Файл: Функции менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Изучая представления о роли и месте менеджмента организаций, содержание управленческой деятельности, ее принципы и методы осуществления, мы видим, что они неоднократно были подвержены существенным изменениям с того момента, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации.

Отношение и взгляды на управление развивались наряду с развитием общественных отношений, менялся бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись и развивались новые средства связи и обработки информации.

В это же время менялась и практика управления. Изменялась и сама наука об управлении.

Однако, несмотря на то, что практика управления развивалась намного быстрее, благодаря управленческой мысли, новым идеям ведущих умов в области управления, разрабатываемые новые подходы к осуществлению управленческой деятельности знаменовали собой рубежи, за которыми начинались широкие преобразования в практике управления.

Содержание процесса управления можно рассматривать посредством его функций, под которыми понимается система общих задач менеджмента.

Процессом управления называют совокупность взаимосвязанных, последовательных действий, по использованию и формированию ресурсов организации, направленное на достижение определённых целей.

Такие действия крайне важны для рыночного успеха организации и носят название функций менеджмента.

Сам процесс управления является суммой всех функций.

Данной теме посвящены труды таких авторов как: Беляев И. Ю., Асаналиев М. А., Яцук К. В. Контроль как функция управления, Ганусяк Д.В. Организационное проектирование системы управления персоналом на современном этапе, Гобань Р.В. Совершенствование системы управления персоналом в организации, Громова С. В. Сущность, понятие и виды контроля, Иневатова О. А., Коцкая О. О. Обоснование применения системы планирования в деятельности предприятия, Кальницкая И. В. Анализ эффективности управления организацией, Соколова Е. А. Кадровый резерв — эффективный инструмент наращивания потенциала компании, Липчиу Н. В. Эффективность планирования в организации, Чумакова М. В. Современное состояние процессов планирования на предприятии и др.


Объект исследования: Функции управления на примере предприятия розничной торговли ООО «ГРАНИФУД».

Предмет исследования: Особенности и система управления организации.

Цель работы: Рассмотреть сущность и виды функций на предприятиях.

Задачи работы:

  • Рассмотреть процесс и функции менеджмента;
  • Изучить функции управления организацией: общие и специальные;
  • Охарактеризовать контроль и анализ как функции менеджмента;
  • Дать краткую характеристику организации;
  • Провести анализ функций планирования и контроля в ООО «ГраниФуд»;
  • Рассмотреть особенности реализации функции мотивации;
  • Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления ООО «ГраниФуд».

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Теоретические аспекты функций менеджмента

Процесс и функции менеджмента

Процесс менеджмента представляет собой совокупность и непрерывную последовательность взаимосвязанный действий работников аппарата управления по реализации функций менеджмента, осуществляемых с помощью определенной технологии, и направленных на достижение цели организации [4, с. 132].

Менеджмент как процесс управления рассматривают по стадиям управления, по основным сферам деятельности фирмы, а также по выполняемым функциям управления.

По последовательности и видам деятельности менеджмент делят на ряд стадий: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.

Стратегическое управление – это выработка ключевых общефирменных целей; составление прогноза результатов развития рынка или отрасли, на которых фирма действует; анализ слабых и сильных сторон фирмы; выбор и оценку стратегии деятельности; формирование системы управления реализацией стратегии [6, с. 127].

Оперативное управление можно определить как деятельность по реализации определенных целей, которая включает в себя: организация как форма создания определенной структуры и привлечения нужных ресурсов; выполнение функций управления в условиях созданной организационной структуры [7, с. 144].

Контроль предполагает анализ достигнутых результатов - обратную связь и является исходной точкой нового цикла управления.


Менеджмент охватывает несколько сфер деятельности организации: управление стратегией или стратегический менеджмент; управление маркетингом или маркетинговый менеджмент; управление финансами или финансовый менеджмент; управление персоналом или кадровый менеджмент; управление разработками и исследованиями или инновационный менеджмент.

Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих задач, как: тактическая, предполагающая поддержание устойчивости в функционировании организации; стратегическая, предполагающая это развитие фирмы и его перевод на качественно иной уровень [7, с. 145].

Таким образом, ключевая задача менеджмента — сделать информацию, опыт, знания и нововведения производительной силой, что обеспечит успех фирмы на рынке.

Содержательная и информационная сторона процесса менеджмента.

Процесс менеджмента носит циклический или спиралевидный характер, то есть процесс менеджмента начинается с момента определения взаимосвязей между объектом и субъектом управления и заканчивается лишь с исчезновением их.

Процесс менеджмента обычно рассматривают с двух точек зрения: с содержательной, проводя анализ содержания и последовательности деятельности на каждом этапе процесса управления; с информационной, при которой изучаются процессы обработки, передачи и хранения информации в системе управления.

В процессе менеджмента с содержательной точки зрения можно выделить ряд этапов: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль, анализ [4, с. 135].

Процесс управления с информационной точки зрения представляет собой последовательность этапов [7, с. 181]:

сбор первичной информации; ее регистрация, передача и сохранение на носителе информации; математическая и логическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть представлена в виде документа; предоставление синтетической информации субъекту управления; если субъект управления считает, что для принятия управленческого решения предоставленной информации достаточно, то осуществляется переход к пункту 6, в другом случае - происходит сбор дополнительной первичной информации, регистрация ее, обработка и предоставление вновь полученной синтетической информации субъекту управления; принятие субъектом управленческого решения; документальное оформление решения; архивация документов; доведение до исполнителей решения [7, с. 183].


После этого исполнителями совершаются определенные действия, что приводит к обновлению первичной информации, изменению состояния управляемого и управляющего объекта.

Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм.

Любая организация для поддержания своего существования, реализации корпоративной цели выполняет разные виды деятельности, определяемые как функции.

Первым ключевые виды управленческой деятельности формализовал и описал А. Файоль, который утверждал, что управлять – означает планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать [7, с. 148].

Выделение функций менеджмента осуществляется в сфере управления в результате разделения и специализации труда.

Применяются разные классификации функций менеджмента. Планирование представляет собой вид управленческой деятельности по определению целей и путей достижения их.

Результат процесса планирования – это система планов, которая включает корпоративные, функциональные планы, планы персонала и т. д.

Организация характеризуется как вид управленческой деятельности по разработке управленческой структуры, распределению полномочий и разделению ответственности [4, с. 139].

Мотивация представляет собой вид управленческой деятельности по побуждению людей к деятельности, которая имеет определенную направленность и цель.

Контроль - это форма управленческой деятельности по обеспечению достижения своих целей организацией. Деятельность по выполнению функций – это процесс, требующий определенных затрат времени и ресурсов. Именно процессный подход к менеджменту позволил рассмотреть взаимосвязи и взаимозависимости функций управления [9, с. 115].

Процесс менеджмента отражает рекомендуемую последовательность выполнения функций, или последовательность начальных действий по выполнению функций, поскольку осуществление обратной связи с многочисленными контурами приводит к одновременной реализации функций.

Данный цикл управления универсален по отношению к объекту управления - не только в целом к организации, но и к отдельным подразделениям, функциям, методам и т. п. Взаимозависимость функций выражается в том, что качественное выполнение предыдущего этапа - важнейшее условие обеспечения качества выполнения следующего этапа (функции) [12, с. 114].

Связующими процессами в процессе менеджмента являются процесс принятия решений и коммуникаций.

Все чаще в последнее время в состав связующих процессов исследователи определяют и процесс целеполагания, поскольку определение целей функционирования – это необходимое условие начала любой деятельности [4, с. 136].


Процесс коммуникаций представляет собой процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникации менеджер получает информацию, необходимую ему для принятия решений, и доводит уже принятые решения до работников фирмы.

Если на предприятии коммуникации налажены плохо, решения могут стать ошибочными.

Процесс принятия решений по сути - это выбор альтернативы.

В процессе выполнения управленческих функций менеджеру приходится принимать достаточно много решений: в процессе планирования принимаются решения о постановке целей, определении необходимых ресурсов, выборе способов достижения целей; при осуществлении функции организации принимаются решения в части структуры производства и управления, организации производственного процесса, обслуживающего производства и вспомогательных служб, организации труда специалистов и рабочих [9, с. 119].

Процесс мотивации состоит из установления и оценки неудовлетворенных потребностей, формирования целей удовлетворения потребностей, определения стимулирующих мер. Функция координации основана на принятии решений по способам согласования деятельности отдельных структурных звеньев, применении технических средств связи и т. д.

Функция контроля предполагает принятие решений о том, что, как и когда контролировать, какие формы и виды контроля использовать, как проводить анализ полученной информации, а также решений по осуществлению корректирующих воздействий [12, с. 118].

Процесс целеполагания представляет собой процесс по определению иерархии целей и их согласование с параметрами внутренней и внешней среды.

Цель по своей сути - это предвосхищение результатов деятельности.

Динамизм функций менеджмента определяется необходимостью их подстройки на все возникающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобретают турбулентный характер.

Для этого необходимо освоить существующие методы и способы выполнения функций, использовать нестандартные решения, творческий подход к решению проблемы [14, с. 88].

Можно утверждать, что для поддержания высокого уровня интереса и удовлетворенности персоналом процессом и результатом труда, которые и являются базой мотивации, при применении методов, воздействующих на поведение работников важна новизна с элементами приятной неожиданности.

Чем больше диапазон инструментов управления у менеджера, чем его понимание среды выше, тем эффективнее функционирование предприятия.

Итак, искусство менеджера заключается в постоянном и гибком реагировании на требования рынка, и которое реализовано может быть только благодаря применению научных методов менеджмента.