариате в России формировалось не одно столетие. История нотариата начинается еще с Древнего Рима и, по сей день продолжает наращивать темпы своего развития. Современному состоянию баланса между контролем со стороны государства и свободой нотариусов в своей профессиональной деятельности предшествовали различные организационные формы взаимоотношений государства с органами нотариата.

На сегодняшний день не существует единого понятия «нотариата». Оно не закреплено на законодательном уровне, а различные авторы имеют свой подход в определении «нотариата». Цели и задачи нотариата основаны и вытекают из положений Конституции РФ – основного закона страны.

Принципы и функции нотариального права отражают основные особенности нотариата как органа бесспорной гражданской юрисдикции и вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности. На принципах строится вся нормативная база нотариата как отрасли права, а функции отражают сущность и специфику нотариальной деятельности.

Правовое регулирование нотариальной деятельности является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав и законных интересов как физических, так и юридических лиц. Нотариус в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами законодательства РФ о нотариате, международными договорами, а также иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Подводя итоги по данной работе можно сделать следующие выводы. Во-первых, с принятием Основ о нотарите, система нотариат в РФ стала включать в себя государственный нотариат и нотариат как объединение нотариусов, занимающихся частной практикой. Во-вторых, законодательство определило помимо указанных еще ряд субъектов, обладающих правом совершать нотариальные действия.

Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и обязанностями при совершении нотариальных действий, а документы, оформленные нотариусами, имеют одинаковую юридическую силу. Нотариальные конторы как государственные, так и частные, контролируются органом юстиции субъекта Федерации. На нотариусов возложена государственная обязанность, свидетельствовать права, а также факты, имеющие юридическое значение, и осуществлять другие нотариальные действия с целью придания им юридической достоверности. Закон содержит перечень нотариальных действий, которые вправе совершать нотариусы и должностные лица, наделенные такими полномочиями.


За последние несколько лет в законодательство о нотариате были внесены существенные изменения: определены новые квалификационные требования к нотариусам; лицензию на право осуществления нотариальной деятельности теперь заменит успешная сдача квалификационного экзамена; создание особого электронного ресурса – единой информационной системы нотариата; расширились полномочия нотариусов; в законе закрепился принцип повышенной доказательственной силы нотариального акта; повысился уровень гарантий имущественной ответственности нотариусов; закреплены положения, касающиеся компенсационного фонда ФНП;

Несмотря на большое количество изменений, которые вносятся в действующие Основы о нотариате, кардинальных перемен подобными актами добиться не получится. Профессиональному сообществу и обществу в целом нужен новый, полноценный, отвечающий современной системе российского права и новейшим достижениям латинского нотариата закон. Возможно, основой для создания современного регулирования нотариальной деятельности станет уже названный проект ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности». Новый законопроект основан на принципах латинского нотариата и учитывает положительный опыт наиболее эффективных систем стран континентальной Европы.

  • современных условиях развития общества нотариат призван решать задачу по обеспечению безопасности гражданского оборота. Но осуществляя ее, он сталкивается с определенными проблемами и недоверием. На сегодняшний день становится ясным, что все современные проблемы нотариата и ряд иных вопросов организации и деятельности нотариата требуют детального исследования. Особую актуальность такое исследование приобретает в настоящее время, когда законодательство постоянно меняется практически во всех отраслях российского права.

Важным является вопрос о месте нотариата в системе гражданской юрисдикции, который носит теоретический характер. В ходе исследования было определено, что нотариат, как орган бесспорной гражданской юрисдикции, наделенный публичной властью, входит в систему гражданской юрисдикции и относится к ведению органов юстиции. Нотариат входит в правоохранительный блок системы государственного управления, он является частью названого блока и в тоже время в целом является относительно самостоятельным элементом указанной системы.

Другим проблемным теоретическим вопросом является разграничение деятельности нотариата и судов общей юрисдикции. Здесь необходимо отметить, что при наличии спора гражданская юрисдикция осуществляется судом, при его отсутствии – нотариусом. Другими словами, в суде общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются спорные гражданские дела, нотариат же, в свою очередь, занимается удостоверением бесспорных фактов. Подведомственность судов общей юрисдикции по спорным вопросам, вытекающим из нотариальной деятельности, четко определена в ГПК РФ, в то время как компетенция нотариусов по отдельным видам нотариальных действий недостаточно урегулирована на законодательном уровне, что необходимо учесть при совершенствовании законопроекта.


Необходимо выделить такую проблему современного нотариата, как постепенная утрата нотариусами высокой профессиональной квалификации. Такая проблема возникла ввиду того, что основную долю всех совершаемых нотариальных действий составляют самые простые из них. Чтобы избежать дальнейшее углубление такой проблемы, необходимо расширять сферу нотариальных действий. Помимо этого, на сегодняшний день остается не урегулированным на законодательном уровне вопрос о необходимой и достаточной для работы нотариуса квалификации высшего юридического образования. Очевидно, что уровень подготовки бакалавров недостаточен для занятия должности нотариуса или даже его помощника Для повышения уровня профессиональной подготовки необходимо на законодательном уровне закрепить требование, в котором нотариус должен иметь высшее юридическое образование уровня специалитета или магистратуры либо ученую степень по юридической специальности. Такое положение содержится в новом Законопроекте о нотариате.

Не стоит в стороне проблема повышения уровня квалификации нотариусов. Наличие вузов и различных программ обучения не является залогом того, что каждый нотариус будет стремиться посещать такие курсы и постоянно повышать свой уровень профессиональной подготовки. Новый проект закона о нотариате учел эти пробелы и заложил требование о необходимости повышения квалификации нотариусами не реже одного раза в пять лет.

Крайне актуальна на сегодняшний день проблема самофинансирования, как основополагающего принципа внебюджетного нотариата. Нотариат самостоятельно организует свою финансово-хозяйственную деятельность и вынужден «приспосабливаться» к сложившимся условиям в рамках законодательства. Проблема самофинансирования тесно связана с проблемой размера нотариального тарифа за удостоверение нотариальных сделок. Она состоит в том, что нижняя его граница крайне мала (за удостоверение завещания, за принятие закрытого завещания нотариальный тариф установлен в размере 100 рублей; за удостоверение доверенностей на совершение сделок, требующих нотариальной форм – 200 рублей). Кроме того, поправки в Основы о нотариате снизили нотариальные тарифы за удостоверение договоров на отчуждение недвижимого имущества. Как было уже сказано выше, нотариус, занимающийся частной практикой, функционирует по принципу самофинансирования и единственным его доходом являются денежные средства, полученные в результате взимания нотариальных тарифов. Такое снижение нотариальных тарифов может привести к ухудшению финансового положения нотариусов, занимающихся частной практикой. Решением данной проблемы может стать принятие нового законопроекта, который меняет подход к нотариальным тарифам. Критериями формирования тарифов станут: соответствие размера тарифа сложности совершаемого нотариусом действия, необходимость обеспечения доступности нотариальных действий, доходности (безубыточности) деятельности нотариата и возможности возмещения вреда, причиненного нотариусом при осуществлении нотариальной деятельности. Такие принципы формирования нотариальных тарифов позволят обеспечить приемлемые для граждан и организаций условия совершения сделок и иных юридически значимых действий (принятия решений собраний, получение исполнительной надписи и т.п.).