Файл: Задания заочникам ТИПИС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Проектирование информационных систем

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 3759

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

крестика со стрелкой), щелкнуть по тому месту, откуда стрелка должна выходить и 
затем щелкнуть по тому месту, куда стрелка должна заходить (BPwin подсветит эти 
места при наведении на них курсора). Для задания названия стрелки нужно нажать 
на  Model  Toolbox  кнопку  Pointer  Tool  и  затем  дважды  щелкнуть  по  стрелке.  В 
появившемся окне Arrow Properties название работы  вводится в поле Arrow Name 
или выбирается из списка имеющихся названий стрелок. 

 
После размещения стрелок на диаграмме можно проводить декомпозицию ее 

работ.  Для  этого  следует  нажать  на  Model  Toolbox  кнопку  Go  to  Child  Diagram  и 
затем  щелкнуть  по  работе,  которую  нужно  декомпозировать.  Появится  окно,  в 
котором  необходимо  выбрать  в  какой  нотации  проводить  декомпозицию  и 
количество дочерних работ (рис. 7). 

 

 Рисунок 7. Создание дочерней диаграммы 
 
После создания дочерней диаграммы BPwin автоматически создаст указанное 

число  работ  и  разместит  граничные  стрелки  по  краям  диаграммы.  Далее  следует 
связать  граничные стрелки  со  входами  работ  (при необходимости  можно добавить 
новые  граничные  стрелки)  и  связать  работы  между  собой.  Дальнейшая 
декомпозиция работ проводится аналогичным образом. 

 
2.2  Начало  моделирования.  Построение  контекстой  диаграммы  в 

нотации IDEF0 

Цель работы:  
1.  кратко  описать  выбранную  предметную  область  (чем  занимается 

предприятие, какие основные процессы в нем происходят) 

2.  определить контекст моделирования 
3.  построить контекстную диаграмму в нотации IDEF0 
 
Все  диаграммы  в  нотациях  IDEF0,  IDEF3  и  DFD  строить  в  рамках  одной 

модели в AllFusion Process Modeler.  

 


background image

 Целью  данной  и  большинства  последующих  работ  является  моделирование 

деятельности выбранного предприятия. Для этого будут применяться методологии:  

  IDEF0 - методология функционального моделирования 
  IDEF3 - методология описания процессов 
  DFD - методология моделирования потоков данных 
Диаграммы в первых трех методологиях будут создаваться с помощью CASE-

средства AllFusion Process Modeler.. 

 Каждая  диаграмма  в  нотациях  IDEF0,  IDEF3,  DFD  предназначена  для 

описания  одного  или  нескольких  бизнес-процессов.  Бизнес-процесс  -  это 
устойчивая,  целенаправленная  совокупность  взаимосвязанных  видов  деятельности 
(последовательность  работ),  которая  по  определенной  технологии  преобразует 
входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.  

 
 Результатом  моделирования  бизнес-процессов  является  модель  бизнес-

процессов, которая относится к одному из трех типов:  

1.  модель  AS-IS  (как  есть)  -  модель  текущей  организации  бизнес-процессов 

предприятия 

2.  модель  TO-BE  (как  будет)  -  модель  идеальной  организации  бизнес-

процессов 

3.  модель SHOULD-BE(как должно бы быть) - идеализированная модель, не 

отражающая реальную организацию бизнес-процессов предприятия 

В лабораторных работах будет создаваться модель AS-IS.  
Ход работы: 
Перед  началом  построения  диаграмм  необходимо  изучить  выбранную 

предметную область. В этой и последующих работах в качестве предметной области 
будет  выступать  вымышленное  предприятие  по  сборке  и  продаже  настольных 
компьютеров 

и 

ноутбуков. 

Компания 

не 

производит 

комплектующие 

самостоятельно, а только собирает и тестирует компьютеры. Основные процедуры в 
компании:  

1.  продавцы принимают заказы клиентов; 
2.  сотрудники группируют заказы по типам компьютеров; 
3.  сотрудники собирают и тестируют компьютеры; 
4.  сотрудники упаковывают компьютеры согласно заказам; 
5.  кладовщик отгружает клиентам заказы 
6.  снабженцы  заказывают  и  доставляют  комплектующие,  необходимые  для 

сборки. 

7.  Компания  использует  купленную  бухгалтерскую  информационную 

систему,  которая  позволяет  оформить  заказ,  счет  и  отследить  платежи  по 
счетам.  


background image

 
 Построение  модели  какой-либо  системы  в  методологии  IDEF0  начинается  с 

определения  контекста  моделирования,  который  включает  в  себя  субъекта 
моделирования, цель моделирования и точку зрения на модель.  

 
 Под  субъектом  понимается  сама  система,  при  этом  необходимо  точно 

установить,  что  входит  в  систему,  а  что  лежит  за  ее  пределами,  другими  словами, 
необходимо  определить,  что  в  дальнейшем  будет  рассматривать  как  компоненты 
системы, а что как внешнее воздействие.  

 
Цель  моделирования.  Модель  не  может  быть  построена  без  четко 

сформулированной цели. Цель должна отвечать на следующие вопросы:  

1.  Почему этот процесс должен быть смоделирован? 
2.  Что должна показывать модель? 
3.  Что может получить читатель? 
Точка  зрения.  Не  смотря  на  то,  что  при  построении  модели  учитываются 

мнения различных людей, модель должна строиться с единой точки зрения. Точку 
зрения  можно  представить  как  взгляд  человека,  который  видит  систему  в  нужном 
для  моделирования  аспекте.  Точка  зрения  должна  соответствовать  цели 
моделирования.  В  течении  моделирования  важно  оставаться  на  выбранной  точке 
зрения.  

 В  данной  работе  субъектом  будет  выступать  само  предприятие,  а  именно 

процессы, происходящие внутри него; цель моделирования - воспроизвести бизнес-
процессы, происходящие на предприятии (модель AS-IS); точка зрения - с позиции 
директора как лица, знающего структуру предприятия в целом.  

 После  определения  контекста  моделирования  можно  приступать  к 

построению  контекстной  диаграммы  (называемой  еще  "черным  ящиком").  Данный 
тип  диаграммы  позволяет  показать,  что  подается  на  вход  работы  и  что  является 
результатом работы, без детализации ее составляющих. Данная диаграмма содержит 
только  одну  работу,  которая  будет  представлять  всю  деятельность  предприятия  в 
целом (рис.1).  

 
 


background image

 

Рисунок 1. Контекстная диаграмма 
 
 Любая IDEF0 диаграмма состоит из прямоугольников, называемых работами 

(activity),  и  стрелок  (arrow).  Работа  представляет  собой  некоторую  конкретную 
функцию  в  рамках  рассматриваемой  системы.  По  требованиям  стандарта  название 
каждой работы должно быть выражено отглагольным существительным (например, 
"Изготовление  детали",  "Оформление  заказа"  и  т.д.).  Каждая  из  четырех  сторон 
прямоугольника имеет свое определенное значение (рис.2):  

 

Рисунок 2. Работа в IDEF0 
Вход – это потребляемая или изменяемая работой информация или материал 


background image

Выход – информация или материал, которые производятся работой 
Управление  –  процедуры,  правила,  стратегии  или  стандарты,  которыми 

руководствуется работа 

Механизмы  –  ресурсы,  которые  выполняют  работу  (например,  сотрудники, 

оборудование, устройства и т.д.) 

 Для рассматриваемого предприятия входными стрелками будут:  
1.  Заказы клиентов - список компьютеров и их конфигурация, которые клиент 

желает приобрести 

2.  Комплектующие  от  поставщиков  -  комплектующие,  полученные  от 

поставщиков, из которых собираются компьютеры и ноутбуки 

Выходные стрелки:  
1.  Готовая продукция - собранные компьютеры и ноутбуки 
2.  Заказы  поставщикам  -  список  комплектующих,  которые  предприятие 

закупает у поставщиков 

3.  Оплата за комплектующие - деньги поставщикам за комплектующие 
4.  Маркетинговые материалы - прайс-листы, рекламки и т.п. 

Стрелки управления:  

1.  Законодательство  -  различные  законодательные  документы,  которыми 

руководствуется предприятие в процессе своей деятельности 

2.  Правила  и  процедуры  -  различные  правила  и  процедуры,  которыми 

руководствуется  предприятие  в  процессе  своей  деятельности  (например, 
правила  сборки  и  тестирования  компьютеров,  процедура  общения  с 
клиентами и т.п.) 

Стрелки механизмов:  
1.  Бухгалтерская система 
2.  Персонал 
 Итоговая контекстная диаграмма имеет вид (рис.3):