Файл: Влияние телевидения на школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаграмма №3

Любимыми телеканалами по мнению детей стали «Карусель» и «Мульт». Однако среди каналов для детей замечены каналы «ТНТ» и «Ю» с контентом для взрослых (см. диаграмму №3). «ТНТ» ориентирован на молодежную аудиторию от 18 до 30 лет, а телеканал «Ю» вещает для людей от 25 до 40 лет. Эти каналы, преимущественно «ТНТ», характеризуются преобладанием низкосортной развлекательности, этической бесконтрольности и вседозволенности. Дети, которые выбрали каналы «ТНТ» и «Ю» как любимые, отметили передачи «Танцы» и «Папапопал». Нецензурные выражения, сексуальный подтекст, разрушение института семьи посредством его обесценивания – все это видят дети.

Диаграмма №3

Как показало исследование, родители не знают, что смотрят дети в их отсутствие. По их мнению, внимание детей сосредоточено на каналах для детей (см. диаграмму №4).

Диаграмма №4

Зависимость настроения от просмотра телевизора замечена у половины учащихся вторых классов (23 человека). По мнению родителей, настроение их детей в большей мере не зависит от просмотра передач (см. диаграмму №5). Впрочем, часть родителей не отслеживают эмоции детей после просмотра ТВ и затруднились ответить.

По результатам диаграммы №5 выяснилось, что большинство школьников смотрят телевизор совместно с родителями.

Диаграмма №5

Родителям был задан вопрос о том, знают ли они, что смотрит их ребенок по телевизору. Результаты оказались неоднозначными, однако часть родителей (%) оказалась незаинтересованной в этом вопросе (см. диаграмму №6):

Диаграмма №6

Следующий вопрос был задан с целью изучения времени просмотра телевидения детьми (диаграмма №7). Часть опрошенных (10%) смотрят ТВ перед школой, но большинство просмотров приходится на время после занятий. По мнению специалистов, это время самых сильных эмоциональных и физических нагрузок. Также как и просмотр перед сном, т.к. передачи способны возбудить нервную систему и вызвать бессонницу.

Диаграмма №7

Рассмотрим результаты диаграммы №8. Просмотр ТВ во время умственной деятельности рассеивает сознание, отвлекает и мешает качественному обучению. К счастью, параллельное занятие уроками и просмотр ТВ замечено всего у 15% (7 человек), родители считают чуть меньше (11% - 5 человек).

Результаты диаграммы №8 показали, что около 80% учащихся проводят перед телевизором время в пределах нормы.

Диаграмма №8

По мнению родителей, продолжительность просмотра детьми телевизора оказалась менее длительной. Результаты указывают, что 6 родителей не знали о том, что их дети тратят от часа и более двух на просмотр телепередач (диаграмма №9):


Результаты исследования оказались следующими:

- телевидение является одним из самых любимых вариантов досуга для детей;

- в силу возраста учащиеся вторых классов предпочитают для просмотра мультфильмы и передачи для детей, однако, отсутствие контроля со стороны родителей, позволяет смотреть каналы, рассчитанные на взрослую аудиторию;

- зачастую родители не контролируют просмотр ТВ ребенком (его выбор программы, длительность просмотра, не интересуется его эмоциями после просмотра);

- просмотр телепередач может влиять на настроение ребенка, как в положительную, так и в отрицательную сторону;

- небольшой процент учащихся тратит на телевизор более часа, что является недопустимым в этом возрасте.

Результаты исследования доказывают влияние телевидения на школьников, поэтому для воспитательного процесса необходимо взаимодействие семьи и школы.

2.2. Рекомендации родителям и учителям по осуществлению контроля влияния телевидения на ребенка

Проблема обеспечения информационной безопасности детей при просмотре телевидения становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних зрителей. Всеобщая информатизация, доступность и массовость телевидения порождает ряд аспектов, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения. В связи с этим необходимо направить все усилия на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В связи с этим, мы разработали рекомендации для учителей и родителей. Рассмотрим работу с детьми в школе.

Работа с учениками в образовательном учреждении должна быть организована с учетом возрастных особенностей. В средней школе рекомендуется проводить мероприятия в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов. В старшей школе – в виде тематических проектов, выпуска стенгазет, плакатов; участия в акциях, конкурсах, мероприятий, направленных на обучение детей безопасным пользованием телевидения. Рекомендуются классные часы по теме «Влияние телевидения на школьников».

Обязательна профилактическая работа с родителями. Для этого рекомендуется проводить родительские собрания на тему «Регуляция влияния телевидения на детей», а также индивидуальные беседы и тренинги. Нами предложены рекомендации, которые можно оформить в виде памятки и поделиться с родителями учащихся:

- помогайте детям в выборе телепередач и ограничивайте их времяпровождение у телевизора;


- не позволяйте ребенку смотреть фильмы и передачи, ориентированные на взрослую аудиторию;

- не забывайте о требованиях ВОЗ к просмотру телевидения:

Младенцы и ранний возраст (0-3 лет) — полный запрет просмотра телевизора;

Дошкольный возраст (3-7 лет) — до 30 минут в день;

Младший школьный возраст (7-10 лет) — 30-50 минут в день;

Старшие школьные возраста (11-18 лет) — 1-3 часа в день.

- объясните детям, что далеко не все, что они могут увидеть по телевизору - правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

- обсуждайте все то, что ребенок посмотрел по телевизору, учите их критически оценивать увиденное;

- развивайте творческие и умственные способности детей: просите пересказать увиденное для тренировки памяти, рисуйте увиденных героев, ставьте сценки, придумывайте игры после просмотра передач;

- следите за эмоциональным состоянием ребенка;

- помните, что только Вы в праве контролировать своих детей при просмотре телевизора и отвечаете за их здоровье.

Заключение

Целью нашей работы стало изучение влияния телевидения на школьников. Для достижения цели нами были изучены этапы развития детского телевидения. Оказалось, что оно прошло периоды производственных взлетов и спадов, было использовано государством в целях агитации. Сейчас детское телевидение – конкурентная ниша, которая развивается в условиях рыночных отношений.

Телевидение является мощным средством воздействия на человека, благодаря своей природе – аудио и видео восприятия. В своем арсенале у телевидения множество методов влияния на человека (такие как убеждение, внушение, повторение, фрагментарность подачи информации, стеореотипизация), которые зачастую используются скрыто. Детям с их отсутствием критического мышления и недостатком знаний о мире необходима помощь и регуляция влияния на них ТВ.

Нами было рассмотрено воздействие телевидения на школьников. Оно оказалось не только негативным, но и позитивным. Образовательные передачи расширяют кругозор, имеют воспитательное значение. А интерес ребенка к определенным передачам позволяет определить индивидуальные предпочтения.

К сожалению, отсутствие должного контроля со стороны родителей может привезти к негативным последствиям: эмоциональному безразличию детей, тяге к насилию, зависимости от ТВ, подмене ценностей, отставанию в развитии.

В целях практического анализа нами был проведен опрос среди школьников вторых классов МАОУ «СОШ №5». Результаты исследования показали отсутствие контроля родителей на просмотр детьми телевидения. Благодаря этому факту дети тратят большое количество времени перед телевизором и выбирают передачи не по возрасту.


Предложенные нами рекомендации для родителей и учителей по учёту контроля и регуляции влияния СМИ на развитие ребёнка, на наш взгляд, могут способствовать снижению степени влияния СМИ на развитие ребёнка, а также повышению уровня патриотического и нравственно-эстетического воспитания учащихся.

Список литературы

1. Абраменкова В. И. Дети и телевизионный экран // Воспитание школьников. 2006. № 6. – С. 28–31.

2. Афанасьева А. И. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена. – М.: Социс. 2001. №8. – С. 62-67.

3. Баженова Л. М., Собкин В. С., Шариков А. В. Возрастная типология телевизионных ориентаций школьников // Телевидение и школа. – М.: Академия педагогических наук СССР. 1989. — С. 6-37.

4. Бехтерев В. М. Внушение. И его роль в общественной жизни. – СПб: Издание К. Л. Риккера. 1908. – 144 с.

5. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. – М.: Юрайт. 2014. – 512 с.

6. Гришаева Н. П. Социально-педагогические аспекты влияния СМИ на школьников. Начальная школа. 2001. № 8. – С. 75-76.

7. Ефимов Е. М. Школьникам о телевидении. – М.: Просвещение. 1986. – 210 с.

8. Жукова Д. А. Методы воздействия на общественное сознание в детских СМИ // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. №4. – С. 17-22.

9. Кузина С. В. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи // Власть. 2007. №8. – С. 53-56.
10. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников – М.: ВЛАДОС. 2009. – 238 с.

11. Малышев Е. Я. Психологический аспект деятельности СМИ в выборе направлений информационного потока: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Тверь, 1999.

12. Медведева И., Шишова Т. СМИ против детей. – Клин: Прогресс. 2005. –457 с. 

13. Мыгаль М. Детское телевидение в контексте современной культуры // Материалы конференции «Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран». 2014 г. — С. 204-214.

14. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ. 2002. – 320 с.

15. Рубченко И. Врагом №1 подростки признали СМИ // Нарконет. 2006. №5-6. – С.132-134.

16. Рюхов П. Телевидение для детей как средство социализации личности // Материалы конференции "Гуманитарное образование в Сибири". 2001 г. – 211 с.

17. Хлопьев А. Т. Средства массовой коммуникации как источник информационно-психологической неустойчивости общества // Проблемы информационно-психологической безопасности. Сборник статей и материалов конференции. 1996. - С. 47-52