Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В КОНТЕКСТЕ ЛЮБВИ К ДЕТЯМ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Системно-деятельностный подход в образовании базируется на разработках советских ученых, в частности, корифеев отечественной педагогики Льва Выготского и Василия Давыдова. Создаются учебные ситуации, которые делают ребенка сотрудником учителя в получении знаний и компетенций. Через организацию совместной деятельности каждый ребенок не просто механически запоминает некий объем информации, преподнесенный учителем, а учится применять теоретические знания на практике через моделирование жизненных ситуаций в игровом формате.

Поскольку целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, каждый учитель продолжает искать собственные варианты решений построения эффективного современного образовательного пространства. И конференция, инициированная 7 лет назад ВИРО, стала незаменимым помощником в этом поиске.

Как рассказала доцент, заведующая кафедрой педагогики и методики математического и естественно-научного образования ВИРО Людмила Бачурина, этот форум задумывался как площадка, где ученые и практики будут обсуждать проблемы и представлять свои наработки. Ее идейным вдохновителем стал выпускник Воронежского государственного университета Алексей Боровских, который уже много лет работает на факультете педагогического образования МГУ, защитил докторскую диссертацию.

В работе конференции ежегодно участвуют авторитетные в педагогических кругах специалисты. Среди них академики РАО Владимир Борисенков, Владимир Шадриков, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ кандидат психологических наук, доцент Алексей Обухов и другие.

В разные годы на форуме устраивали «прямой мост» с Российской академией образования, что давало возможность усилить обратную связь «учитель — ученый». Те вопросы, которые педагоги задают ученым РАО, стимулируют задуматься над новыми векторами развития педагогической науки, а то, что предлагают ученые, интересно педагогам.

В этом году организаторами педагогического форума, помимо ВИРО, выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Институт стратегии развития образования РАО, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет, инновационная компания «Мыследеятельностная педагогика», журналы «Педагогика», «Вопросы философии», «Высшее образование в России».


Многие учителя, работая в парадигме деятельностной педагогики, приезжают на конференцию, чтобы «сверить часы», предложить на обсуждение свои идеи. «Интересных выступлений было много. К нашему большому удовлетворению, блеснули воронежские учителя. Очевиден профессиональный рост тех, кто, используя системно-деятельностный подход, из года в год оттачивает свое мастерство. Делясь своими наработками с трибуны конференции, они дают инструменты и форматы тем, кто только подступает к освоению этой технологии», — отмечает Людмила Бачурина.

За последние 2-3 года во многом благодаря семинарам, мастер-классам, курсам повышения квалификации, проведенным ВИРО, внедрены в практику образовательные технологии, которые раньше не применялись. На конференции говорили уже о результатах использования этих технологий, в частности образовательных квестов.

Так, Екатерина Авдеева, педагог из Воронежа, рассказала, как на уроках информатики проводит экономическую игру. Каждый ученик получает роль когото из жителей города: служащий в администрации, банкир, владельцы магазинов, парикмахерской и так далее. Соответственно он строит и свой финансовый баланс: уставный капитал, зарплата/доход, покупки, расходы, налоги, кредиты/наличие счета, коммунальные платежи… Все расчеты ведутся в электронных таблицах или программах, созданных учениками на языке программирования. Как итог — дети получают житейский опыт, пример применения школьных знаний в профессиональной сфере, в быту.

Учителя воронежской средней школы № 57 поделились опытом создания образовательного события «Сделаем это вместе!». У себя в школе они предложили детям интерактивную игру «Зеленый агент», в которой, используя математические знания, школьники разработали программу по подсчету мусора и создали интерактивный Flash-проект «Спасаем дельфинов вместе!».

А после проведения в ВИРО семинара по практике создания мультфильмов ею загорелись многие школы. Кто-то использует ее в отдельном классе, кто-то организует кружок, а в Кольцовской гимназии ежегодно устраивают фестиваль самодеятельной анимации, когда каждый класс делает свой мультфильм и начинается соревнование: у кого интереснее получилась работа. А всё началось с учителя, который побывал на конференции, загорелся идеей и осуществил ее, обретя на этом пути единомышленников.

Представленное понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельных частных умении. Это, в свою очередь, открывает возможности как для объединения множества педагогических умений по разных основаниям, так и для условного их разложения в практических полях. Например, умение «провести беседу» может быть разложено на частные умения: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы и потребности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать содержание, выбрать формы, методы и средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условии; составить план (план-конспект) и т.д. Точно так же можно разложить умение «составить план» и др.


К настоящему времени в педагогической деонтологии сложилось несколько подходов к классификации педагогических умений. Их можно свести в три большие группы: но педагогическим функциям (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, О.А. Абдуллина и др.); по постановке и решению разного класса педагогических задач (И.Т. Огородников, Л.Ф, Спирин и др.); по этапам управления педагогическим процессом (В.А. Сластенин. Л.И. Мищенко и др.).[16.19]. Но все из указанных авторов пишут о любви к детям как соверешнно необходимом компоненте педагогической профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основании проведенного исследования мы пришли к определенным выводам.

История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе профессии педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его отношения к своей деятельности в параметрах любви к детям. Уровень любви к детям в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.

Гуманный характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

В современной научной литературе любовь к детям понимается как необходимый компонент процесса решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач. Но основной принцип, определяющий качество решения указанных задач – любовь к детям. Она является основным мотивом педагогической деятельности.


Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.

Любовь к детям, выступая условием становления и развития педагогического мастерства, составляет содержание педагогической культуры. Это понятие в последние годы все шире используется и разрабатывается педагогами, занимающимися исследованием проблем педагогической деонтологии (Е.В, Бондаревская, И.Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.). Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога. Исследования показали, что такое единство есть выражение гуманитарной культуры педагога, характеризующей цельность его облика.

Итак, мы подтвердили выдвинутую во введении гипотезу о необходимости любви к детям как основного компонента педагогической профессии. Изучение педагогической практики приводит к выводу, что точно так же, как и в сфере материального производства, в области образования все больше проявляется действие закона обобщенного характера труда. В условиях все более явно проявляющейся внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов разных специальностей характеризуется тем не менее общими однородными элементами. Все более отмечается общность решаемых организационных и сугубо педагогических задач. В связи с этим осознание категории «любовь к детям» как фактора педагогического процесса является важнейшей характеристикой педагогического мышления современного учителя.


Задачи работы решены, цель доcтигнута.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. – 410c.
  2. Борисова С. Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. - М., 1983. – 450с.
  3. Введение в специальность / Под ред. Л. И. Рувинского. - М., 1988. – 630с.
  4. Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988. – 410с.
  5. Гапоненко А.Л. Менеджмент знаний как будущее педагогической профессии // Вестник РАГС, 2016. - №2. – 10-50с.
  6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. – 410.
  7. Жильцов П. А., Величкина В.М. Учитель школы. - М., 2015. – 269с.
  8. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 2015. – 258с.
  9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 2015. – 147с.
  10. Кондратенков А. В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты Мысли - М., 2014. – 159с.
  11. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – СПб., 2014. – 126с.
  12. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-наДону, 2017. – 520с.
  13. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. – 560с.
  14. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 2011. – 410с.
  15. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 2013.- 630с.
  16. Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986. – 852с.
  17. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. - М., 1989. – 490с.
  18. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981. - Т. 2. – 410с.
  19. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2013. – 450с.
  20. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. Т. 3. – 460с.
  21. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. – 480с.
  22. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986. – 470с.
  23. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953. – 630с.
  24. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 1988. - Т. 3. – 520с.
  25. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.; Ставрополь, 2011. – 960с.
  26. Cope M. Know your value? Value what you know. L., 2014.
  27. Knowledge Horizons: the present and the promise of knowledge management. Boston, 2010.
  28. Quinn, J.B. Intellect Enterprise. A Knowledge and Service Based Paradigm for Industry. L., 2012;
  29. Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. - Toronto; London; Sydney, 2013.
  30. Rethinking the Future. L., 2017.
  31. Stuart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organisations. London, 2017.

Приложение

За три с половиной века вся мировая педагогическая наука смогла внести в дидактику Яна Коменского только два принципиальных новшества: запрет на порку розгами двоечников и нарушителей школьной дисциплины и введение обязательного ЕГЭ (и его зарубежных аналогов).