Файл: Проектирование организации (Организационная структура управления как составляющая системы менеджмента предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни управление является одним из важнейших видов деятельности человека. В условиях рыночной экономики особую роль играет управление хозяйственными организациями, призванное обеспечить высокую эффективность и результативность их функционирования в интересах удовлетворения социально-экономических потребностей общества. Постоянное возрастание требований к качеству управленческой деятельности обусловлено разнообразными факторами: увеличением размеров современных предприятий и усложнением их целей, стремительным ростом научно-технического прогресса, геополитическими и социально-экономическими изменениями в мире, возрастанием разнообразия и сложности используемых технологий, изменением предпочтений потребителей, усложнением конкурентной среды и т.п.

В настоящее время в мире происходит формирование новой парадигмы менеджмента. Традиционные стили, методы и инструменты управления, сложившиеся в середине XX в., заметно меняют свой облик. Подвергаются сомнению и испытываются на прочность представления о формальной структуре и иерархии организаций, полномочиях и формах власти руководителей, значении отраслевого опыта и трудового стажа, контроля и координации действий. Однако ни одна из этих тенденций, ни одно управленческое ноу-хау, являющееся детищем XXI в., не говорит о необходимости или даже возможности полностью отказаться от принципов, идей и методов, родившихся в ходе многолетней эволюции такого сложного и многогранного явления, как менеджмент [9, с.4].

Актуальность системного изучения существующих методических подходов к проектированию предприятий обусловлена трансформационными процессами, которые происходят в обществе, экономике и отдельных предприятиях в частности. Создание на предприятии эффективной организационной структуры, которая будет учитывать все особенности предприятия и направления его стратегического курса, активно повлияет на его устойчивость в конкурентной среде и существенно повысит уровень его функционирования.

Цель представленной работы заключается в исследовании процесса формирования производственной структуры организации.

Объектом исследования выступает процесс формирования производственной структуры предприятия.

Предмет исследования – принципы и факторы влияния на формирование производственной структуры в современных условиях.

Согласно цели исследования сформулированы следующие задачи:


  • рассмотреть понятие организационной структуры управления как элемента менеджмента предприятия;
  • изучить научные подходы к проектированию организационных структур и систем управления;
  • рассмотреть систему планирования персонала в структуре системы планирования организации;
  • спроектировать основные элементы организации на примере кафе.

Методы исследования – теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение).

Значительный вклад в изучение проблем построения и функционирования систем управления, организации предприятий сделали А.Балашов, О.Виханский, М.Вебер, П.Друкер, А.Кравченко, А. Маслоу, П.Михненко, А.Наумов и многие другие исследователи.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Организационная структура управления как составляющая системы менеджмента предприятия

С точки зрения управления, организация – это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общей или отдельно взятой цели.

В общем виде управление представляется как определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии – субъект уп­равления, а второй – объект управления. Данный процесс характеризуется следующим:

  • субъект управления адресует объекту управления импульсы влияния, которые содержат в себе в явном или косвенном виде сообщение относительно того, как должен функциони­ровать объект управления (регламентируются те аспекты функционирования, которые вхо­дят в компетенцию управленческого воздействия). Данные импульсы называем управленческими ко­мандами;
  • объект управления получает управленческие команды и функ­ционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реаль­но существующем только в случае, если объект управления выпол­няет команды субъекта управления. Соответственно, только тогда можно говорить о том, что осуществляется управление [3, с.35].


Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вы­вод, что управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. Управление – это процесс, ориентированный на достижение определенных целей [12, с.6-7].

Система менеджмента состоит из определенных элементов, которые взаимодействуют и взаимосвязаны. Одним из таких элементов является организационная структура управления предприятием. Большинство ученых [1, 3, 6] исследовавших понятие «организационная структура управления», дают определение: «организационная структура управления является одним из элементов механизма хозяйствования, она отражает процессы производственно-экономического характера и соответствует виду развития предприятия». Организационная структура управления, по мнению М.Мескона, – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации [9].

В современной литературе организационная система управления определяется, как формальные правила, разрабатываемые менеджерами для:

  • разделения труда и распределения официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и служб;
  • определения сферы контроля управляющих и подчиненности в организации;
  • координации всех функций, чтобы организация могла функционировать как единое целое.

Современные системы менеджмента на предприятиях состоят из элементов системы управления в зависимости от типов. Качество управления предприятием зависит от уровня взаимодействия элементов между собой для достижения общих целей в системе менеджмента. Система управления сочетает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем. Это совокупность структурных элементов и управленческих процессов, происходящих в социо-техно-экономической системе, то есть является подсистемой, реализующей функции менеджмента. Она имеет собственные элементы, структуру и организацию.

Как показывают исследования, система менеджмента состоит из таких составляющих, как функции менеджмента, методы менеджмента, управленческие решения. Все эти составляющие взаимодействуют между собой (см. рис.1). На рисунке показано место организационной структуры управления предприятием в системе менеджмента. Организационная структура управления (ОСУ) занимает одно из ключевых мест в системе менеджмента. Она является важной составляющей формирования функции менеджмента – организации, а также одним из факторов внутренней среды организации. Как видно из рисунка 1.1, составляющими системы менеджмента являются общие функции менеджмента, поэтапность реализации которых отражает эффективность деятельности предприятия.


Рисунок 1.1. Организационная структура управления
в системе менеджмента предприятия [9]

Все методы менеджмента руководитель рассматривает как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют. На организационную структуру управления влияют такие методы, как методы прямого воздействия, методы властного воздействия, технологические, административные. Организационная структура управления, как составляющая менеджмента, тесно связана с методами менеджмента. В частности, можно выделить методы прямого воздействия, которые непосредственно влияют на управляемую систему с помощью приказов, указаний, инструкций, положений...

1.2 Принципы и методы проектирования структуры организаций

Для обеспечения нормального функционирования организационных структур управления необходимо ее правильное и рациональное проектирование. Процесс проектирования организационных структур управления предприятием является синтезом взаимосвязанных структурообразующих элементов, функционирование которых призвано обеспечить достижение поставленной цели. Многие авторы сходятся во мнении, что главным в этом процессе является нахождение способов связи элементов и их взаимодействия.

Формирование организационной структуры происходит с учетом требований долговременного обеспечения его конкурентоспособности, экономичности и рациональной организации труда. Проектирование структуры управления на предприятии должно соответствовать не только представлению руководства, но и базироваться на конкретных принципах построения:

1. Любая организационная структура должна отражать цели и задачи, которые ставит перед собой предприятие. Этот принцип обусловлен тем, что каждая цель отражает функцию или направление деятельности предприятия. Последовательность формирования организационно управленческой структуры на основе целей предприятия отражена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Процесс перехода от целей организации к ее структуре [9]

Не следует проектировать организационную структуру лишь при однозначно поставленным целями, поскольку это ограничит предприятие в развитии и приспособлении к изменениям, которые неизбежны при рыночной экономике.


2. Организационная структура не должна существовать обособленно, а должна быть подчиненной производству и его потребностям. Соблюдение этого принципа поможет сократить расходы на управленческий аппарат.

3. С целью рационального распределения рабочей нагрузки, обеспечение четкой специализации управленческих функций и творческой составляющей при их выполнении следует обеспечить оптимальное распределение труда между работниками.

4. При формировании организационных структур обязательно учитывается должностные полномочия и степень ответственности каждого работника или органа управления. Это обстоятельство учитывается с целью формирования системы вертикальных и горизонтальных связей между уровнями управления. Несоблюдение этого принципа грозит дублированием функций между работниками, что, в свою очередь, приводит к неудовлетворительному процессу принятия управленческих решений.

5. Организационная структура должна соответствовать реальному состоянию внешней среды организации. Этот принцип обеспечивает структуре такие признаки, как адаптивность и гибкость.

6. При проектировании организационных структур следует всегда оставлять «резервы» для ее реформирования. Такая необходимость может быть вызвана различными факторами внешней среды. Чаще всего к подобным изменениям приводят кризисные явления в экономике и изменение (переориентация) рынка.

7. Структура управления должна отвечать принципу правовой регламентации. Он предусматривает обеспечение соблюдения приказов и постановлений высших органов управления низшим. То есть структура должна обеспечивать своевременность и полноту поступления распоряжений непосредственно того подразделения или лица, которому оно адресуется. Этот принцип реализуется, в частности, через построение коммуникационных и информационных систем в организации.

8. Обеспечение выполнения задач всей структурой или ее отдельными звеньями должно происходить при условии минимальных затрат на управленческий аппарат, экономном расходовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия [1].

Соблюдение приведенных принципов влечет за собой необходимость учитывать в процессе проектирования организационно-управленческой структуры многих факторов, которые имеют влияние на конечный результат.

Самым главным из таких факторов является характеристика самой организации. Каждый тип организации требует индивидуального подхода к ситуации. Безусловно, что подход к формированию организационной структуры в малом отличается от того же процесса в большом по размеру предприятии. Очевидно, что структура управления крупного предприятия является более сложной по сравнению с той, что требуется малому предприятию. Чем большей является организация, тем более значительного объема управленческих работ она требует, совершенствуется и расширяется разделение труда, создаются специализированные отделы (например, по управлению качеством, снабжения, логистики и др.).