Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров (454100 агрегатов, узлов и деталей автомобилей легковых)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1893

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время конкурентоспособность в области качества, цены сервиса принимает практическую значимость. Современный менеджмент претерпевает большие сложности, т.к. по статистике около восьмидесяти процентов предприятий не умеют применять и не используют современные подходы в управлении. Основная цель предприятий - получение прибыли. Но современный менеджмент ставит цель не только получение прибыли, но и решение социальных вопросов, и удовлетворение потребностей рынка.

Современное общество, экономическое развитие ставит перед производителем и предпринимателем серьезные задачи. И так как потребности потребителя к качеству товара и услуг с каждым годом растут, требования к хозяйствующим субъектам становятся более жесткими, и заставляют их конкурировать между собой. Для этого возникает необходимость в разработке программ для удовлетворения потребностей и улучшения качества жизни граждан. Это является основной задачей не только предпринимателей, но и государства. А это, в свою очередь, может обеспечить только грамотный руководитель, принимающий и используемый современные методы управления.

Менеджмент встал перед проблемой выработки эффективной методологии взаимодействия российского и иностранных рынков, именно поэтому вопрос о роли конкурентоспособности товаров и услуг, да и самого предприятия в развитии экономической деятельности предприятия является крайне актуальным в контексте современных российских условий.

Функционирование предприятий в различных сферах производства и услуг в условиях рынка предполагает необходимость разработки каждым из них собственной стратегии развития. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами производства, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально инновационные методы управления и т.д. Это означает, что предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым.

Выход на рынок сбыта практически всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу. Смысл ее заключается в привлечении тех потребителей, которые ранее пользовались услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке - уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке. Поэтому изучение конкуренции и конкурентов в рамках маркетинговых исследований представляется достаточно важным и актуальным. При этом одним из наиболее важных направлений изучения конкурентов является количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия и товаров в сравнении с уровнем конкурентоспособности конкурентов. Все эти направления ориентированы на конкуренцию производства товаров и услуг, т.е. способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.


Главный принцип, по которому товаропроизводители должны строить свою деятельность - удовлетворить требования потребителя. А этого можно достичь только с экономически эффективной, качественной, и конкурентоспособной продукцией, производство которой определяет финансовое благополучие производителей[1].

Качество продукции - одни из важнейших факторов деятельности любого предприятия. Высокое качество увеличивает спрос на предлагаемый товар, и дает возможность в большом объеме реализовывать продукцию. Роль и значение повышения качества продукции для нашей страны на современном этапе социальных и экономических преобразований является актуальной задачей. А насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и повышение конкурентоспособности.

Мониторинг конкурентоспособности товара должен вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность поймать момент, когда данный показатель начнет снижаться, и позволит вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой рынок, сменить стратегию продаж и т.д.

Современный этап развития российской экономики определяется также усилением взаимозависимости производства и потребления. Повышается роль потребителя в оценке качества продукции и затрат на ее производство и потребление.

Объектом исследования является – качество и конкурентоспособность товара (45 4100 из ОКП - автозапчасти).

Предметом исследования - основные направления повышения качества и конкурентоспособности товара.

Целью работы является расширение и закрепление теоретических знаний и навыков, получивших в процессе обучения, и применение их в практическом исследовании.

Данная цель определила следующие задачи:

- рассмотреть понятие качества и конкурентоспособности товара;

- рассмотреть методику анализа качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

- дать общую характеристику предприятию - ИП Хузина;

- дать рекомендации по совершенствованию качества товара как одного из важнейших факторов конкурентоспособности предприятия.


Глава 1. Качество и конкурентоспособность товара как основа успешной коммерческой деятельности предприятия

1.1 Понятия качества и конкурентоспособности товара

Качество - главный фактор, определяющий конкурентоспособность.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для рационального покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или провал фирмы на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя[2]. Важно знать, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом. Но выявить ключевые предпочтения очень важно.

Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоёмкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.

Определяя уровень качества товара, необходимо учитывать насколько соответствует продукция установленным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это необходимо отследить потому, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности продажи, и вся остальная работа по повышению уровня качества изделия становится бесполезна. Итак, при планировании выпуска продукта на новый рынок в первую очередь необходимо получить информацию по принятым в законодательном порядке и в торговой практике стандартам качества. Особенному взиманию подлежат в настоящее время в большинстве европейских стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, меры безопасности и защиты здоровья, высокую степень унификации продукции. Важным аспектом определения качества товара, а значит и его конкурентоспособности является обеспечение патентной защиты и чистоты. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. Если есть лицензия либо соглашение, позволяющие производить продукцию по определенной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи на своем внутреннем рынке, если специально не было оговорено право поставки товара на внешний рынок. Это означает, что если данный товар в какой-либо стране запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, - иначе предприятие будет оштрафовано. Отсутствие патентной чистоты является серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности, так как делает продукцию неконкурентоспособной.


Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, позволяющие удовлетворять заявленные потребности.

Качество начинается с исследования потребностей. Это самый важный этап жизненного цикла любого товара, так как именно на нем решается общий замысел товара, формируется образ, определяются самые общие характеристики[3].

Основа качества товара – это определение потребностей потребителя. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки также пронизаны требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты достижения качества.

Эффективная система качества должна быть спроектирована и функционировать так, чтобы удовлетворять запросы и ожидания как внешних потребителей (в продукции необходимого уровня), так и самого предприятия (в обеспечении условий эффективного использования ресурсов) путем контроля над техническими, административными и человеческими ресурсами, направленного на снижение, предотвращение и устранение отклонений от установленных стандартов.

Качество продукции является важным показателем деятельности промышленных предприятий. Работа по улучшению качества товара/услуги – одна из форм конкурентной борьбы, позволяющая завоевать и удержать рынок. Высокое качество продукции способствует повышению спроса на нее, увеличению суммы прибыли как за счет объема продаж, так и за счет более высоких цен на товар.

Однако, нужно помнить, что качество понятие динамическое: так как со временем потребности изменяются, а следовательно, необходимо периодически пересматривать и требования к качеству.

Во- вторых, учитывая, что качество – совокупность неких свойств, необходимо знать и учитывать показатели для их описания и количественные характеристики для их оценки.

Конкуренция - это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности. Конкурентоспособность товара представляет собой способность товара соответствовать ожиданиям потребителей и его способность быть проданным.

Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности[4].


Любой товар, выходящий на рынок, обязательно проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей. Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, устраивая по цене. Но у каждого конкретного покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, то есть конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.

Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно просто приобрести товар. Так, в случае приобретения технически достаточно сложного изделия, покупателю придется дополнительно нести расходы по эксплуатации, оплачивать труд обслуживающего персонала, нести затрты на его страхование и т.д. В связи с этим, затраты покупателя будут состоять из двух частей: цена товара и расходы, связанные с потреблением и обслуживанием.

Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя.

Для оценки конкурентоспособности важно иметь в виду, что на современном рынке фирмы стараются продавать не отдельные товары, а весь комплекс связанных с товаром услуг, важных для покупателя, так что он оценивает конкурентоспособность с совершенно новых, более приемлемых для него и более трудных для производителя позиций.

Выпуск неконкурентоспособного товара, не позволяющий развернуть его массовую продажу, способен принести многомиллионные убытки (что, кстати, нередко бывало в практике нашей промышленности, пытавшейся выйти на внешний рынок с теми или иными изделиями)[5].

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка).

1.2 Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность товара

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.