Файл: Корпоративная культура в организации (Теоретические основы организации корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы организации корпоративной культуры
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации
2 Анализ корпоративной культуры ПАО «Электроприбор»
2.1 Общая характеристика предприятия ПАО «Электроприбор»
2.2 Оценка корпоративной культуры ПАО «Электроприбор»
3 Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры ПАО «Электроприбор»
Рисунок 2 - Модель Квина-Рорбаха «Конкурирующие ценности и
организационная эффективность» [6]
Р. Квин и Дж. Робарх предложили рассматривать данное влияние в трех измерениях, а не в одном, как ранее Парсоном:
- интеграция — дифференциация: данное измерение указывает на степень акцента организации либо на контроль (предпочитаются стабильность, порядок и предсказуемость), либо на гибкость (предпочитаются нововведения, адаптация и изменения);
- внутренний фокус — внешний фокус: данное измерение отражает преобладание направленности организации либо на ее внутренние дела (скоординированность и удовлетворенность работников), либо на укрепление своего положения во внешней среде;
- средства/инструменты — результаты/показатели: данное измерение демонстрирует различие концентрации внимания: на процессы и процедуры (планирование, установление целей и др.) или на
окончательные результаты и показатели их измерений (производительность, эффективность и др.).
Текущая модель описывает ценности корпоративной культуры организации, выделяя отдельный подход к каждому определению эффективности.
Кроме того, она сопоставляет перспективу одного подхода со всеми другими. Измерение ценностей в данной модели производится с помощью вопросников, и, как следствие, модель может использоваться как эффективный инструмент диагностики в организации. Модель обладает свойством выявлять недостатки во всех четырех частях в той степени, в которой они участвуют в деятельности организации [2].
Эффективную корпоративную культуру отличают высокий образовательный уровень сотрудников, их мотивация на успех, справедливое вознаграждение за труд и создание условий для профессионального роста и постоянного совершенствования работников; эффективное управление, хорошо разработанная система социальной защиты работников и членов их семей, открытость новым идеям, высокая адаптивность, ориентация на долгосрочные цели и креативность.
Основными критериями, с помощью которых можно оценить эффективность корпоративной культуры – готовность идти на риск; адаптивность; отношение к новому; желание совершенствовать профессиональный уровень; степень участия в принятии управленческих решений; социальная ответственность; тип отношений в коллективе; вид мотивации и контроля; тип лидерства.
Выделяют два блока показателей эффективности – экономический (показатели производительности, прибыли, рентабельности и т.п.) и социально-психологический (показатели трудовой активности, удовлетворённости трудовой деятельностью, стабильности организации, сработанности).
Таким образом, создание и стимулирование благоприятной корпоративной культуры скажется самым благотворным образом на результатах деятельности любой организации. Корпоративная культура в данном случае выступит в качестве мощного «рычага», ведущего организацию к успеху, доминированию на рынке, стабильности.
Нездоровая корпоративная культура, напротив, может привести к обратным результатам. Корпоративной культуре следует посвятить самое пристальное внимание всем руководителям современных организаций. Следует следить за ее формированием, совершенствовать и «направлять» в нужное русло, устраивая те или иные мероприятия, корректируя поведение сотрудников внутри организации. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей предприятия – повышению эффективности его деятельности.
2 Анализ корпоративной культуры ПАО «Электроприбор»
2.1 Общая характеристика предприятия ПАО «Электроприбор»
Публичное акционерное общество «Электроприбор» зарегистрировано 30 декабря 1992 г. Предприятие является коммерческой организацией, уставной капитал которого разделен на 55313 акций и составляет 13828250 рублей, удостоверяющий обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к Обществу.
ПАО «Электроприбор» является правопреемником Чебоксарского производственного объединения «Электроприбор», которое начало свою деятельность в 1960 году с разработки и производства аналоговых электроизмерительных приборов.
Основными видами деятельности ПАО «Электроприбор» являются:
– разработка и производство электроизмерительных приборов, измерительных преобразователей;
– подготовка и освоение новых видов продукции, работ, услуг и технологий их выполнения;
– осуществление в качестве заказчика или иным способом работ по реконструкции и технологическому перевооружению объектов;
– сервисное обслуживание изделий;
– поиск и подбор партнеров для осуществления совместной деятельности;
– маркетинговые исследования, изучение и определение рынков сбыта выпускаемой продукции и новых изделий;
– торгово-закупочная и снабженческая деятельность, в том числе закупка комплектующих изделий, необходимых для хозяйственной деятельности;
- конструкторские и проектные изыскания.
Существующая на предприятии организационная структура управления ПАО «Электроприбор» относится к линейно-функциональному типу (приложение 1). Высшим органом управления ПАО «Электроприбор» является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров. В период между общими собраниями акционеров высшим органом управления ПАО «Электроприбор» является Совет директоров.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом ПАО «Электроприбор» – Генеральным директором Ермошкиным Николаем Пантелеймоновичем.
Структура ПАО «Электроприбор»:
- Головное предприятие: ПАО «Электроприбор».
- Дочернее Общество ООО «Торговый дом «Электроприбор»
- Представительства:
- ТОО «АКЭП» (Казахстан);
- ТОО «ПриборЭнергоПроект» (Казахстан);
- ТОО «НЦ "Каз Энерго Стандарт» (Казахстан);
- ООО «Профтим» (Беларусь).
Предприятие имеет лицензии на право изготовления и конструирования оборудования для ядерных установок, аттестат на право поверки средств измерений; систему менеджмента качества, свидетельства о типовом одобрении Российского морского регистра.
Целью деятельности ПАО «Электроприбор» является разработка, освоение и промышленное производство продукции, уровень качества которой удовлетворяет установленным нормам и требованиям заказчика, гарантирует расширение рынка и получение устойчивой прибыли.
Благодаря достигнутым производственным и финансово-экономическим показателям ПАО «Электроприбор» характеризуется высокой конкурентоспособностью и финансовой устойчивостью: его деятельность финансируется без участия иностранного капитала, исключительно за счет собственных средств.
Для достижения намеченных показателей ПАО «Электроприбор» располагает производственными площадями. За счет собственных средств обновляется парк оборудования. Ведется постоянная реконструкция существующего производства с внедрением новых технологий на базе современного оборудования. Изменения направления основной деятельности не планируется.
По итогам 2018 года ОАО «Электроприбор» заняло 1 место в экономическом соревновании между промышленными предприятиями Чувашской Республики в группе предприятий с численностью от 300 человек до 600 человек.
На основании данных бухгалтерской отчетности проведен анализ основных технико-экономических показателей ПАО «Электроприбор». Расчеты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные показатели хозяйственной деятельности ПАО «Электроприбор» за 2016-2018 гг.
Показатели |
Годы |
Отклонение (+;-) |
Темп изменения, % |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
2017 г. к 2016 г. |
2018 г. к 2017 г. |
|
1.Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
437014 |
425788 |
486936 |
-11226 |
61148 |
0,97 |
1,14 |
2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
352896 |
361491 |
422740 |
8595 |
61249 |
1,02 |
1,17 |
3.Прибыль, тыс. руб. |
84118 |
64297 |
64196 |
-19821 |
-101 |
0,76 |
1,00 |
4.Основные средства, тыс. руб. |
109591 |
116331 |
109404 |
6740 |
-6927 |
1,06 |
0,94 |
5.Среднесписочная численность работающих, чел. |
514 |
501 |
507 |
-13 |
6 |
0,97 |
1,01 |
6. Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
144483 |
158509 |
179888 |
14026 |
21379 |
1,10 |
1,13 |
7. Среднемесячная зарплата, руб. |
23,42 |
26,37 |
29,57 |
2,94 |
3,20 |
1,13 |
1,12 |
8. Фондоотдача |
3,99 |
3,66 |
4,45 |
-0,33 |
0,79 |
0,92 |
1,22 |
9.Фондорентабельность |
0,77 |
0,55 |
0,59 |
0,21 |
0,03 |
0,72 |
1,06 |
10.Фондоемкость |
0,25 |
0,27 |
0,22 |
0,02 |
-0,05 |
1,09 |
0,82 |
11.Фондовооруженность |
213,21 |
232,20 |
215,79 |
18,99 |
-16,41 |
1,09 |
0,93 |
10.Фондоемкость |
0,25 |
0,27 |
0,22 |
0,02 |
-0,05 |
1,09 |
0,82 |
11.Фондовооруженность |
213,21 |
232,20 |
215,79 |
18,99 |
-16,41 |
1,09 |
0,93 |
12. Производительность труда, тыс. руб. / чел. |
850,22 |
849,88 |
960,43 |
-0,35 |
110,55 |
1,00 |
1,13 |
По данным таблицы 2, выручка от продажи продукции в 2017 г. уменьшилась на 11226 тыс. руб. по сравнению с 2016 г. и увеличилась в 2018 году на 61148 тыс. руб. В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению размера прибыли: в 2017 г. на 19821 тыс. руб. меньше, чем в 2016 г., но в 2018 г. прибыль уменьшилась незначительно в сравнении с предыдущим годом, и осталась примерно на том же уровне, снизившись лишь на 101 тыс. руб. Снижение продаж в целом связано с кризисом в российской экономике. Снижается платежеспособность заказчиков и покупателей. Себестоимость проданных продукции, услуг ежегодно увеличивается.
Положительная динамика может быть связана с государственной политикой импортозамещения, в рамках которой предприятие получает государственные заказы и возвратами кредитов предприятию от ранее реализованной продукции.
Наблюдается ежегодная тенденция увеличения фонда оплаты труда: фонд оплаты труда в 2017 г. увеличился по сравнению с 2016 г. на 14026 тыс. руб., в 2018 г. увеличилась на 21379 тыс. руб. в сравнении с 2017 г.
На предприятии в последние годы наблюдалась тенденция уменьшения численности персонала. Значительное сокращение численности персонала произошло в 2017 г.- уменьшение на 34 чел. в сравнении с 2016 г., в 2017 г. уменьшилась на 13 чел. в сравнении с 2016 г. Это связано с устареванием персонала и выходом работников на пенсию. Но в 2018 г. вновь наблюдался рост численности персонала – и среднесписочная численность была на 6 чел. больше, чем в 2017 г.
На ПАО «Электроприбор» в последние годы наблюдается положительная тенденция к повышению уровня среднемесячной заработной платы, несмотря на увеличение численности персонала. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. средняя заработная плата выросла на 2940 руб., в 2018 г. среднемесячная заработная плата выросла на 3200 руб. в сравнении с 2017 г.
Средняя стоимость основных средств в 2017 г. увеличилась на 6740 тыс. руб., т.е. были вложены средства в приобретение основных средств, но в 2018 г. их стоимость снизилась на 6927 тыс. руб. в сравнении с предыдущим 2017 г.
Фондоотдача в 2016 г. снизилась на 330 руб. в 2017 г. в сравнении с 2016 г., но увеличилась в 2018 г. в сравнении с предыдущим годом на 790 руб. в связи с уменьшением среднегодовой стоимости основных фондов и увеличением темпов роста выручки.
Производительность труда в 2017 г. уменьшилась на 0,35 тыс. руб./чел. в 2016 г., и увеличилась в 2018 г. на 110,55 тыс. руб./чел. в сравнении с 2017 г.
Опережение темпов роста заработной платой сотрудников по сравнению с производительностью труда является отрицательным моментом в работе предприятия. Данная тенденция наблюдалась в отчетном 2017 г., но в 2018 г. все нормализовалось, что является показателем положительной динамики развития предприятия на данном этапе.