Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров (454100 агрегатов, узлов и деталей автомобилей легковых)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1900

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень унификации изделия определяется с помощью системы показателей, например, коэффициентом, равным отношению числа унифицированных (одинаковых) элементов к общему их количеству[11]. Если в конструкции имеется несколько групп унифицированных элементов, то общий коэффициент обычно получается свёрткой. Возможна оценка степени унификации по отношению массы или стоимости унифицированных деталей к общей массе или стоимости всего изделия.

1.3 Основные направления совершенствования деятельности предприятия

Конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему представлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит также такой показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара, то есть состояние расширенных характеристик товара (сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка и т.д.).

Мероприятия по повышению конкурентоспособности, таким образом, должны быть нацелены на формирование привлекательности и преимуществ товара на стадии разработки, создания, распределения, сбыта товара и послепродажного обслуживания покупателя.

Конкурентоспособность товара является определяющим фактором конкурентоспособности фирм.

Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность предприятия с учетом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять, реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Конкурентоспособность фирмы, как всякого предприятия - производителя, характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.

Анализ конкурентоспособности производителя включает: анализ текущей рыночной ситуации, в которой функционирует или будет функционировать фирма; изучение приоритетных (опасных) конкурентов; анализ возможностей проникновения на рынок сбыта; анализ программы коммуникативного воздействия в конкурентной борьбе и т.д. Сравнительный анализ стратегий фирмы и стратегий конкурентов служит базой для разработки мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.


Основные направления повышения конкурентоспособности можно разделить на три группы: техническое, экономическое, организационное.

Техническое направление связано главным образом с совершенствованием технологии изготовления продукции, то есть всем тем, что позволяет повысить уровень потребительских свойств товара: вкуса, запаха, питательности и прочих. Экономическое направление связано главным образом с ценовой политикой.

Здесь имеет место конкуренция, которая обычно сводится к снижению цен. Фирмы нередко идут на снижение цен до значений ниже себестоимости, терпят убытки только ради того, чтобы удержаться на рынке. Конечно, это крайняя мера, позволяющая избежать еще больших убытков и выиграть время. Выигрыш времени позволяет перестроить производство, внедрить новую технологию и сократить производственные затраты. Часто фирмы снижают цены своих товаров до предела, обеспечивающего минимальную прибыль с целью поддержания конкурентоспособности своей продукции.

В острой конкурентной борьбе фирмы используют все направления, все способы повышения конкурентоспособности своей продукции. В этом смысле конкуренция - не только эффективный механизм регулирования поведения фирм, но и мощная движущая сила технического, организационного, экономического развития. Вопрос в том, какое направление в конкуренции является более предпочтительным, эффективным для конкурентной фирмы, отрасли или страны в целом - вопрос особый и непростой. Так как любое предпринимаемое действие, мероприятие нуждается в обосновании, прежде всего экономическом. Это трудоемкий и сложный, но необходимый процесс.

Так же одним из условий повышения конкурентоспособности предприятия является разработка стратегии его развития, которая является одной из основных функций менеджмента, при этом под стратегией понимается образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации по повышению конкурентоспособности предприятия. Можно выделить семь видов проявления стратегического управления как идеи эффективного руководства повышением конкурентоспособности предприятия.

Первый вид стратегического управления конкурентоспособностью предприятия можно определить как целенаправленное творчество компетентной и высокомотивированной команды руководителей (в первую очередь, высшего звена) и сотрудников предприятия. Второй вид можно представить как философию бизнеса и менеджмента, благодаря которой предприятие на основе законов организации и самоорганизации сможет добиться снижения хаоса (энтропии) и увеличения порядка (синергии). Третий вид управления повышением конкурентоспособности предприятия характеризует его как эволюционный этап развития системы корпоративного планирования, которая естественно связана с эволюцией уровня знаний в менеджменте и включает элементы всех предшествующих систем управления. Четвертый вид представляет собой динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов принятия и осуществления решений, с целью сохранения конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе, на основе моделей стратегического управления. Пятый характеризует управление повышением конкурентоспособности предприятия как систему интегрированного внутрифирменного планирования, обеспечивающую равновесие между стратегической и текущей ориентацией деятельности предприятия на основе координации стратегических, среднесрочных и тактических планов. Шестой вид - это идеи управления конкурентоспособностью на основе маркетингового подхода. И последний вид - это совокупность процедур, обеспечивающих функционирование системы стратегического управления предприятия: процедура осуществления процесса планирования и порядок действий при планировании; состав команды плановиков; график и содержание совещаний по планированию; система контроля, которая должна содержать систему отчетности и структуру совещаний.


Таким образом, управление повышением конкурентоспособности предприятия - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал высокомотивированных сотрудников как основу организации; стремится к всестороннему развитию отношений с потребителями с целью удовлетворения его потребностей за счет производства продукции и предоставления услуг, близких к идеалу; осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в стадию, когда отсутствие разработанной стратегии повышения конкурентоспособности предприятия мешает предприятиям на каждом шагу. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей для предприятий и организаций.

Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических субъектов, выступающий в форме экономического соперничества за лучшие условия производства; за наиболее выгодные условия сбыта; за право обладания экономическим благом, приносящим полезность. По форме или применяемым методам различают несколько видов конкуренции. Одно бесспорно, если нет конкуренции, то нет и рынка, нет самоуправляемости, саморегулирования рыночной системы. По критерию формы конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую, неценовую, недобросовестную. По степени ограничения конкуренции различают типы рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция представлена соперничеством производителей аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Этот вид конкуренции называют ещё предметной или межфирменной. Внутриотраслевая конкуренция втягивает производителей (продавцов) в борьбу за технический процесс, побуждает к скорейшему использованию достижений науки и техники, к совершенствованию применяемых технологии и техники производства; к совершенствованию организации управления производством; к повышению квалификации работников и т. д. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция втягивает экономических субъектов отрасли, в борьбу за совершенствование всех условий производства, стимулирует поиск экономного и наиболее эффективного использования всего многообразия материальных и людских ресурсов (основных и оборотных средств предприятий), способов обеспечения высокого качества товаров, услуг и обслуживания покупателей (потребителей). Межотраслевая конкуренция представляет соперничество экономических субъектов разных отраслей, т. е. производителей товаров, удовлетворяющих различные конкретные потребности. Конкуренция ведется за платежеспособный спрос, как и при внутриотраслевой конкуренции, но в иной форме. Поскольку одним из главных критериев экономической эффективности деятельности отрасли является норма прибыли, то в результате межотраслевой конкуренции происходит «перелив» реального капитала из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой прибыли. Таким способом обеспечивается корректировка отраслевой структуры народного хозяйства в соответствии с изменяющейся структурой потребностей общества. Норма прибыли, как относительный экономический показатель, характеризует степень доходности, роста, выгодности вложения средств в отрасль. Рассчитывается норма прибыли как выраженное в процентах отношение всей массы прибыли, полученной за период (год) к стоимости всей массы средств, вложенной в отрасль. Так, например, в отрасли с нормой прибыли в 10 % обеспечивается прибыль в 10 копеек на каждый рубль, вложенный в ресурсы отрасли, а в отрасли с нормой прибыли в 5 % каждый вложенный рубль (затраты) оборачивается доходом в 105 копеек, т. е. прибылью лишь в 5 копеек. В более прибыльных отраслях создаются новые предприятия или увеличивают объемы производства, старые – за счет перераспределения, «перелива» средств (ресурсов) из наименее прибыльных отраслей. Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли. Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции. Все большее распространение обретает конкуренция неценовая. Неценовая конкуренция основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи. Важными инструментами борьбы конкурентов на рынке становятся товарные знаки и товарные марки фирм, гарантии качества, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции длительного пользования, условия продажи и расчета, организация фирменной торговли и транспортного обслуживания покупателей, рекламы и т. д. В ее содержании присутствует демонстрация лучшего внимания и отношения к покупателю (потребителю) продукции фирмы. В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями иногда используются методы, связанные с нарушением цивилизованных норм и правил конкуренции, т. е. имеет место «недобросовестная конкуренция». К её средствам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью усложнить ее осуществление, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование продукции конкурентов, «промышленный шпионаж», тайный сговор «против» и т. д. Недобросовестная конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством. Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур[12]. Структуры рынка отличаются друг от друга по количеству и размеру фирм, действующих на данном рынке, по характеру продукции производимой ими, по возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, по доступности, равномерности информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. В итоге основными направлениями деятельности предприятия являются совершенная и несовершенная конкуренция.


Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия

2.1 Характеристика деятельности предприятия

Объектом исследования настоящей курсовой работы является торговое предприятие "ИП Хузина". Предметом исследования являются конкурентные преимущества предприятия.

Торговое предприятие "ИП Хузина" одно из крупнейших в уральском регионе поставщиков широкого ассортимента автозапчастей. В основу деятельности предприятия положен принцип: "Продукция наивысшего качества от ведущих производителей по доступным ценам".

В торговом предприятии осуществляется розничная торговля запчастями на автомобили как иностранного, так и отечественного производства. Представлен широкий ассортимент расходных и сопутствующих материалов, которые пользуются постоянным спросом. Помимо представленного на витринах и полках товара, предприятие также работает и по заказам из каталога. В целом, отдел снабжения работает по принципу: самые ходовые позиции всегда должны быть на складе. К таким товарам относятся: моторное масло, диски, шины, фильтры (масляный, воздушный, топливный), лампочки, свечи, дворники, сальники, метизы, шайбы, ремни генератора, автохимия, прокладки, гранаты, рулевые наконечники, глушители, подшипники, авточехлы, аптечки, насосы, и многое другое.

Материально техническая база предприятия включает здание магазина с торговой площадью 80 кв.м. Форма торгового зала имеют прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально расположить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков. Вся площадь торгового зала подразделяется следующим образом:

- площадь для размещения торгового оборудования;

- место для движения покупателей;

- площадь для работы продавцов.

Рабочие места продавцов расположены ближе к подсобным помещениям. Мебель в торговых залах расположено вдоль стен, по линейной системе расстановки оборудования, которая считается наиболее рациональной, т.к. позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую видимость всего зала.


Цели деятельности предприятия:

а) удовлетворение потребностей клиентов – первоочередная задача каждого сотрудника;

б) развитие и совершенствование имиджа компании, обеспечивающего доверие и уважение как партнеров и клиентов, так и общества в целом;

в) создание плодотворной рабочей среды и привлекательных условий труда;

д) мобильность, способность перестраиваться в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды;

ж) сохранение стабильности, вне зависимости от условий внешней и внутренней среды;

Персонал – основа организации, главная ценность и источник благополучия всей компании[13]. Сотрудники являются профессионалами, деятельность которых ориентирована на достижение надежного и качественного обслуживания клиентов и основывается на честности каждого сотрудника по отношению к фирме и своим товарищам. Руководство фирмы рассчитывает на безупречное выполнение обязанностей всеми сотрудниками компании в любой сфере их деятельности и добивается этого, поощряя тех, кто на своём месте достигает увеличения прибыльности компании за счёт лучшего обслуживания клиента и снижения затрат. Все сотрудники компании имеют возможность для самореализации, профессионального и карьерного роста.

Основная деятельность – это предоставление услуг по продаже автомобильных запчастей для всех марок отечественных и зарубежных производителей, т.е. предоставление покупателю максимального выбора товара по выгодным ценам.

При этом большое внимание уделяется качеству обслуживания потребителя, для этого постоянно совершенствуется система обслуживания, которая включает отбор квалифицированного персонала, обучение и повышение квалификации продавцов-консультантов, внедряются системы кодировки товара.

Подготовкой рекомендаций по улучшению качества товара и его конкурентоспособностью занимается маркетолог.

Маркетолог это специалист, который занимается изучением рыночного спроса и предложения на те или иные товары и услуги, а также организовывает сбыт продукции компании[14]. Маркетолог, а иначе специалист по маркетингу должен выполнять следующее: планировать и прогнозировать сбыт, разрабатывать и проводить рекламные компании, изучать рынки сбыта, изучать возможности конкурентов, изучать угрозы предприятия, исследовать предпочтения и желания потребителей, проводить опросы, анкетирование, изучать спрос, проводить различные акции, вести контроль за продажами, собирать данные о потребителях, рынках и конкурентах.