Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Фонд социального страхования Российской Федерации участвует в реализации социальной политики России, и основной целью проводимых реформ в области социального страхования является максимальное соблюдение и обеспечение законных интересов застрахованных граждан, создание условий для наиболее оптимального и эффективного использования страховых средств и ресурсов.
Объектом исследования в рамках курсовой работы будут нормы и виды обязательного социального страхования в РФ.
Предметом изучения данной курсовой работы является организация некоммерческого страхования в Российской Федерации.
Целью работы является на основе действующего законодательства РФ провести анализ видов социального страхования.
Задачами для достижения указанной цели являются:
Рассмотреть общую характеристику социального страхования в Российской Федерации;
Изучить основные виды социального страхования, реализуемые в РФ.
В работе использованы следующие методы исследования: специально-юридический; сравнительно-правовой; статистический; метод синтеза; метод логических обобщений.
В процессе написания курсовой работы был осуществлен анализ нормативно-правовых актов РФ, в частности, Конституции РФ, Федеральных законов «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также юридической литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды ученых-юристов, в частности, Шестаковой Е.В., Крестьяниновой О.Г., Архипова А.П.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Страховое правоотношение является гражданским правоотношением и двухсторонним, возмездным обязательством. Путём его осуществления одна из сторон может приобрести право на получение имущественного возмещения в случае возникновения обусловленных законодательством либо договором обстоятельств и несёт обязанность уплачивать страховые платежи.
По форме проведения страхования отличают добровольную и обязательную. Инициатором обязательного страхования является государство. Государство в форме закона обязывает физические и юридические лица вносить средства для обеспечения интересов общества. Добровольным некоммерческим страхованием предусматривается распределение ущерба между страхователями согласно установленным правовым нормам. Инициатором добровольного страхования являются экономические субъекты, другими словами юридические и физические лица.
Личное страхование является отношениями по защите личных интересов физических лиц в случае возникновения определённых событий благодаря денежным фондам, которые формируются из выплачиваемых ими страховых премий либо взносов. Под договором личного страхования понимают соглашение, согласно которому одна из сторон – страховщик берёт на себя обязательства за обусловленную договором плату, которая уплачивается иной стороной – страхователем, осуществить выплаты единовременно либо производить выплаты на периодической основе обусловленной договором сумму – страховую сумму. Данная сумма выплачивается в следующих случаях:[1]
причинения вреда здоровью либо жизни самого страхователя или иного гражданина, названного в договоре – застрахованного лица, достижения им определённого возраста.
наступления в его жизни другого предусмотренного договором события – страхового случая.
Отлично от страхования имущественного, в случае личного страхования застрахованным лицом может быть лишь человек. Личное страхование взаимосвязано с обязательным социальным страхованием, представляющее собой часть государственной системы по социальной защите граждан. Другими словами, социальное страхование является важным механизмом защиты работающих граждан и членов их семей, которые находятся на иждивении от потери трудового дохода в случае наступления определённых событий.
В российском государстве, согласно действующему законодательству, выделяют следующие структурные элементы обязательного страхования: на случай временной нетрудоспособности либо болезни; в связи с материнством; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; медицинское страхование; пенсионное страхование; на случай смерти застрахованного лица либо несовершеннолетнего члена его семьи, социальное страхование.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования, которые установлены статьей 4 ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования», являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц осуществления своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и выполнение обязательств по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое применение средств обязательного социального страхования; обеспечение общественного контроля и надзора; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 года «Об основах обязательного социального страхования» согласно общепризнанным принципам и нормам международного права осуществляет регулирование отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания появления и порядок реализации их обязанностей и прав, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. [2]
Исходя из содержания статьи 1 ФЗ №165-ФЗ обязательным социальным страхованием является система формируемых при помощи государства организационных, экономических и правовых мер, которые направлены на компенсацию либо минимизацию последствий изменения социального и материального положения работающих граждан, а в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ, других категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет и остальных событий, которые установлены законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
Для характеристики Фонда социального страхования РФ (далее - ФСС) следует обратиться к Постановлению Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 "О Фонде социального страхования РФ" и ФЗ от 16.07.1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
По состоянию на сегодняшний день ФСС РФ является специализированной структурой, обеспечивающей деятельность всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
К основным задачам ФСС РФ относятся следующие: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также страховых выплат по причине возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональными заболеваниями.
Помимо этого, ФСС РФ разрабатывает и реализует государственные программы охраны здоровья сотрудников, меры направленные на совершенствование социального страхования.
Исходя из статьи 7 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 года № 101 «О Фонде социального страхования РФ» средства Фонда формируются благодаря следующему:
страховых взносов работодателей;
страховых взносов граждан, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
страховых взносов граждан, которые осуществляют рабочую деятельность на других условиях и имеют право на обеспечение по государственному социальному страхованию, которое установлено для сотрудников, в случае уплаты ими страховых взносов в Фонд;
доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
добровольных взносов физических и юридических лиц; поступления других финансовых средств, которые не запрещены действующим законодательством;
ассигнований из федерального бюджета;
остальных поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и других санкций, которые предусмотрены действующим законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путёвки, которые были приобретены страхователем за счёт средств Фонда; средств, которые возмещаются Фонду по причине выполнения регрессных требований к страхователям, и остальных). [3]
Средства Фонда направляются на осуществление и совершенствование социальной политики государства:
выплату пособий по временной нетрудоспособности,;
выплата пособий беременности и родам женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности;
выплата пособий при рождении ребёнка, при усыновлении ребёнка;
выплата пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет.
Исходя из этого, ФСС занимает наиболее важное место в системе социальных услуг, которое предоставляется бюджетной системой РФ. Благодаря поддержке ФСС выполняется финансирование большей части всех социальных расходов консолидированного российского бюджета.
В широком толковании страхование является защитой имущественных и социальных интересов граждан и субъектов предпринимательства.
К сущностным правовым характеристикам социального страхования отечественным законодательством и международным правом относят следующее:
законодательное регламентирование способа целевого резервирования и расходования финансовых ресурсов социального страхования;
законодательное закрепление перечня социальных рисков, которые признаются государством как основания для охвата социальным страхованием;
законодательное нормирование социального стандарта страхового возмещения и объёма страховых тарифов.
Государством несётся ответственность за руководство системой социального страхования, для чего призвано выполнять комплекс управленческих и экономических мер по обеспечению эффективного регулирования государственного социального обеспечения, образования условий, которые смогут гарантировать достоинство личности в каждой из сферы, этим утверждается приоритет личности и ее прав.
Теперь рассмотрим субъекты обязательного социального страхования, являющиеся участниками отношений по обязательному социальному страхованию. Их обязанности и права закреплены в ФЗ № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года.
Исходя из содержания части 2 статьи 6 ФЗ № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также другие органы, граждане и организации, которые определяются согласно федеральному законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые обязаны согласно положениям федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования производить выплаты страховых взносов, а в определённых обстоятельствах, которые установлены федеральным законодательством, производить выплаты отдельных видов страхового обеспечения.
Страхователи представляют собой также органы местного самоуправления и органы исполнительной власти, которые обязаны согласно федеральным законам конкретных видах обязательного социального страхования производить выплаты страховых взносов.[4]
Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Совместно с этим следует обратить внимание, что страхователями не всегда могут быть работодатели либо индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты), которые уплачивают страховые взносы за себя.
Следовательно, становится очевидным, что в качестве страхователя обычно выступает работодатель, страхующий своих сотрудников либо самого себя (нотариус, индивидуальный предприниматель, адвокат и т. д.), а также им может являться иное лицо, которое не состоит с застрахованным лицом ни в каких трудовых либо гражданско-правовых отношениях.