Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Организация бухгалтерского учета на предприятии).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1 Задачи бухгалтерского учета на предприятии
1.2. Общие принципы построения бухгалтерского учета на предприятии
2. Документы регулирующие Бухгалтерский учет в РФ
2.1 Нормативная база регулирования в РФ
2.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
2.3 План счетов бухгалтерского учета и методические указания
Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) «Представление финансовой отчетности» также признает обычным постоянным периодом составления данной отчетности один год. В то же время предельным сроком, в течение которого отчетность будет полезна соответствующим ее пользователям после отчетной даты, определен в шесть месяцев. Однако стандарт признает и национальные положения стран, которыми установлены более конкретные предельные сроки.
Соблюдение данного допущения является одним из приоритетных в организации бухгалтерского учета, так как регламентирует обязательность периодического отчета директоров предприятия перед собственниками, а, следовательно, повышает ответственность за эффективное использование их имущества.
Таким образом, содержание принципа периодичности обобщения экономических событий в основе своей зиждется на принципе отчетного периода, предусматривающего представления соответствующей учетной информации в виде отдельных показателей в соответствующей формах отчетности за определенные периоды времени – месяц квартал, полугодие, 9 месяцев и за год.
Рассмотренные базовые принципы бухгалтерского учета в части допущений дают основание сделать вывод о том, что только полное их соблюдение позволяет реализовать те задачи по управлению имуществом и обязательствами, которые предъявляются к учетной информации. В последнее время выделяют два базовых принципа:
Принцип хозяйственной единицы (имущественной обособленности)
Принцип денежного измерения
Все остальные касаются качества финансово-учетной информации и признаются процедурными.
Среди изложенных принципов отсутствует принцип первоначальной (исторической) записи, получившей широкое применение в странах с развитыми рыночными отношениями. Содержание данного принципа означает, что первоначальная запись признается достоверной в учете, если она оформлена документально и правильно, и иное не оговорено участниками сторон или не доказано в судебном порядке. В этом заключается юридическая доказательность совершенной хозяйственной операции. Инфляционные процессы в экономике последнего времени поколебали принцип денежного измерения в связи со спадом покупательной способности денег и обусловленной этим неточностью отражения стоимости имущества. Тем не менее, это не изменило содержания основных требований, предъявляемых бухгалтерскому учету. Эти требования включают:
- Документальное оформление экономических событий
- Сопоставимость учетных показателей с плановыми
- Полноту
- Своевременность
- Приоритет содержания над формой
- Точность
- Существенность
- Непротиворечивость
- Ясность и доступность
- Экономичность и рациональность
Документальное оформление экономических событий означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места. И только если будет установлено, что какое-либо событие имело место, но не нашло отражения в учете, то это следует рассматривать как результат преднамеренного или непреднамеренного искажения учетных данных или невозможности учета влиять на отдельные события (например, возникновение потерь товарно-материальных ценностей в силу естественной убыли).
Сопоставимость учетных показателей с плановыми реализует одну из важных функций бухгалтерского учета – функцию контроля.
Учетные показатели должны быть сопоставимы с показателями бизнес-плана, поскольку, с одной стороны, последний на стадии прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия разрабатывался на основании показателей учета, а, с другой стороны, получение информации о ходе выполнения показателей невозможно без данных бухгалтерского учета.
Полнота предполагает формирование учетной информации в объеме, отвечающим нуждам управления в пределах тех границ, которые определяются денежным измерителем.
Гарантией полноты учетной информации является безусловное отражение в учете всех хозяйственных операций за отчетный период, подтвержденное материалами инвентаризации активов и обязательств организации.
Своевременность предусматривает предоставление отчетности аппарату управления и внешним пользователям “тотчас, вовремя”. Отставание во времени получаемой информации от совершаемых хозяйственных операций не позволяет своевременно оказывать влияние на процесс управления и делает ее, по существу, ненужной.
Приоритет содержания над формой означает, что соблюдение правовой нормы и экономической целесообразности совершенных фактов хозяйственной деятельности должно преобладать над формой, регламентированной соответствующими нормативными документами. Данное требование хотя и объявлено, однако в реальной жизни осуществление его представляется проблематичным.
Точность изначально присуща бухгалтерскому учету, поскольку вытекает из его отличительных качеств – документального оформления и непрерывной регистрации экономических событий лицами, по статусу ответственных за их исполнение.
В прямой зависимости с требованиями точности бухгалтерской информации находится требование ее значимости.
Данный подход до перехода к рыночной экономике не был декларирован в отечественном бухгалтерском учете. Теперь он признается и принимается во внимание, если размер значимости может оказаться в пределах границы, оказывающей существенное влияние на принятие решений соответствующими пользователями. При этом не имеет значение, имело ли место преднамеренное или непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности. Главное – каков ее размер, оказавший решающее влияние на квалифицированного пользователя, сделавшего на основе такой отчетности ошибочные выводы или принявшего ошибочные решения.
Исходной базой в принятии таких ошибочных выводов может быть как слишком большой, так и слишком малый объем учетных данных.
Снизить порог погрешности при определении существенности возможно путем разработки различных вариантов с использованием средств вычислительной техники и последующим их сопоставлением в процессе принятия конкретных решений.
Требование существенности бухгалтерской информации, ее значимости декларировано п.4 ст.13 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете»: «Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом состоянии, сопоставимости данных за отчетный и предшествующие ему периоды, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности». Существенность в отечественном учете в виде относительного показателя (не менее 5 процентов) по отношению к общему итогу соответствующих данных, ранее декларируемая в Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (п.4.31 приказа МФ РФ от 12.11.96 г. №97 в ред. последующих изменений и дополнений), с отменой последней не утратили своего значения. Требования существенности указывается в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Ее раскрытие в бухгалтерской отчетности должно быть произведено обособленно в виде указания показателя об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях при условии, что без знания о них заинтересованными пользователями невозможно верно оценить правильное положение или финансовую деятельность организации.
Независимо от размера значимости учетной информации реализация данного требования возможна лишь в том случае, если ее источник будет иметь обратную связь с соответствующими пользователями.
Непротиворечивость исходит из предположения, что данные текущего учета в разрезе отдельных видов имущества и источников формирования всегда должны соответствовать оборотам и остатка объединяющего их экономически однородного объекта учета на первое число каждого месяца.
Ясность и доступность предполагает возможность прямого использования учетной информации для целей управления, а при необходимости – и проведения определенной ее группировки.
Экономичность и рациональность – непременное требование при осуществлении функций управления. Стоимость получения информации должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации. В противном случае такую ситуацию следует рассматривать как признак того, что аппарат бухгалтерии не справляется с возложенными на него функциями. В тоже время упрощение бухгалтерского учета, как одно из направлений его рациональности и экономичности, не должно осуществляться в ущерб соблюдению обязательных требований действующих нормативных документов.
Рассмотренные принципы, требования и способы ведения бухгалтерского учета формируют его методологическую базу, которая применяется по отношению к соответствующим объектам, в основе которой лежат разработанные положения (стандарты), другие нормативные акты и методологические указания.
2. Документы регулирующие Бухгалтерский учет в РФ
2.1 Нормативная база регулирования в РФ
21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон "О бухгалтерском учете", который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лицах вести бухгалтерский учет;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон "О бухгалтерском учете" состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.
2.2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.
В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.