Файл: Игра как средство нравственного воспитания младших школьников (Теоретические основы игры, как средства воспитания младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Характер. on Для формирования характера полезно on проводить on с ребенком on любые игры on в соревновательной on форме. Игра on как on средство воспитания on детей учит on его формировать on характер, развивает on самооценку on и уверенность. on У ребенка on естественным является on желание победить. on Кроме on того, роль on игры в on воспитании детей on в том, on что дети on учатся сопереживать, on развивают эмоционально on -волевую сферу, on стимулируют деятельность. on В процессе on игры, как on метода воспитания, on создаются такие on ситуации, on требующие незамедлительного on решения, которые on учат ребенка on принимать решения on и нести on ответственность за on свои on действия;

- Социализация. on Игра как on средство воспитания on детей учит on их взаимодействовать on друг с on другом, учитывать on потребности и on интересы окружающих. on Например, ролевые on игры способствуют on увеличению on словарного запаса, on развивают организаторские on и творческие on способности. Игра on как on метод воспитания on учит детей on развивать лидерские on качества, раскрывать on свою индивидуальность on и способности. on А для on застенчивых детей on игра является on едва ли on не единственной on возможностью проявить on себя;

- Интеллектуальное on и нравственное on воспитание детей. on Игра прекрасно on способствует процессу on обучения и on воспитания on нравственных качеств. on Так, гораздо on легче научить on ребенка запоминанию on при on помощи ассоциаций on (девять – это on кружок с on хвостиком, а on буква п on – это две on палочки on и мостик, on и т. on д.).

При on правильном подходе on роль игры on в воспитании on ребенка огромна on – она учит on ребенка любить on знания, стремиться on к обучению on и on воспитанию, показывает on правильные модели on отношений и on поведения. Кроме on того, on обучаясь чему-то on посредством игры, on ребенок даже on не подозревает, on что on учится.

В no процесс игры, no как и no в другие no виды деятельности, no вовлекается no вся личность no ребенка: его no психические познавательные no процессы, воля, no чувства, no и эмоции, no потребности и no интересы: в no игре ребенок no активно действует, no говорит, использует no свои no знания.

Игра no – это свободная no и самостоятельная no деятельность, возникающая no по личной no инициативе ребенка, no отличающаяся активным no творческим no характером, высокой no эмоциональной no насыщенностью.

Для no игры характерна no саморегуляция действий, no поступков и no поведения играющих. no Проявления играющих no детей регулируются no определенными требованиями no и no правилами.

Многие no исследователи детских no игр отличают no силу и no подлинность чувств, переживаемых no ребенком в no игре. Эти no чувства богаты no и разнообразны. no Ребенок получает no удовольствие, достигает no в игре no результатов, преодолевая no трудности.


В no игре ребенок no переживает не no только положительные no эмоции. no Он переживает no и горечь no неудач, поражения, no неудовлетворенность no достигнутыми результатами, no обиду и no т. д.

Таким образом, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей. Два основных психических новообразования школьного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого.

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, рассматривая игру как средство воспитания.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе. Посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере развития игр (от забав до сюжетно-ролевых, творческих) на определенном этапе появляется цель.

Естественно, чаще всего игры используются при учете знаний. Так, например, если в школе идет неделя математики, то после уроков можно провести, например такую игру соревновательного характера. Дети делятся по классам на несколько команд, которые, соревнуясь, выполняют те или иные задания: математический диктант, решение задач по вариантам, решение примеров «цепочкой» и т.д. Для учета результатов может быть сформировано жюри или назначены арбитры, эксперты и т.д. Командам могут быть даны сказочные, фантастические или просто интересные детям названия, могут быть введены в структуру и другие игровые символы.


Задания для конкурсов составляются так, чтобы, учащиеся продемонстрировали умение выразить знания в стихах, придумать и отгадать рифмованные загадки, ребусы, составить художественную презентацию какого-либо явления и др.

Применительно к воспитательному процессу говорят также о коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:

- активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

- преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

- актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

- появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

- замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

- совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.


Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1. Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил.

2. Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.

3. Проведение игры: учителя («жюри») следят за ходом игры, контролируют последовательность действий, оказывают необходимую помощь, фиксируют результаты.

4. Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил.

Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет огромное значение в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, сформировывает волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание.

Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, дозволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений меж детьми.

Глава 2. Опытно-экспериментальные основы игры как средства воспитания младших школьников

2.1 Тестирование детей

Целью тестирования являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности.

Было проведено тестирование учащихся 2 класса. Приняли участие 26 человек (Приложение).

Анализ ответов учащихся

Анализ выявления отношения к игре:


На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 26 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

16 человек выбрали ответ «С другом», 9 человек «С одноклассниками», 1 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

18 выбрали ответ «Больше часа», 4 человека выбрали ответ «Меньше часа», 4 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В какие игры тебе нравиться играть?»

15 человек ответили «Подвижные», 10 выбрали ответ «Познавательные», 1 ученик выбрал ответ «Сюжетно–ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Кто чаще всего является инициатором игр?»

10 человек выбрали ответ «Твои друзья», 15 человек выбрали ответ «Ты», 1 ученик не мог выбрать ответ, который больше всего ему подходит и выбрал два ответа «Ты–Твои друзья».

В конце проведения тестирования изучив все ответы учащихся, можно сделать такой вывод, что всему классу нравиться играть в игры.

Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает больше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они застенчивы, трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.

2.2 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе

Игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках на уроках, в динамических паузах, разминкой перед, после и во время урока, и конечно же, на переменах в различных подвижных играх. Учитель должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать учащихся на выполнение различных заданий. Младшие школьники быстро устают, а игра помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы.

В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружает ребенка до школы, не закрыли передним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал, игры и игровые упражнения не перестают влиять на развитие ребенка и в учебном процессе. Они помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.