Файл: Игра как средство нравственного воспитания младших школьников (Теоретические основы игры, как средства воспитания младших школьников).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 3
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, дидактическая игра.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель.
Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:
- обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;
- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;
- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;
- организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми педагогом, психологом и другими специалистами;
- распределить по дням недели виды игр.
Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.
2.3 Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста
Функции игровой деятельности на перемене.
Подвижные перемены - это релаксация, оздоровление и развитие коммуникативных навыков. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:
- Участие в игре - добровольное, по желанию.
- Для игры предназначено специальное место.
- Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.
- Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.
- Сюжет - хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.
- Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.
- Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.
Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.
Роль игр на перемене в школе:
- Адаптация к новым условиям младших школьников.
- Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.
- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.
- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.
- Снижение зрительного напряжения.
- Переключение внимания, профилактика утомления.
- Перед тем как выбрать определенную игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу.
Эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов, как:
- умение доходчиво и интересно объяснить игру;
- размещение игроков во время проведения игры;
- определение ведущих;
- распределение на команды;
- определение помощников;
- руководства процессом игры;
- дозирование нагрузки в игре;
- окончание игры.
Рекомендации по организации игр на уроках
Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.
Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд состояний:
а) выбор темы игры;
б) определение целей и задач игры;
в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).
Успех проведения игры зависит от соблюдения некоторых требований:
а) игра должны соответствовать учебной программе;
б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;
в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;
г) разнообразие игр;
д) привлечение к играм учащихся всего класса.
Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.
Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем:
- по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр
- какое место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения
- как одному учителю совладать с классом во время игры
В обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.
Однако существуют и ограничения для проведения дидактических игр:
- Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему.
- Нецелесообразно вводить игры на зачетах и экзаменах, если они не использовались в ходе обучения.
- Не следует применять игры для тех предметов и программных тем, если они не могут дать положительного эффекта.
Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка.
От урока к уроку должны меняться сюжеты, игровые ситуации. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов перерастают в настоящую учебно-познавательную работу.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Считаем, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. В случае выполнения нескольких факторов игра несет в себе огромный воспитательный потенциал. Учитель должен знать уровень сформированности коммуникативных навыков у детей, уметь правильно мотивировать детей на игру, иметь в арсенале и активно использовать игры на развитие разных качеств личности, в соответствии с конкретной задачей.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева Н.П. Главное о воспитании детей Спб.: Питер-Пресс. - 2016 – 128 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 2009.
- Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
- Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Москва, 1991.
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. - М., 2003. – 90 с.
- Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. М. 2000
- Макаренко А.С. О воспитании детей. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
- Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М. Просвещение, 1983.
- Мандель Б.Р. Игрология. Феномен интеллектуальной игры в образовательном процессе: М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 226 с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. 1999.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: Политиздат, 2001. - 199 с.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии М.: Педагогика, 2007. - 8-10 с.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. - 2000, - № 8 - 352 с.
- Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
- Столяренко А.М. Общая педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 479 с.
- Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
- Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2006.
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961
- Чайкина Е.Р. Особенности и потребности младших школьников // Начальное образование. - № 4. – 2013.
- Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - № 8. С. 8-11.
- Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М.: 1992
Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе играть в игры?
А) Да;
Б) Нет;
В) Не очень.
2. С кем ты любишь играть?
А) С другом;
Б) С родителями;
В) С одноклассниками.
3. Сколько времени ты тратишь на игру?
А) Меньше 1 часа;
Б) Одни час;
В) Больше 1 часа.
4. В какие игры тебе нравиться играть?
А) Подвижные;
Б) Сюжетно – ролевые;
В) Познавательные.
5 Кто чаще всего является инициатором игр:
А) Ты;
Б) Твои друзья.
Сборник игр
Игры на развитие памяти.
Пары слов
Запомнить вторые слова из пары: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.
Игры на внимание.
Заметить все
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.
Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.
Ищи безостановочно
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.
Запомни порядок
5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.
Маленькие обезьянки
Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.
Игры для развития коммуникативных умений
Клубочек
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.
Найти друга
Одной половине играющих завязывают глаза, дают возможность походить по комнате и предлагают найти и узнать друга (ребенка). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, играющие меняются местами.