Файл: Счета и двойная запись (Моделирование в бухгалтерском учете).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, оценки её места в рыночной экономике, состояния расчётов с конкурентами организации недостаточно располагать лишь общими показателями, необходимо иметь детализированные данные по каждому поставщику материалов, каждому покупателю, по видам вырабатываемой продукции, по каждому работнику организации и.т.д. Поэтому в развитие экономических группировок синтетических счетов открываются аналитические счета, детализированные счета, учёт на которых осуществляется как в денежном, так и в натуральном измерении. Примеры: счёт Цемента №400, счёт П.И. Краснова (менеджера) и.т.п.

Субсчета являются промежуточной группировкой аналитических счетов в пределах соответствующего синтетического счёта.

Синтетические счета являются счетами I порядка, субсчета – счетами II порядка, аналитические счета могут быть III, IV, V и.т.д. порядка в зависимости от поставленной цели, связанной с подготовкой, обоснованием и принятием соответствующих управленческих решений или выяснением положения организации на рынке, конкурентоспособности вырабатываемой продукции.

Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны, т.к. на аналитических счетах отражаются те же виды имущества и источники их формирования, хозяйственные операции, что и на синтетических счетах, но по более дробным экономическим группировкам. Это означает, что общие итоговые данные аналитических счетов должны быть равны итоговым данным соответствующего синтетического счёта.

Классификация – это группировка счетов по наиболее существенным признакам.

Классификация счетов выполняется ради трёх важных целей:

1) понять смысл, функцию и назначение того или иного счёта, чем он принципиально отличается от других счетов или, наоборот, что общего между тем или другим счётом,

2) облегчить тем самым учащимся изучение природы счетов, а бухгалтерам-практикам их использование,

3) помочь в составлении планов счетов.

Согласно взглядам выдающегося швейцарского автора И.Ф. Шера классификация счетов должна быть: 1) всеобъемлющей, полной, т.е. все хозяйственные процессы, средства и источники должны получить отражение на счетах; 2) приспособлена к особенностям предприятия; 3) правильно и в соответствии с законом отражать юридическую структуру средств; 4) предусматривать расположение учётных объектов по материальным категориям, хозяйственным процессам и ликвидности имущества, 5) приспособлена к дальнейшему расчленению счетов и их последовательному укрупнению.


 Этим требованиям должна отвечать любая классификация, но суть почти любой классификации, в том числе и классификации счетов, сводится к тому, что она не может быть единственной, ибо зависит от целей, а их всегда множество. Здесь можно выделить следующие классификации:

К1 – по отношению к итогу баланса счета делятся на балансовые, т.е. на счета, чьё сальдо прямо или косвенно фигурирует на статьях бухгалтерского баланса, и забалансовые, т.е. счета, чьё сальдо не показывается на статьях баланса и не включается в его итог.

К2 – по отношению к сальдо счетов, участвующих в балансе (присутствующие прямо и присутствующие косвенно) все счета делятся на те, сальдо которых непосредственно отражается в балансе, и те, сальдо которых передаётся на другой счёт, т.е. фигурируют в балансе косвенно. Обычно это счета, отражающие финансовые результаты.

К3 – по виду сальдо необходимо выделять счета, имеющие дебетовое сальдо и показываемые в активе баланса, и счета, имеющие кредитовое сальдо и показываемые в пассиве баланса.

К4 – по значению сальдо счета делятся на чистые (хозяйственная масса сформирована по одному признаку) и смешанные (хозяйственная масса сформирована по нескольким признакам).

К5 – по объёму информации счета делятся на синтетические и аналитические.

К6 – по назначению счета делятся на реальные, за которыми стоят конкретные лица и не менее конкретные ценности, и счета номинальные, искусственно вводимые в систему счетов, чтобы уточнить оценку реальных счетов.

К7 – по характеру исчисления сальдо (вводимые и выводимые);

К8 – по юридическому содержанию (счета собственника и счета третьих лиц);

К9 – по экономическому содержанию (счета средств – материальные, монетарные и счета результатов, см. Приложение 1. [4, стр.41]).

Схема классификации счетов по структуре и назначению представлена в Приложении 2 [15, стр.72]. На основных счетах накапливается информация, характеризующая движение имущества и капитала предприятия и состояние его расчётов с дебиторами и кредиторами. Регулирующие счета уточняют стоимостную характеристику объектов бухгалтерского учёта, отражаемых на основных счетах, они не имеют самостоятельного значения, а являются только их дополнением. Операционные счета предназначены для отражения на них расходов, связанных с осуществлением хозяйственных операций, процессов заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг. Финансово-результатные счета предназначены для определения результатов сопоставления доходов и связанных с их получением расходов предприятия и выявления его прибыли или убытка. Инвентарными (01,03,04,10 и др.) называются счета, на которых учитываются материальные ценности и денежные средства предприятия, включая ценные бумаги. Фондовыми (86, 88 и др.) называются счета, на которых учитываются источники формирования собственных средств предприятия – уставный, резервный капитал, фонды специального назначения, нераспределённая прибыль и целевое финансирование. Счета расчётов (60,70,71,68,69 и др.) предназначены для обобщения информации о состоянии расчётов с дебиторами и кредиторами предприятия. Регулирующие счета делятся по методу регулирования оценки объектов, отражаемых на основных счетах. Если регулирование текущей учётной оценки объектов учёта до суммы их балансовой стоимости осуществляется путём прибавления суммы регулятива регулирующего счёта к учётной цене объекта основного счёта, то такие регулирующие счета называются дополнительными. Если регулирование текущей учётной оценки объектов учёта основных счетов до суммы их балансовой стоимости осуществляется путём вычитания суммы регулятива регулирующего счёта из учётной цены объекта, то такие регулирующие счета называются контрарными (02,05,14,42 и др.). Отличительной особенностью собирательно-распределительных (25, 26) счетов является отсутствие на них остатка. Поэтому в бухгалтерском балансе они не представлены. Эти счета выполняют учётную функцию контроля. Принцип соответствия доходов и расходов и их временной привязки к соответствующему отчётному периоду обеспечивается наличием бюджетно-распределительных (31,89,83) счетов. На калькуляционных (08,15,20 и др.) счетах формируется информация для калькуляционных расчётов фактической себестоимости заготовленных производственных запасов, производственной продукции и др.


Классификация счетов позволяет построить план счетов. План счетов бухгалтерского учёта это систематизированный перечень применяемых счетов, в котором они группируются по разделам. Каждый счёт имеет своё наименование и цифровой код. К ряду счетов предлагаются наименования и цифровые коды субсчетов. К плану счетов прилагается инструкция по его применению. В ней даются характеристика каждого счёта и учитываемого на нём объекта, взаимосвязь данного счёта с другими счетами, объекты аналитического учёта. Включая счета в план, бухгалтер руководствуется практическими нуждами, которые всегда противоречивы, поэтому в реальном плане счетов не удаётся последовательно выдержать классификационные основания, но для понимания счетов необходимо эти основания знать. Изначально планы счетов составлялись на каждом предприятии самостоятельно. Этот порядок сохранился до сих пор в англоязычных странах. Однако в счетоводстве преобладает тенденция к использованию единых для всей страны планов, что позволяет: 1) дать бухгалтерам, независимо от квалификации, ориентир в их повседневной работе; 2) создать взаимосвязанную систематизацию, группировку и обобщение информации о хозяйственной деятельности предприятий; 3) обеспечить действенную систему контроля показателей хозяйственной деятельности; 4) помочь бухгалтерам при переходе из одной организации в другую; 5) унифицировать обучение бухгалтерского учёта; 6) облегчить группировку и обобщение данных по всему народному хозяйству в целом. В последнем случае план счетов приобретает характер нормативного документа.

Планы счетов разрабатываются и корректируются по мере необходимости Министерством финансов Республики Беларусь. В настоящее время в республике применяются отдельные планы счетов: для хозрасчётных предприятий и организаций, бюджетных учреждений, банков, страховых организаций и учёта исполнения бюджета в финансовых органах.

Министерства и ведомства могут, по согласованию с Министерством финансов, вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Предприятиям разрешено при необходимости исключать, объединять или дополнительно вводить отдельные субсчета, устанавливать перечень аналитических счетов.

План счетов может быть построен тремя способами:

1) линейный – счета перечисляются в определённом порядке. Это традиционный для нашей страны путь. Составители плана стремились привязать логику его построения или к структуре статей бухгалтерского баланса, или к кругообороту хозяйственных средств.


2) Десятичный иерархический – все счета разбиваются на десять групп, каждая группа – на десять подгрупп, каждая подгруппа делится на десять субподгрупп и.т.д.

3) Фасетный – самый удобный в условиях применения элементарной вычислительной техники. Иерархия счетов имеет шифры по определённым признакам, одинаковые признаки позволяют объединять одинаковую информацию из разных счетов.

Вопросам создания, внедрения и совершенствования планов счетов бухгалтерского учёта в зарубежных странах постоянно уделяется большое внимание учёных и специалистов.

Каждое зарубежное предприятие использует набор бухгалтерских счетов, с помощью которого осуществляется формирование учётной и отчётной информации о своей хозяйственной деятельности.

В ряде стран (Франции, Германии) существуют единые общенациональные планы счетов, которые применяются всеми предприятиями.

Около 30 государств, входивших в англосаксонскую бухгалтерскую систему, не сформировали единые национальные планы счетов, а используют лишь профессиональные планы счетов (Англия, США, Канада, Япония). Каждое отдельное предприятие разрабатывает свой индивидуальный счётный план, учитывая при этом требования международных стандартов и рекомендации, разработанные негосударственными профессиональными организациями бухгалтеров. При построении плана счетов используются общие бухгалтерские принципы и международные бухгалтерские стандарты.

За 1960-1980 гг. в мире созданы три региональных плана счетов:

-план счетов Европейского экономического сообщества;

-план счетов Организации африканского единства;

-план счетов Латиноамериканских государств. [5, стр.10]

В настоящее время, когда функционируют различные региональные и международные профессиональные бухгалтерские организации, Международный комитет по бухгалтерским стандартам, появилась возможность и необходимость разработки и создания всемирного плана счетов бухгалтерского учёта, который будет координировать и направлять работу специалистов и учёных при разработке и совершенствовании национальных и региональных планов счетов.

Таким образом, можно сделать вывод, что счёт – это часть заданной системы счетоводства, созданной для отражения количественных изменений учитываемых объектов. Счета предназначены для фиксации наличия и движения ценностей. Классификации счетов зависят от целей, которые преследуют их авторы и являются основой для построения плана счетов.

2. Двойная запись на счетах и ее обоснование.


В бухгалтерском учете используется метод двойной записи. Он предусматривает и предполагает, что при отражении хозяйственной операции запись денежной суммы, на которую осуществляется операция, делается два раза, т.е. по дебету одного счета и по кредиту другого, вне зависимости от того, активные или пассивные счета участвуют при отражении данной хозяйственной операции.

Двойной записью называется запись одной и той же хозяйственной операции в дебет одного и кредит другого счета в одинаковой сумме.

Дебет

Кредит

А

А

П

П

А

П

П

А

Существует несколько определений двойной записи.

1.  Двойная запись это способ одновременного отражения хозяйственной операции или группы однородных операций по дебету одного и кредиту другого счёта в равновеликих суммах. [7, стр.12]

2.  Двойная запись есть квалификация факта хозяйственной жизни в системе учётных координат, выполняемая согласно принятым постулатам. [3, стр.241]

Ключевыми словами в этом определении выступают: 1) двойная запись; 2) квалификация факта хозяйственной жизни; 3) система учётных координат и 4) постулаты.

В литературе существует много интерпретаций словосочетания «двойная запись»:

а) каждый факт хозяйственной жизни должен отражаться дважды – по дебету одного и кредиту другого счёта;

б) каждый факт хозяйственной жизни должен фиксироваться дважды – в порядке возникновения (хронологическая регистрация) и согласно его содержанию (систематическая регистрация);

в) каждый факт хозяйственной жизни должен записываться дважды – один раз на уровне его естественного обобщения (аналитическая регистрация) и второй раз на уровне его обобщения заданной бухгалтерской задачей (синтетическая регистрация);

г) каждый факт хозяйственной жизни должен регистрироваться дважды – по одному материальному (инвентарному или имущественному) подмножеству и по одному личному (персональному) подмножеству;

д) каждый факт хозяйственной жизни должен показываться дважды – по подмножеству средств и по подмножеству источников этих средств;

е) каждый факт хозяйственной жизни должен быть представлен дважды – один раз на выходе из какого-либо подмножества, второй – на входе другого информационного подмножества;