Файл: Теории происхождения государства (Факторы, определившие многообразие теорий происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Главнейшее изменение нашего общества люди чаще всего объединяют с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами человека. Однако, как появилось право? Как возникло данное социальное явление, данный незаменимый в нынешнем цивилизованном мире общественный регулятор? Данный проблема занимателен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию собственной специальностью - настоящей либо предстоящей. Сразу необходимо выделить, то что проблема об образовании права делится на 2 крайне непохожих друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Проблема о происхождении права есть проблема о том, как сформировалось в мире то явление, что называется правом. Проблема о формировании права есть проблема о этом, какие условия, под воздействием каковых совершается изменение права, получение им подобных форм, в которых мы можем наблюдать право на сегодняшний день. Цель этой работы –рассмотрение проблем возникновения и сущности государства и права.

Познание государства и права необходимо начинать с проблемы о происхождении государства – постоянно ли в истории человеческого сообщества был данный общественный институт либо же он возник в конкретном этапе формирования общества. Только лишь такого рода методологический аспект, осуществляющий принцип историзма, дает возможность понять причины и формы возникновения государства, его характерные, сущностные особенности, отличие от предыдущих координационных форм существования общество.

Целью настоящей работы является анализ предпосылок и причин, основных теорий происхождения государства.

Задачами работы являются: рассмотрение причин происхождения государства; изучение предпосылок происхождения государства; определение основных теорий происхождения государства.

Глава 1. Факторы, определившие многообразие теорий происхождения государства и права

В нынешней литературе по археологии, антропологии и этнографии замечается, то что приблизительно 1,5-2 млн. лет назад человек, выделившись из мира животных, проживал в условиях первобытного стада. Позже люди соединились согласно родственным отношениям в родовые общины, то что представилось базой организации первобытного общества. Заключительное, характеризовалось общественной собственностью на орудия и средства изготовления, равномерным распределением общественного провианта среди членов рода, невысоким уровнем формирования производительных сил, отсутствием добавочного провианта в каждой родовой общине. Позже рода сливались в племена, появлялись племенные организации либо альянсы.


Власть при первобытнообщинном строе носила исключительно социальный вид и была основана на индивидуальном авторитете старейшин, военных вождей, жрецов, каковых выбирали на всеобщем собрании абсолютно всех членов семейства. Помимо этого, власть базировалась на индивидуальных достоинствах и почтении любого члена семейства к опыту старших. Одновременно с этим, в силу фактической потребности и с целью регулировки социальных взаимоотношений среди членов рода в первобытном мире начали образовываться сравнительно постоянные правила поведения, обычаи, т.е. исторически сформировавшиеся правила поведения, какие в следствии их неоднократного повторения вступили в привычку и сделались актуальный необходимостью людей. Обычаями регламентировались все без исключения области деятельности членов первобытного сообщества, и функционировали они в комплексе с нормами, морали и религиозных обрядов и ритуалов[1].

Высказанное дает возможность совершить заключение о том, что в догосударственном мире общественная власть и общественные нормы (правила действия) целиком отвечали его экономическому, общественному и духовному формированию всякого члена родового общества[2].

Формирование общественного производства никак не могло приостановиться на первобытном уровне. Последующий эволюционный этап, взаимосвязанный с смещением в худшую сторону климатических обстоятельств на планете, общим оледенением, характеризуется переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) землепашеству. Данный ход, согласно сведениям археологии и этнографии, возник 10 - 12 тыс. лет назад и длился - у различных народов - несколько 1000-летий. Он приобрел наименование неолитической революции, так как случился в период позднего неолита (нового каменного века), на границе перехода к периоду бронзы, если человек обучился выплавливать и применять сперва "мягкие" цветные металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а потом и железо. Данные стадии, а также освоение культурой землепашества и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все без исключения племена и народы, вступившие на путь формирования цивилизации.

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят формированию в IV - III тыс. вплоть до н.э. землепашества, дававшего в регионах Близкого Востока и Древнего Египта весьма большие урожаи зерновых. Настоящим определен стремительный прогресс населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда иных регионов Европы. С формированием землепашества в II - I вв. вплоть до н.э. и I тыс. н.э. были связаны повышение населения Месопотамии и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев.


С точки зрения нынешней исторической науки и этнографии неолитическая революция сделалась возможной не только благодаря возникновению скотоводства. Непосредственно переход к пахотному землепашеству в максимальной мере содействовал стремительному прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), увеличению жителей, формированию ремесла, искусства, появлению первых городов, письменности и других достижений материальной и духовной культуры. Уровень культуры древних сообществ перехода к цивилизации приобрел наименование раннеземледельческой культуры.

Основным последствием неолитической революции явился подъем богатства: землепашество и скотоводство позволили приобрести излишек провианта (прибавочный продукт), которого не могло предоставить присваивающее хозяйство. В данной основе появился постоянный взаимообмен продуктами среди племен, предоставлявший возможность накапливания ранее не известных богатств, какие прежде при натуральном хозяйстве были недосягаемы. Избыток продуктов производства основывал кроме того возможность привлечения добавочной рабочей силы, требующейся для обслуживания за скотом и обрабатывания полей.

В этом случае, тем не менее, необходимо уточнение. Далеко не повсюду и не всегда рабовладение становилось базой хозяйства раннеземледельческих и скотоводческих обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многочисленных иных обществах базой раннеземледельческого хозяйства предназначался труд свободных рядовых общинников, а имущественная и общественная дифференциация формировалась одновременно с функциями управления земледельческими работами (в особенности при поливном землепашестве) и распределения продуктов в варианте формирования аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Существенное место занимали в такого рода дифференциации воинские функции, осуществление каковых приводило к разделению на военных вождей, руководителей дружин и обычных воинов. В то же время совершалось развитие сословия жрецов, имевших огромное духовное и культурное воздействие на социум. В конечном итоге, вследствие формирования торговли и ремесел появились сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были сопряжены с появлением городов-государств (полисов). При этом главное земледельческое население попадало в подчиненность от городских центров, в каковых концентрировались не только лишь ремесло и торговая деятельность, однако и управленческая, боевая и духовная знать. По этой причине более древнейшим типом общественной дифференциации общества явилось не разделение на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные категории и пласты общества. Подобная стратификация в варианте разделения на закрытые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и была не только лишь в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а кроме того у скифов, персов, иных евро-азиатских племен. Рабство в данных сообществах носило поначалу дворцовый, либо семейный, вид и только позже применялось в изготовлении (к примеру, при постройке городов и храмов)[3].


Основополагающим трудящимся народонаселением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и выплачивавшие подати. Помимо обрабатывания собственных наделов земли и скотоводства они осуществляли общественные работы по орошению территорий, служили рядовыми бойцами.

Тем не менее, общий итог о том, что производящее хозяйство по мере его увеличения и улучшения вело к социальному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению жителей на состоятельных и нищих, на господ и рабов либо слуг, на неравноправные касты, остается правильным для этапа перехода от родового строя к первоначальным цивилизациям. Со временем у народов Античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и прочие античные полисы) разделение на свободных и рабов сделалось ключевым. Его основными источниками были подчинение пленных, а кроме того торговля живым товаром. В I тыс. н.э. в Европе разложение родового порядка вело к появлению феодальной формации.

Другим значимым общественным последствием неолитической революции предстал переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс именовал величайшей революцией переворот в родовом строе, какой привел к смене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и землепашеством стало допустимым уже не абсолютно всем родом, а отдельными семьями. Семья (у многих народов она состояла из представителей 2-ух-3-х поколений) совершенно могла самостоятельно пропитать и надеть себя. По этой причине общественная собственность материнского рода передается со временем в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом руководителем семьи и владельцем основополагающих средств производства - скота, орудий землепашества и продуктов нового производства делается главной работник - пастух и пахарь, мужчина. В огромный семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, передается к её патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну согласно праву первородства (у славян - к старшине, с согласия абсолютно всех сыновей). Этим самым не только лишь фиксировалась частная собственность семей, но и устанавливалось имущественное различие среди членов патриархальной семьи-общины. Это представилось неустранимой трещиной в родовом строе[4].


Значительное воздействие на процесс появления государственности, в особенности у более древнейших народов, оказывала религия. Немалую роль сыграла религия в соединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном мире любой род преклонялся своим языческим богам, имел собственный тотем (собственного идола). В период организации племен религиозные нормы способствовали укреплению власти "царей", базилевсов, высших (зачастую военных) главарей. Династии новых властителей устремлялись совместить племена общими религиозными взглядами. Подобное значение обладали Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, почитание покровительства богов греческим полисам и т.п. Совершалось постепенное приспособление религиозных норм к закреплению высшей власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Данная власть соединялась с передачей её от богов и фиксировалась сперва продлением выборного срока, а потом - на всю жизнь и наследственно (к примеру, род инков).

Следовательно, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а кроме того имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как предпосылки преображения первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, нынешняя доктрина не может рассматривать, что данными условиями исчерпываются требование и предпосылки появления государства. К числу последних необходимо кроме того причислить изменение родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а кроме того увеличение войн и военной организации племен, воздействие религии на соединение племен в общий народ и на усиление высшей царской государственной власти.

Возникновение государства все же было сопряжено - в различные эпохи по-разному - с необходимостью реализации единых интересов населения. И невзирая на то что представители различных классов либо каст не приобретали равного удовлетворение собственных интересов, все же определенные общие интересы (к примеру, защита от внешних нападений, снабжение общественных работ, санитарных условий) государством, как правило, обеспечивались[5].

Вопрос осмысления причин появления государства и права, как и прежде, в сегодняшней науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе этой задачи покоятся разнообразные идейные, философские точки зрения и направления. К примеру, для приверженцев концепции "что государство было всегда" такая трудность в целом никак не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки выделяют все наиболее новейшие знания о причинах возникновения государства и права.