Файл: Теории происхождения государства (Факторы, определившие многообразие теорий происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из главных постулатов появления государства и права в нынешней науке считается положение о формировании производства, переход от присваивающей экономики к изготовляющей.

Прежде всего, необходимо выделить возникновение ранних земледельческих общин в ареалах, подходящих для проживания и эффективной хозяйственной деятельности, а кроме того внезапное повышение количества и плотности жителей в данных ареалах. Земледельческие общины регулярно разрастались, то что приносило к отделению новых семейно-клановых групп. Данный процесс был сопровождаемым укрупнением поселений, что наравне с увеличением и оживлением хозяйственной жизни вело к формированию прообразов поселений городского вида.

Со временем усугубляется внутренняя организация семейно-родовых групп. Их члены обретают новейшие культурные и производственные навыки. Со временем наступает распределение труда. Изнутри рода возникли категории, которые занимались только лишь либо землепашеством, либо скотоводством, либо необходимым для этого региона типом ремесел. Все это поспособствовало увеличению производительности общественного производства. Изготавливающее производство теперь уже могло удовлетворить не только лишь необходимые потребности членов родовой общины, но и формировать "излишки", или, другими словами, прибавочный продукт. Поначалу они реализовывались согласно принципу внутриродового обмена, однако со временем все больше начали поступать в сферу межобщинных взаимосвязей, получая характер товара. Возник этап развития товарного производства, какой привел к выделению ещё одной категории жителей, что участвовало в межобщинных меновых взаимоотношениях - торговцы либо купцы, хотя на начальной стадии этим промышляли в основном главы рода либо старейшины.

В то же время формирование товарного производства вело к последующему увеличению добавочного продукта, к накапливанию имущества. Возникла объективная база для появления имущественного неравенства среди розными общинами, а кроме того изнутри самих родовых групп.

В новых обстоятельствах деятельность родовых постов в семейно-клановой группе предоставляло руководителям не только лишь престиж и авторитетность, однако и особенный, более большой статус. Руководитель в изменившихся обстоятельствах приобретал все наиболее растущие имущественные и другие привилегии. Сперва они рассматривались только равно как эквивалент этим возросшим и усложнившимся функциям по управлению родом и повысившейся ответственности, какую в связи с данными функциями он принял. Однако самое основное, то что руководитель семейства помимо традиционных функций, таких как организация социальных работ, перераспределение земельных участков, сохранение взаимоотношений с соседями и т.п., обрел новоиспеченную и значительную функцию - функцию перераспределения добавочного продукта, изготавливаемого усилиями всего рода[6].


Это значило вкладывание компонента предстоящей, присущей государственной организации общества, системы эксплуатации. Со временем это привело к качественному изменению статуса власти. Власть все более делается властью положения, обретает наиболее руководящий вид. Она все меньше стает сопряженной с индивидуальными качествами предводителя. И несмотря на то ещё сберегается концепция выборности, все большее значение обретают не просто авторитетность, а амбициозность, рвение к навязыванию собственной воли коллективу, желание приобретать не просто власть, однако и все сопряженные с ней имущественные и индивидуальные привилегии.

Наряду с преобразованиями структуры изнутри рода совершаются перемены и в межобщинных взаимоотношениях. Формирование межродовых взаимосвязей приводит к формированию надобщинных структур. Одной из подобных строений стало племя, которое имело собственную территорию, имя, язык (либо диалект), собственные религиозные и бытовые ритуалы. Формирование племенного порядка привело к отказу от внутриродовых союзов. Подобным способом, был исключен инцест (кровосмешене), то что поспособствовало генетическому формированию человека. На раннем стадии племенной совет решал только лишь проблемы, выходящие за границы заинтересованностей рода. Со временем понемногу в его ведение перешли все социальные проблемы и самое основное - функции управления добавочным продуктом.

Важным шагом в предыстории государства и права наравне с образованием трудных надобщинных структур и отвечавших им механизмов социально-нормативной регуляции сделалось развитие принципиально новых начал управления обществом, представляющих по собственному типу предгосударственными.

Новый вид управленческой деятельности акцентирует наравне с иными разновидностями общественного распределения труда ещё 1 категорию людей, занятых профессиональной работой - это управленцы, администраторы, руководители. Отделение такого типа специальностей возникло одной из последних ступенек в формировании структуры государства. Административные посты дают их владельцам крупные материальные выгоды, дают возможность им навязывать собственную волю коллективу. Формирующаяся административная верхушка, не желая разлучаться с господством и преимуществами, старалась зафиксировать её за собственными семьями и кланами. Координационная работа со временем получала политический вид, а административно-общинная знать преобразовывалась в прото-государственную. Изменяется и состояние предводителя. Он все более основывается в управленческую иерархию, обостряя этим самым собственную власть.


Один с основных условий формирования государства считались войны. Конкретнее, не сами они, а вооруженные силы, какие напрямую подчинялись административной верхушке. В отличие от ополчения либо подразделений самообороны, они формировались на профессиональной базе.

Почти в абсолютно всех литературных и академических источниках войны признаются второстепенным условием. В целом возможно выразить согласие с данной точкой зрения. Но следует совершить ремарку, что для ряда государств в конкретном этапе они, бесспорно, были основными условиями.

Главной проблемой вооруженных сил стала защита благополучия и жизни сформировавшейся знати не только лишь от внешних противников, но и от притязаний собственных соплеменников. Ещё один важный момент состоит в том, что войны считались и считаются, как показывает вся история человеческой цивилизации, двигателем научно-технологического прогресса. Все без исключения новое, открытое в ходе постижения мира, в первую очередность апробировалось на полях битв. А только лишь затем, и то отчасти, применялось в обыденной хозяйственной жизни. В то же время значительная доля, как добавочного продукта, так и непосредственно накоплений направлялись в военную сферу деятельности[7].

Следователно, возможно установить, то что первой причиной формирования государства явилось появление производящей экономики, что сформировала предпосылки классового разделения общества. В начальном стадии это были ещё не классовые структуры, а пока ещё общинные сегменты: протокласс изготовителей (охотники, скотоводы, ремесленники, землепашцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс бойцов (княжеская дружина, наемники, мореплаватели)[8].

Следовательно, ключевые предпосылки возникновения государства и права были последующие:

- Потребность улучшения управления обществом, сопряженная с его усложнением. Данное затруднение, в собственную очередность, было сопряжено с формированием производства, возникновением новейших отраслей, распределением труда, изменением обстоятельств распределения общественного продукта, обособлением общественных структур, их укрупнением, увеличением численности населения, живущего в конкретной местности, и т.п. Старый аппарат управления никак не имел возможность гарантировать удачное управление этими процессами.

- Потребность организации больших социальных работ, объединения в этих целях огромных масс людей. Это в особенности выражалось в тех регионах, где базой производства существовало поливное землепашество, что требовало постройки каналов, водоподъемников, удерживании их в рабочем состоянии и т.п.


- Потребность подавления противодействия эксплуатируемых. Совершающиеся при разложении первобытного общества течения с неизбежностью приводят к делению общества, к возникновению состоятельных и нищих, к появлению эксплуатации меньшинством большинства, а совместно с этим к возникновению общественных антагонизмов и противодействию этой доли общества, что подвергается эксплуатации.

- Потребность укрепления в обществе порядка, обеспечивающего деятельность общественного производства, общественную стабильность общества, его устойчивость, в том числе и по отношению к наружному влиянию со стороны соседних государств либо племен. Это гарантируется, в частности, поддержанием правопорядка, использованием разных мер, в том числе и насильственных, для этого, чтобы все без исключения члены общества придерживались нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не соответствующие их интересам, не-справедливые .

- Потребность ведения войн, как защитных, так и захватнических. Совершающееся в данный промежуток накапливание общественных богатств приводит к тому, что становится доходным жить за счет разбоя соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, подчиняя их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает существенно крупными возможностями, нежели первобытное общество. Поэтому возникновение какого-либо государства неминуемо приводит к тому, что его соседи порабощаются либо, в свою очередь, организуются как государства.

В основной массе ситуации отмеченные выше предпосылки функционировали совместно, в разных сочетаниях. При этом в разных обстоятельствах (исторических, общественных, географических, природных, демографических и других) основными, решающими могли становиться разнообразные из отмеченных факторов. Таким образом, для многих восточных стран максимальное значение обладала потребность улучшения управления и организации крупных общественных работ. Для появления Афинского и Римского государств значительно большую значимость исполнили процессы классообразования и потребность в этой взаимосвязи подавления эксплуатируемых классов.

Глава 2. Основные теории происхождения государства и права

Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории основаны на каком-либо одном конкретном доминирующем способе возникновения государства.


Теологическая концепция возникновения государства приобрела главную популярность в период средневековья. Её создал, как правило признается Фома Аквинский (1225 - 1274), писания коего стали собственного рода энциклопедией церковной идеологии этого этапа. В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII концепцию Фомы Аквинского (томизм) было заявлено более соответствующим духу и задачам католицизма. В нынешних обстоятельствах теологическую концепцию совершенствовали идеологи исламистской религии, католической церкви (Ж. Маритен), адепты неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

С точки зрения адептов показанной теории, государство – это результат священной воли, в силу чего же государственная власть постоянна и незыблема, подчиненна основным способом от религиозных учреждений и функционеров. Следовательно, каждый обязан повиноваться царю в абсолютно всем. Существующее социально-экономическое и правовое различие людей предопределяется этой же священной властью, с чем следует примириться и никак не проявлять противодействия продолжателю на земле власти Господа. Таким образом, неподчинение государственной власти может расцениваться равно как неподчинение Всевышнему.

Придавая стране и государям (равно как адептам и выразителям священных распоряжений) ореол святости, идеологи теологической концепции подымали и подымают их авторитет, содействовали и содействуют заявлению в обществе порядка, единства, духовности. Особенное любопытство тут уделяется "посредникам" между Господом и общегосударственной властью - церкви и религиозным учреждениям[9].

При данном отмеченная концепция умаляет воздействие социально-экономических и иных материальных и духовных взаимоотношений на государство и никак не дает возможность установить, как улучшать форму государства, равно как совершенствовать государственное устройство. Кроме того, теологическая концепция в принципе недоказуема, так как создана в основном на религии.

К наиболее известным адептам патриархальной концепции происхождения государства возможно причислить древнегреческого мудреца Аристотеля, британского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, российского социолога Н.К. Михайловского и др.

Данные ученые доказали тот факт, что общество - сущности совместные, устремляющиеся к обоюдному общению, приводящему к появлению семьи. В дальнейшем формирование и расширение семьи в следствии организации людей и повышения количества этих семей и приводит в окончательном счете к формированию страны. Подобным способом, государство - результат разросшейся семьи, это своего рода большая семья.