Файл: Понятие и виды трудового стажа (ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТАЖА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в обществе широко обсуждается одна из острейших социальных проблем - каким образом следует реформировать пенсионную систему. Актуальность этой проблемы обусловлена многими причинами. Это именно та проблема, которая рано или поздно затронет все население страны независимо от уровня доходов, поскольку пенсионная система в громадной степени предопределяет уровень жизни людей после их выхода на пенсию. С другой стороны, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения на современном этапе, не позволяющий значительной части пенсионеров удовлетворять жизненно необходимые потребности, красноречиво свидетельствует о столь серьезных недостатках проводимых преобразований, что понимание необходимости их устранения стало всеобщим.

Целью данной работы является анализ становления в системе права социального обеспечения как отрасли и как науки такой новой правовой категории, как страховой стаж и связанных с ним правовых последствий для системы социального обеспечения России. На основе этого анализа выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения.

Основными используемыми в данной работе нормативными актами являются законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях, постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся правил исчисления периодов работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.

Основными задачами исследования являлись:

-определение трудового стажа как одного из важнейших элементов страховых начал в системе социального обеспечения;

-анализ и определение значения института трудового стажа на современном этапе в связи с проводимой пенсионной реформой;

-исследование страховых пенсионных систем в историческом аспекте и выявление в них роли страхового стажа; анализ страхового стажа как юридического факта в правоотношениях по социальному обеспечению;

-определение места страхового стажа и его видов в системе отрасли и науки права социального обеспечения России;

-обоснование критериев классификации страхового стажа на виды;

-обоснование необходимости расширения содержания страхового стажа посредством включения в него иных периодов, не связанных с уплатой страховых взносов; исследование правил исчисления и видов доказательств страхового стажа;

Объектом исследования является правовое регулирование трудового стажа, а предметом исследования механизм его исчисления и подтверждения.


Методологическую основу работы составляют положения Конституции Российской Федерации, норм и принципов международного права в области прав и свобод человека, положения общей теории права, трудового права, права социального обеспечения, общие и частно-научные методы исследования.

Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТАЖА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1 Понятие стажа в законодательстве о социальном обеспечении

Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении вызывает повышенный интерес. Вместе с тем исследование законодательных новаций представляет научный интерес в контексте более общего анализа современных особенностей понимания стажа для целей социального обеспечения и уточнения его видового разнообразия. В этой связи актуальным представляется обращение к международным правовым актам, содержащим нормы о социальном обеспечении. Термин «стаж» широко употребляется в международных правовых актах. В частности, он встречается во многих конвенциях Международной организации труда. Вместе с тем в конвенциях МОТ не содержится определения понятия стажа. Однако интерпретация содержания данного понятия в его международно-правовом значении, как правило, не различается, поскольку указаны основные признаки данного понятия [17, с. 96].

Приведенное положение показывает, что в международных правовых актах применяется достаточно объемная по своему содержанию интерпретация понятия стажа. Она включает понимание стажа в его традиционном общем смысле - как продолжительности работы и иной деятельности, так и в особом смысле, который связывается с периодом уплаты взносов и его продолжительностью. При этом необходимо констатировать, что уплата взносов выделяется как специфический критерий, характеризующий понятие стажа. Различные виды стажа могут либо включать данный критерий, либо он может отсутствовать [18, с. 12].

Ввиду того, что правовое содержание понятия стажа является критерием наличия или отсутствия права на различные виды пенсий, пособий, других денежных выплат и непосредственно влияет на исчисление их размеров, необходимо в этой части проанализировать российское законодательство о социальном обеспечении [17, с. 88].


Определение стажа как родового понятия в российском законодательстве о социальном обеспечении отсутствует. Отсутствие единого определения стажа не препятствует весьма широкому использованию различных терминов, включающих слово «стаж». В частности, в российском законодательстве о социальном обеспечении встречаются такие термины, как «стаж»; «трудовой стаж»; «общий трудовой стаж»; «страховой стаж»; «стаж на соответствующих видах работ»; «стаж государственной гражданской службы»; «стаж службы (выслуга лет)»; «выслуга лет (трудовой стаж)»; «стаж государственной службы»; «стаж муниципальной службы»; «страховой (трудовой) стаж»; «трудовой (страховой) стаж», «профессиональный стаж» и др. Такое разнообразие терминов при отсутствии четких и однозначных определений большинства понятий, обозначаемых указанными терминами, свидетельствует о недостаточной проработке понятийного аппарата института стажа в праве социального обеспечения. Даже в тех случаях, когда в законах закрепляется легальное определение какого-либо вида стажа, это определение чаще всего не является единым для законодательства о социальном обеспечении в целом [20, с. 5-12].

В последние годы наибольшую юридическую значимость в праве социального обеспечения приобрел страховой стаж. Следует отметить, что термин «страховой стаж» применяется для обозначения данного понятия в общем смысле (без привязки к конкретному виду обязательного социального страхования), а также для обозначения страхового стажа в рамках конкретного вида такого страхования (например, в системе обязательного пенсионного страхования).

Зачастую в действующем законодательстве о социальном обеспечении термином «страховой стаж» обозначается такой вид стажа, как «общий страховой стаж». Следовательно, один и тот же термин «страховой стаж» обозначает три различных понятия [21, с. 68].

Наличия в законодательстве формулировки понятия страхового стажа, даже с учетом его разного смыслового наполнения, недостаточно, так как право на досрочное пенсионное обеспечение по старости связано с понятиями «стаж на соответствующих видах работ» и «стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Обе указанные разновидности относятся к такому виду стажа, как «специальный страховой стаж». Данный термин в законодательстве о социальном обеспечении вообще не используется [22, с. 56].

Понятие страхового стажа применяется также в институте пособий и иных денежных выплат - это «страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». Содержание данного понятия раскрывается через перечисление включаемых в указанный стаж периодов.


До 2002 г. право на пенсионное обеспечение определяла установленная продолжительность «трудового стажа» с выделением двух его видов - общего и специального трудового стажа.

Если обратимся к понятию «общий трудовой стаж», то увидим следующее. Понятие общего трудового стажа формулируется в целях определения расчетного размера страховой пенсии для оценки пенсионных прав. Несмотря на то, что данное определение начинается со слов: «Под общим трудовым стажем понимается», фактически данное понятие раскрывается через перечисление периодов работы, иной общественно полезной деятельности и других периодов до 01.01.2002, которые включаются в общий трудовой стаж. Можно было бы согласиться с таким подходом к формулированию понятия, если бы эта статья не содержала два определения общего трудового. В этой связи проблема неоднозначности понимания общего трудового стажа усугубляется включением различного набора периодов в каждом из определений.

Таким образом, в общий трудовой стаж включается и трудовой, и страховой стаж [17, с. 96].

Следует отметить, что отсутствует не только единое понятие общего трудового стажа. Одним из видов стажа является специальный трудовой стаж, в который, как правило, включаются понятия «выслуга лет» и «стаж государственной гражданской службы». Общего определения понятия «специальный трудовой стаж» законодательство не содержит (данный термин не применяется вообще), как нет и определения понятия «выслуга лет».

Ряд законов устанавливает особые требования к различным периодам, суммарная продолжительность которых дает дополнительные права по социальному обеспечению отдельным категориям лиц. Например, особую разновидность стажа составляют периоды работы в должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, дающие право на установление доплаты к пенсии этим лицам [24, с. 158].

До 01.01.2015 в законодательстве о социальном обеспечении право на отдельные виды социального обеспечения не связывалось с конкретной продолжительностью проживания в стране. С указанной даты вступило в силу положение, согласно которому право иностранных граждан и лиц без гражданства на социальную пенсию по старости стало обусловливаться требованием постоянного проживания на территории РФ не менее 15 лет.

Данное законоположение свидетельствует о том, что понятие стажа по российскому законодательству о социальном обеспечении стало более объемным и приблизилось к его международно-правовому пониманию [17, с. 96].


Требование постоянного проживания при определении права иностранных граждан и лиц без гражданства на различные виды социального обеспечения и ранее было зафиксировано в законодательстве о социальном обеспечении. Понятие «постоянное проживание» обусловлено получением вида на жительство, что предполагает определенный период проживания в стране. Закона о государственном пенсионном обеспечении установлена минимально необходимая продолжительность проживания в стране, определяющая право на получение конкретного вида пенсии.

Итак, необходимость четкого разграничения различных видов стажа и закрепления в законодательстве соответствующих им дефиниций обусловлены потребностями не только теории, но и практики правового регулирования в сфере социального обеспечения. Недостаточная разработанность в законодательстве понятийного аппарата отраслевого института стажа требует внимания ученых и специалистов как в части формирования общего понятия стажа, так и в части выделения критериев

Определения стажа, содержащиеся во многих учебниках и научных публикациях, свидетельствуют о том, что авторы, как правило, используют термин «трудовой стаж» в качестве обобщающего, собирательного понятия. Формулировки определений различных видов стажа чаще всего совпадают с их легальными определениями либо имеют небольшие отличия. В составе общего понятия «трудовой стаж» выделяется такой его вид, как «страховой стаж» [25, с. 85].

С указанным подходом к пониманию трудового и страхового стажа сложно согласиться. Между понятием трудового стажа, сформировавшимся в советский период развития науки права социального обеспечения, и современным понятием страхового стажа имеются весьма существенные различия. Понятие страхового стажа (в отличие от трудового стажа - общего и специального) связано с уплатой страховых взносов, и это - важнейший отличительный признак. Страховой стаж - не просто периоды работы и иной деятельности, с которыми связано право на различные виды социального обеспечения, а еще и уплата в течение этих периодов страховых взносов. Поэтому данный вид стажа следует рассматривать не как вид трудового стажа, а как самостоятельный вид стажа в праве социального обеспечения.

Закон о страховых пенсиях предусматривает, что в страховой стаж могут засчитываться отдельные периоды (военная служба, периоды ухода за малолетними детьми и др.), в течение которых не осуществляется уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Но этот же Закон содержит условие, согласно которому либо до соответствующего периода, либо после него должен быть период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов. Кроме того, за счет средств федерального бюджета Пенсионному фонду компенсируются расходы, связанные с зачетом указанных периодов в страховой стаж. Отграничение понятия страхового стажа от трудового стажа позволяет показать их различную правовую природу, разные юридические последствия наличия того или иного стажа. При этом не имеет значения тот факт, что многие периоды, указанные в законе, могут включаться как в страховой, так и в трудовой стаж. Определяющим фактором для приобретения права на отдельные виды социального обеспечения в первом случае является уплата страховых взносов (работодателем за застрахованное лицо либо самим застрахованным), а во втором - отсутствие такой обязанности либо отсутствие юридического значения уплаты взносов (даже если она осуществляется) [17, с. 96].