Файл: Влияние телевидения на школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Телевидение представляет собой уникальный элемент системы СМИ. Развитие телевизионной индустрии оказало существенное влияние на общественное сознание. Являясь одним из наиболее массовых видов СМИ, телевидение несет в себе манипулятивные возможности.

Самой большой угрозой для общества стали возможности СМИ как инструмента воздействия на детей и подростков. Все это обусловливает необходимость изучения влияния ТВ на школьников.

Объектом нашего исследования стало нравственное воспитание учащихся.

Предметом исследования является влияние ТВ на школьников.

Целью курсовой работы станет определение воздействия ТВ на школьников.

Для реализации заявленной темы были определены следующие задачи:

  1. изучить литературу по исследуемой проблеме;
  2. определить роль средств массовой информации в жизни школьника, и какую опасность они представляют;
  3. провести анализ некоторых телевизионных передач, оказывающих наибольшее воздействие на современных школьников;
  4. составить рекомендации для родителей и учителей по регуляции процесса воздействия современных СМИ на развитие школьников.

Теоретической базой исследования стали работы Е. А. Бондаренко, С. А. Зелинского, А. С. Школьникова и др. Их труды были посвящены анализу влияния СМИ на подрастающее поколение.

Эмпирической базой исследования стали передачи канала «Карусель» за период с 01.09.19-01.10-19 г. Социологический опрос был проведен среди учащихся вторых классов МАОУ «СОШ №5» г. Кувандыка.

В ходе работы были применены определенные методы, которые позволяют изучить исследуемый вопрос с разных сторон, затрагивая все его аспекты:

- анализ;

- исторический метод;

- сравнение;

- опрос;

- наблюдение.

Практическая значимость исследования состоит в использовании полученной информации в школах и семьях для контроля влияния телевидения на развитие ребенка.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе изучена история возникновения детского телевидения, его роль и методы влияния на школьников. Вторая глава посвящена практическому изучению вопроса на основе опроса школьников школы «МАОУ №5» г. Кувандыка.


Глава 1. Изучение особенностей детского телевидения и его воздействия на детей

1.1. Этапы развития телевидения для детей

Развитие отечественного детского телевидения условно разделяют на четыре периода, рассмотрим кратко каждый их них:

Первый этап (советский). 2 января 1939 г. на базе Ленинградского телецентра выходит в эфир первая передача для детей «С новым годом!». Регулярное телевизионное вещание для детей состояло из сборных программ, включавших выступления писателей, композиторов, известных артистов.

В 1950-е годы, как и в довоенное время, вещание для дошкольников и младших школьников в основном состояло из показа анимационных и художественных фильмов, трансляции спектаклей и представлений.

В 1955 году была создана Главная редакция телевизионных программ для детей и юношества, были увеличены объем эфирного времени и штаты сотрудников. В это время возникает тенденция к систематизации детского вещания.

1960-е годы можно считать эпохой становления детского телевизионного направления в России. Была создана новая сетка передач, и в 1970-е - первой половине 1980-х годов телевидение для детей переживало период подъема. К концу этого периода началось разрушение системы детского телевидения.

Распад СССР поставил вопрос о преобразовании структуры Гостелерадио. Этот период называют переходным.

Последний период советского времени характеризуется снижением активности детского направления. Перемены в отношении вещания для детей связаны с курсом перестройки, выбранным руководством страны. В конце периода начинается расформирование единой системы детского телевещания, детские редакции получают автономию, возникает конкуренция[1].

Кризис детского телевидения достиг своего пика в середине 2000-х годов. В период с 2000 по 2006 гг. происходило снижение детских программ на эфирных каналах.

На сегодняшний день есть множество специализированных телеканалов для маленьких зрителей. В 2012 г. появился закон, регулирующий доступ детей к ненадлежащей информации. В начале каждой программы появляется специальный знак возрастной маркировки. В этом случае ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению информационной безопасности детей лежит на родителях.

1.2. Методы воздействия телевидения на аудиторию

Наиболее мощным средством воздействия СМИ на человека является телевидение, поскольку влияет одновременно на два органа чувств – слух и зрение, в отличие от получающих информацию читателей (печать) или слушателей (радио). Потому, «благодаря широким коммуникативным возможностям – оперативности, «эффекту присутствия» - является наиболее эффективным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе».


Арсенал методов и приемов воздействия телевидения на общественное сознание описан в трудах В. М. Бехтерева, П. Рюхова, Е. Я. Малышевой, Е. Е. Прониной.

Мы же предлагаем рассмотреть и проанализировать методы, предлагаемые Д. А. Жуковой, поскольку на наш взгляд, эта классификация является наиболее полной. Автор выделяет следующие методы:

1) убеждение;

2) внушение (суггестия);

3) повторение;

4) фрагментарность подачи информации;

5) стереотипизация[2].

Убеждение и внушение являются самыми эффективными способами манипуляции над аудиторией. Под убеждением понимают метод влияния на сознание при помощи доказательства и эмоционального давления. Убеждение включает в себя четыре этапа: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение. Действенность этого метода часто бывает достигнута при влиянии авторитета убеждающего.

Внушение – метод воздействия, связанный с ослаблением сознательного контроля, при существенном влиянии на представления, установки, мотивы и акты деятельности человека. Особенность внушения состоит в готовности внутренне принять передаваемые сведения, без обдумывания и критического осмысления.

Метод повторения нацелен на прочном закреплении передаваемой информации в подсознании, которая постепенно начинает оказывать влияние на сознание человека.

Фрагментарность подачи информации или ее дробление, а также очередность, позволяет сместить акценты важного на второстепенное. Благодаря этому методу у зрителя отсутствует целостная картина восприятия действительности.

Метод стереотипизации нацелен на формирование устойчивого представления или образа каких-либо людей, событий, явлений. Стереотипы, подаваемые СМИ, зачастую основаны на поверхностном знании и являются ложными.

Методы, предложенные Жуковой, зачастую являются косвенными и скрытыми, что для детей, при их отсутствии критического мышления и недостатке знаний о мире, воспринимается за истину.

1.3. Влияние телевидения на детей

Рассмотрим психологию детей младшего школьного возраста, и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период ознаменует подготовку к самостоятельности, происходит формирование ценностей ребенка, его мировоззрения. В результате и под воздействием социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений школьника с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. В этот период СМИ играют активную роль в построении детьми собственной картины мира, в обретении ими своей идентичности. Телевидение оказывает как положительное, так и отрицательно воздействие. Начнем с плюсов:


- Расширяет кругозор. Образовательные телепередачи могут быть более эффективны, чем книги или аудио материалы. При правильном выборе программ ребенок может узнать о людях, традициях, информационных технологиях и тд. понятным для него языком.

- Имеет большое воспитательное значение. Телевидение знакомит с музыкой и искусством, воспитывает любовь к Родине и природе, прививает интерес к спорту и тд.

- Формирует индивидуальные интересы. Выбор телепередач ребенком формирует его предпочтения, на основе которых можно выбрать секцию, а также помочь определиться с выбором профессии.

Теперь рассмотрим негативное влияние телевидения на детей младшего школьного возраста:

- Проблема телевизионного насилия. Этот термин давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Кровавые убийства, насилие, террор не вызывают у детей отвращение и чувства страха, для них подобные действия становится естественными в результате привыкания к таким телевизионным программам. Результат такого воздействия мы часто видим в реальной жизни.

- Искажение представлений о социальной реальности в соответствии с картиной мира, предлагаемой телевидением. Телевизионная зависимость является одной из самых распространенных психологических аддикций.

- Отставание в развитии ребенка. Чтение книг, занятия спортом, прогулки, встречи с друзьями заменяются многочасовым просмотром телепередач. Телевидение гипнотизирует, «зомбирует» детей, что ограничивает восприятие и переработку информации. По этой причине происходит снижение физической, интеллектуальной и социальной активности ребенка.

- Подмена системы ценностей. Семья и школа придерживаются установок, которые призывают к гуманности, трудолюбию, уважению, в то время как телевидение в открытой и скрытой форме пропагандирует агрессию, насилие, преступность, зло, обман и тд.

- Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.

Как мы видим, неконтролируемое информационное пространство несет в себе опасность существования личности, усугубляет ощущение беззащитности, одиночества, десоциализирует людей, изменяет их восприятие мира. Очевидно, что в современном обществе не представляется возможным полностью оградить ребенка от негативного влияния СМИ. Но поиск методов снижающих данное влияние необходим. Этому будет посвящена 2 глава нашей работы.


Глава 2. Анализ влияния телевидения на школьников

2.1. Социологический опрос в МАОУ «СОШ №5»

Участниками нашего исследования стали учащиеся вторых классов МАОУ «СОШ №5» и их родители – 47 школьников и их родители. Нами была разработана анкета, состоящая из 8 вопросов:

  1. Любите ли Вы смотреть телевизор? / Любит ли смотреть телевизор Ваш ребенок?
  2. Какая Ваша любимая передача? / Какая любимая передача вашего ребенка?
  3. Какой канал Вы больше всего предпочитаете? / Какой канал предпочитает смотреть Ваш ребенок?
  4. Может ли просмотр телевизора отразиться на Вашем настроении? / Может ли просмотр телевизора отразиться на настроении Вашего ребенка?
  5. Вы смотрите телевизор в одиночестве или совместно с родителями? / Знаете ли Вы, что смотрит Ваш ребенок?
  6. В какое время Вы смотрите телевизор? / В какое время смотрит телевизор Ваш ребенок?
  7. Совмещаете ли вы телевидение с другими видами умственной деятельности, такими как учеба или чтение? / Смотрит ли телевизор Ваш ребенок во время подготовки домашнего задания?
  8. Сколько времени в день вы смотрите телевизор? / Сколько времени в день смотрит телевизор Ваш ребенок?

Результаты исследования оказались следующими: почти 80% учащихся (35 человек) предпочитают смотреть телевизор (см. диаграмму №1). Мнение родителей в данном вопросе оказалось близко к ответам детей: на их взгляд, просмотр телевизора нравится 86% учащихся (40 человек ответили «да, нравится» против 7 «нет, не нравится»).

Диаграмма №1

Лидерами по количеству просмотров стали следующие передачи:

Диаграмма №2

Яркость, образность и сюжетность сделали мультфильмы популярным времяпрепровождением детей. Вторым по популярности ответом стала передача «Лучше всех!», в которой дети страны демонстрируют свои способности. Смотреть на успешных сверстников мотивирует детей учиться, заниматься спортом и иметь хобби. Также детей в возрасте 8-9 лет уже увлекают телешоу («Танцы», «Мастер Шеф», «Голос»), цель которых – соревнование, доказательство своего таланта.

В ходе исследования оказалось, что вопросы о любимой передаче и любимом канале ребенка у многих родителей вызвали затруднения. Родителями были выбраны неактуальные передачи (такие как «Спокойной ночи малыши» и «Ералаш»), которые были популярны в их детстве (см. диаграмму №3), и неинтересны их детям сейчас.