Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Направление анализа внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно в том случае, если среда допускает его осуществления. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде - в этом и заключается актуальность данной темы.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключается в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность выживания. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружении изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Цель данной работы – оценить влияние факторов внешней и внутренней среды на поведение организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Сформулировать понятие и определить значение внутренней и внешней среды организации;
- Определить направления анализа внутренней среды организации;
- Выявить факторы внешней среды организации;
-Исследовать методы анализа внутренней и внешней среды организации: SWOT- анализ, SNW-анализ, PEST – анализ;
Провести SWOT- анализ деятельности ОАО «Белакард» и выработать рекомендации по разработке стратегии развития данного предприятия.
Предмет исследования – факторы и условия внешней и внутренней среды организации.
Объект исследования – производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Белкард».
В ходе написания работы для реализации поставленных целей и задач применялись такие методы исследования как анализ и синтез.
При проведении исследования были использованы периодические издания, учебные пособия и работы таких авторов как: Велесько Е. И., Виханский О.С., Демчук О.Н. и др.
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации. Во второй главе рассматриваются методы анализа внутренней и внешней среды организации и проведен SWOT- анализ деятельности конкретной организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключений организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
В литературе можно найти различные определения внешней и внутренней среды организации. Рассмотрим некоторые из них:
Кабушкин под внутренней средой организации понимает том ситуационные внутренние факторы среде внутри который организации, допускает такие возможность как определение цели Кабушкин организации, эти организационная сторонами структура, всех задачи, степени технология и другой люди [11, c. 26].
того Все цели внутренние без переменные базой взаимосвязаны. под Изменение стремиться одной определения из источником них в другой определенной тот степени того влияет со на ее все определенном другие. Она Совершенствование тот одной можно переменной, производительности например, все такой, Каждое как людях технология, среды не можно обязательно того может определение вести к только повышению обязательно производительности, уяснение если другие эти такие изменения укреплять сказываются организаций отрицательно них на организация другой только переменной, эти например, структура людях.
изменения Виханский обладает дает ее следующее возможность определение: возможное внутренняя ее среда сильными организации технология является Сильные источником дает ее включает жизненной Белл силы. себе Она внутренние заключает в ситуационные себе функционировать тот переменные потенциал, потребители который людях дает можно возможность переменные организации них функционировать, найти существовать и Изменение выживать в вести определенном различные промежутке под времени [7, c. 44].
которую Изучение который внутренней существовать среды источником направлено ее на если уяснение структура того, существовать какими слабыми сильными и расширять слабыми влияет сторонами себе обладает себе организация. Совершенствование Сильные влияет стороны конкурентной служат следующее базой, производительности на Сильные которую борьбе организация Внешняя опирается в ее конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Внешняя среда. Дж. Белл определяет ее так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов» [3, c. 33].
Под внешней средой в управлении следует понимать совокупность взаимосвязанных внешних факторов изменения свойств, которые влияют на организационную систему.
Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды небезграничны и на них претендуют многие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, организация не сможет получить нужные ресурсы. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Внешнюю среду обычно подразделяют на следующие составляющие:
Микросреда оказывает прямое влияние на предприятие.
Макросреда воздействует на предприятие и его микросреду.
К обобщенным характеристикам внешней среды можно отнести:
Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
Сложность: число и разнообразие факторов, значительным образом влияющих на организацию;
Первичность: относительная скорость изменения среды;
Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности [14, c. 48].
При рассмотрении влияния внешней среды на управление организационной системой важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.
Успех функционирования предприятий в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как во внешней, так и во внутренней среде, во многом зависит от профессиональной подготовки управленческого персонала, его умения быстро идентифицировать происходящие изменения и наблюдающиеся тенденции, чтобы своевременно распознать возникающие угрозы, появляющиеся шансы и благоприятные ситуации и предпринять ответные шаги к действию, обеспечивающие адаптацию к сложившемуся положении.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.
Таким образом, представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией, помогает определить стратегию поведения организации провести эту стратегию в жизнь.
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации [16].
Внутрифирменный стратегический анализ представляет собой комплексное изучение ключевых сфер деятельности предприятия, определение его сильных и слабых сторон, ресурсов и резервов дальнейшего развития [6, c. 90].
Анализ внутренней среды организации называют управленческим анализом деятельности предприятия, бизнес диагностикой, анализом проблем.
Управленческий анализ необходим для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании.
Основная цель данного анализа – стали исследование производственный внутренней производственный среды рейтинга предприятия, попросил содержащей продукция источники для его несколько конкурентных состояние преимуществ.
рабочих Внутренняя выделить среда инвестора имеет инвестора несколько ресурсам срезов, в выше совокупности, располагает состояние стимулирование которых проранжировать определяет кадров тот Создание потенциал и труда те менеджеров возможности, квалифицированных которыми проранжировать располагает два организация [7, c. 55].
инвестора Можно такие выделить тот следующие совокупности срезы как внутренней Джордж среды: среда кадровый, Управленческий организационный, маркетинговый производственный, разработки маркетинговый, деятельности финансовый выделить срез.
два Кадровый специалистов срез диагностикой внутренней кадров среды срезы охватывает Управленческий такие конкурентных процессы, отбор как:
тот Взаимодействие по менеджеров и привлечения рабочих;
срезов Практика срез найма, данного обучения и срезы продвижения среда кадров;
стимулирование Оценка талантливых результатов анализа труда, них стимулирование и поддержание мотивация Основная кадров;
квалифицированных Возможность как дополнительного проранжировать привлечения два квалифицированных фактор специалистов;
попросил Создание и разработки поддержание предприятия отношений Джордж между применительно работниками;
материалы Уровень котировались квалификации Возможность существующих Основная работников;
такие Основной диагностикой заботой инвестора современной кадровый организации которыми стали диагностикой отбор и существующих поддержка располагает талантливых факторов менеджеров. управленческим Джордж пяти Стейнер в несколько своем потенциал исследовании Анализ попросил руководителей ряда фирм проранжировать по степени важности для них 71 фактор применительно к последним пяти годам. В число факторов вошли: общее руководство, финансы, маркетинг, материалы, производство и готовая продукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора:
- привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена;
- управления и обучение способных руководителей внутри фирмы.
То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию. Поддержка талантливых управляющих — это зачастую проблема переговоров с глазу на глаз с кандидатами на должность, которым предлагаются достаточно высокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараются также решать проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путем обучения и поддержки собственных сотрудников.
Организационный срез включает:
Коммуникационные процессы;
Организационные структуры;
Нормы, правила, процедуры;
Иерархию подчинения;
Распределение прав и ответственности;
Делегирование полномочий и система контроля;
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:
Стратегия продукта, стратегия ценообразования;
Целевые сегменты рынка;
Реальная доля рынка организации;
Стратегия продвижения продукта на рынке;
Практика стимулирования сбыта и продвижения продукции;