Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Понятия и виды руководства организации).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические положения стиля руководства в организации
1.1 Понятия и виды руководства организации
1.2 Стиль руководства в российских компаниях
2. Анализ стиля руководства персоналом на примере ООО «Альтернатива»
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Альтернатива»
2.2 Оценка эффективности стиля руководства в ООО «Альтернатива»
2.3 Факторы, снижающие эффективность руководства в ООО «Альтернатива»
3. Разработка предложений по повышению эффективности стиля управления в ООО «Альтернатива»
Функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя – Генерального директора.
Через своих замов, руководителей производства проводятся решения в жизнь – через соответствующих руководителей служб исполнителей. Т.е. генеральному директору, при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений – управлений, отделов, бюро.
Так, к преимуществам линейно-функциональной системы на ООО «Альтернатива» можно отнести:
- глубокую проработку стратегических вопросов;
- освобождение главного линейного руководителя от необходимости заниматься глубоким анализом проблем;
- такая структура – первый шаг к более эффективным органическим структурам.
Одним из недостатков линейно-функциональной структуры управления являются:
- чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали – подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрезмерной централизации;
- отсутствие тесных взаимодействий на горизонтальном уровне между производственными отделами;
- недостаточно четкая ответственность.
Высшим органом ООО «Альтернатива» является общее собрание его акционеров.
Следующим по важности в структуре стоит совет директоров. В совет директоров входят держатели контрольного пакета акций. В компетенцию Совета директоров ООО «Альтернатива» входит решение вопросов общего руководства деятельностью ООО «Альтернатива», за исключением вопросов, отнесенных уставом Общества к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью ООО «Альтернатива» осуществляется единоличным исполнительным органом - директором.
Права и обязанности директора определяются Уставом и Положением о директоре, утверждаемым Советом директоров. Сроки и размер оплаты услуг директора определяются Положением о директоре и контрактом. Контракт с директором подписывается председателем Совета директоров или лицом, уполномоченным Советом директоров.
Существовавшая организационно-управленческая структура ООО «Альтернатива» являлась линейно - функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной.
Функциональная структура несет в себе недостатки, которые ранее не являлись определяющими, но в изменившихся экономических условиях стали серьезными и требующими немедленного устранения. Основными из них можно назвать:
- развитие скорее «узких» специалистов - технарей, нежели управляющих (менеджеров); для ООО «Альтернатива» это привело к тому, что практически на всех руководящих должностях работают высококлассные и опытные технические специалисты, однако не все из них хорошо освоили новую для себя специальность - менеджер (профессиональный управленец);
- ответственность за финансовые результаты предприятия в целом несет исключительно руководитель предприятия, а критерием оценки деятельности руководителей большинства структурных подразделений является физический объем произведенной продукции, для непроизводственных - решение инженерно-технических задач и т.п. При этом они стремятся дистанцироваться от ответственности за финансово-экономические результаты деятельности подразделения, и, кроме того, традиционная система внутрифирменного учета просто не позволяет эти результаты объективно оценивать;
- структура «сопротивляется» расширению профильности производства и диверсификации деятельности;
- руководители специализированных подразделений ориентированы на рутинную текущую работу;
- большинство структурных подразделений ООО «Альтернатива» по типу своей деятельности (внешней активности) не ориентировано на реальный рынок и не учитывает его потребностей.
Подразделения и работники предприятия, выполняющие определённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления предприятия ООО «Альтернатива». На предприятии различают техническую, экономическую, производственную, внешних хозяйственных связей и социальную подсистемы управления.
Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом.
Система управления ООО «Альтернатива» может быть охарактеризована как стабильная. Существуют следующие средства внутренней коммуникации:
- Личные (непосредственные) беседы между участниками команды, а также телефонные разговоры между сотрудниками различных отделов (областей) предприятия.
- Обсуждения и заседания - это коммуникации между различными уровнями иерархии, которые более формализованы (и формальны), чем личные беседы сотрудников. Так же, как и последнее, это средство коммуникации выступает не только в форме консультирования по вопросам, но и взаимного обмена информацией.
- Повседневное использование электронной почты. Цель - взаимная координация деятельности между сотрудниками.
Однако, несмотря на информационную открытость, между сотрудниками существует определённая дистанция, что выражается в формальной манере обхождения (например, обязательная вежливость), а также в формальном стиле одежды. Эти нормы отличаются между отделами - в зависимости от степени формализации отношений, но автоматически принимаются сотрудниками в пространстве центрального офиса.
2.3 Факторы, снижающие эффективность руководства в ООО «Альтернатива»
На эффективность управления оказывает влияние большое количество факторов. Их влияние можно рассмотреть как с точки зрения работодателя, так и с точки зрения работника. Таблица 1 - Распределение ответов сотрудников на вопросы о степени влияния факторов на эффективность организации труда (%)
Факторы, влияющие на размер заработка |
Большое влияние |
Среднее влияние |
Отсутствие влияния |
Ваши усилия |
34,78 |
60,87 |
4,35 |
Образование и опыт работы |
43,48 |
52,17 |
4,35 |
Статус (привлекательность, имидж организации) |
26,09 |
60,87 |
13,04 |
Заинтересованность администрации в работнике |
30,43 |
69,57 |
0,00 |
Инициатива, предприимчивость, энергия работника |
39,13 |
56,52 |
4,35 |
Прочие факторы |
30,43 |
69,57 |
0,00 |
По результатам исследования наибольшее влияние на эффективность управления оказывают факторы: образование и опыт, инициатива, предприимчивость, энергия и усилия самого работника. Такой фактор, как заинтересованность администрации в работнике, не оказывает влияния. Приведенные выше данные свидетельствует о том, что такой элемент как оплата труда, является тормозящим фактором, что говорит о его крайне неблагоприятном воздействии на климат коллектива. Необходимы меры, повышающие удовлетворенность работников этим фактором. Непосредственное воздействие на степень удовлетворенности работников оказывают не только экономические стимулы, но и такие компоненты производственной жизни, как: содержание работы, условия и организация труда, рабочее место, распределение работ. Судя по результатам опроса, удовлетворенность сотрудников организации вышеназванными элементами достаточно высока. Таблица 2 - Удовлетворенность сотрудников некоторыми элементами среды предприятия
Элементы |
Всего опрошено |
Из них |
Уровень удовлетворенности |
|||||||
Удовлетворен |
Частично |
Не удовлетворен |
Не знаю |
|||||||
чел |
% |
чел. |
% |
чел |
% |
чел. |
% |
|||
Содержанием работы |
15 |
9 |
60 |
2 |
13,5 |
2 |
13,5 |
2 |
13 |
0,66 |
Условиями труда |
15 |
11 |
92 |
1 |
4 |
0 |
0 |
3 |
4 |
0,76 |
Организацией труда |
15 |
9 |
60 |
4 |
27 |
0 |
0 |
2 |
13 |
0,73 |
Рабочим местом |
15 |
11 |
74 |
3 |
22 |
0 |
0 |
1 |
4 |
0,83 |
Своей специальностью |
15 |
12 |
79 |
2 |
13 |
1 |
4 |
0 |
0 |
0,86 |
Перспективами роста |
15 |
5 |
35 |
5 |
35 |
2 |
13 |
3 |
17 |
0,50 |
Распределением работ |
15 |
9 |
65 |
5 |
31 |
0 |
0 |
1 |
4 |
0,76 |
Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод о том, что все факторы, за исключением удовлетворенности перспективами роста, носят стимулирующий характер. В среднем около 70% сотрудников вполне довольны своей работой. Чуть больше 20% высказали неполное удовлетворение различными элементами среды предприятия. Около 7% затруднились ответить, и лишь 3% работой в целом не довольны. Таким образом, наибольшее удовлетворение работникам доставляет существующий уровень организации рабочих мест и условия труда. Уровень удовлетворенности по этим элементам составляет 0,83 и 0,76 балла соответственно. И здесь важно заметить, что руководство организации приложило немало усилий для получения такой высокой оценки. Каждое рабочее место обеспечено всем необходимым как непосредственно для самой работы (компьютерной техникой, телефонной связью и пр.), так и для создания благоприятных условий труда (современная удобная мебель и пр.) Перспективами своего профессионального роста в организации довольны немногие. По мнению большинства опрошенных, профессиональный рост связан только с продвижением по служебной лестнице. Этого в организации достичь сложно, поскольку все вакантные должности уже давно заняты, и в ближайшее время ситуация вряд ли изменится. На основании проведенного исследования, автором выявлены следующие проблемы в системе управления ООО «Альтернатива»: 1. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного роста. 2. Неудовлетворенность стилем руководства. 3. Невозможность самореализации на занимаемой профессиональной позиции и отсутствие перспектив карьеры в организации. 4. Низкая степень морального стимулирования. Основными проблемами в управлении ООО «Альтернатива» являются: 1) поверхностный анализ внутреннего потенциала, которые приводят к постановке нереальных целей, достижение которых не подкрепляется ни финансовыми, ни материальными ресурсами; 2) профессиональная некомпетентность менеджеров, затрудняющая процесс управления предприятием; 3) невовлеченность работников в управление, слабая обратная связь в процессе контроля и выполнения поставленных целей и задач.
3. Разработка предложений по повышению эффективности стиля управления в ООО «Альтернатива»
Основными направлениями, способствующими повышению эффективности организации ООО «Альтернатива» можно назвать следующие:
1. Повышение профессионализма в управлении.
Непрофессионально принятое решение ничуть не лучше слишком тесной обуви или неправильно назначенного лечения. Поэтому нужно вести работу по повышению квалификации работников.
2. Применение современных технологий управления.
3. Информация требует должного внимания.
Ни одно управленческое решение не может быть принято без ознакомления и анализа соответствующей информации. Недостоверная информация приводит к ошибочным решениям.
4. Принять эффективное управленческое решение не такая простая задача.
Выработка и принятие управленческого решения - сердцевина управленческой деятельности руководителя предприятия. Выработка и принятие управленческого решения невозможно без использования хорошо проанализированной информации о проблеме, по которой принимается решение, о ситуации в которой оно принимается.
Современные технологии предоставляют руководителю дополнительные средства как по анализу информации, так и по процедурам выработки управленческих решений, сравнительной оценки альтернативных вариантов решений, прогнозированию и разработке сценариев ожидаемого развития ситуации.
5. Надо пользоваться услугами консультантов.
Сегодня уже понятно, что руководитель не обязан, да и не в состоянии, одинаково хорошо разбираться во всех областях деятельности предприятия.
6.Выполнение принятого решения надо контролировать.
Совершенствование системы контроля повысит эффективность принимаемых решений.
7.Управленческий процесс надо, по возможности, автоматизировать.
Несмотря на многие достижения в работе менеджмента в ООО «Альтернатива» существуют недостатки данной работы. В частности отсутствует системная оценка работы менеджеров.
Оценка труда позволяет установить соответствие рабочих показателей установленным требованиям и нормативам, помогая выявить те аспекты работы персонала, которые нуждаются в улучшении. Процесс оценки позволяет выявить как индивидуальные проблемы работника, так и общие, характерные для всего коллектива. С одной стороны, он позволяет собрать необходимую информацию для планирования и организации обучения работников, а с другой - повысить их мотивацию, скорректировать производственное поведение сотрудников и получить основания для их материального поощрения.