Файл: Финансы акционерных обществ (Характеристика и особенности акционерных обществ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
1.1 Характеристика и особенности акционерных обществ
1.2 Сущность финансов акционерных обществ
1.3 Капитал акционерного общества
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВ ОАО «БОБРУЙСКТРАНС»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Финансы ОАО «Бобруйсктранс»
Изношенный подвижной состав означает утрату клиентуры на транспортном рынке, потерю репутации, низкое качество транспортного обслуживания, нарушение сроков доставки по техническим причинам, отсутствие гарантий безопасности, низкую рентабельность перевозок, высокие издержки на ремонт и т.д.
Несвоевременные расчеты заказчиков приводит к сбою в работе, росту простоев транспортных средств, снижению выработки, коэффициента выпуска автомобилей на линию.
Размер затрат при осуществлении перевозок во многом определяет конкурентоспособность предприятия. Снижение транспортных издержек – одна из основных задач, которая способствует их развитию.
Спрос на перевозки автомобилями-самосвалами постоянно возрастает в результате развития народного хозяйства и имеет благоприятную перспективу, однако работа предприятия носит сезонный характер. Об этом свидетельствует то, что на сегодняшний день в осенне-летний период предприятие не всегда может удовлетворить заказчика необходимым количеством техники.
Основными преимуществами перед конкурентами является опыт работы, наличие квалифицированных кадров и авторитет.
ОАО «Бобруйсктранс» на 2016 год заключило более 70 договоров с предприятиями на перевозку грузов, причем 5-7 с новыми клиентами, в 2015 году было заключено свыше 60 договоров. По итогам проведенных тендеров в декабре 2015 года предприятие стало победителем тендера одного из главных своих заказчиков ОАО «ДСТ-3», ОАО «ДСТ-2», а также РУП «ТДиА», ОАО «Красный пищевик».
Основными видами деятельности ОАО «Бобруйсктранс» в настоящее время являются:
60240 деятельность автомобильного грузового транспорта;
60211 перевозки автобусами и др.
Наряду с основной деятельностью ОАО «Бобруйсктранс» осуществляет следующие виды прочей деятельности:
63214 услуги по хранению транспортных средств;
50200 техническое обслуживание и ремонт транспортных средств;
70200 сдача в наем собственного недвижимого имущества;
74300 технические испытания и исследования;
85140 прочая деятельность по охране здоровья человека;
40301 производство тепловой энергии самостоятельными котельными;
Основной задачей предприятия является полное и своевременное удовлетворение потребностей предприятий и организаций, независимо от форм собственности, в грузовых перевозках, а также оказание широкого спектра платных услуг населению города.
Основным фактором успешной деятельности является своевременность и экономичность доставки груза. Продукцией предприятия является выполненная транспортная работа, измеряемая в объемных показателях: объем перевозок в тоннах, грузооборот в ткм, платные часы.
ОАО «Бобруйсктранс» за 2016 год во внутриреспубликанском сообщении перевезено 893,4 тыс. тонн или 99,3 % от общего объема перевозок, в международном сообщении 6,3 тыс. тонн.
Доходы от грузовых автомобильных перевозок в общем объеме выручки за 2015 год составили 80,6 %, доходы от перевозки пассажиров автобусами, работающими в нерегулярном сообщении соответственно 1%, доходы от прочих видов деятельности 9,4%, а в 2016 году доходы от грузовых автомобильных перевозок в общем объеме выручки составили 88,0%, доходы от перевозки пассажиров автобусами 1,0%, доходы от прочих видов деятельности 11,0 %.
Структуру доходов ОАО «Бобруйсктранс» в 2016 году рассмотрим на Рисунке 1.
Рисунок 1. Структура доходов ОАО «Бобруйсктранс» в 2016 г.
Примечание: собственная разработка, на основе данных ОАО «Бобруйсктранс».
К прочим видам деятельности автопарка относятся услуги, оказываемые сторонним организациям и физическим лицам по:
- освидетельствованию водителей на допуск к работе;
- предрейсовому техническому осмотру автомобилей;
- мойке автомобилей;
- сдаче внаем производственных и административных помещений в аренду;
- проведению государственного технического осмотра транспортных средств (станция диагностики);
- оказание услуг по хранению транспортных средств на платной стоянке;
- оказание услуг по ремонту легковых и грузовых автомобилей на станции технического обслуживания.
Транспортные услуги включают в себя перевозку грузов во внутриреспубликанском сообщении, а также в международном направлении в страны дальнего зарубежья, а также экспортные услуги.
В 2016 году осуществление перевозок грузов в международном направлении было одним из приоритетных направлений в деятельности предприятия. Географическое положение Республики Беларусь в центре Европы предопределяет её транспортную политику. Не имея прямого выхода к морю, являясь внутриконтинентальным государством, республика призвана играть роль транзитного коридора.
Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике, выступая на международном рынке, как экспортёр транспортных услуг.
Динамику грузооборота и объема перевозок ОАО «Бобруйсктранс» за 2012-2016 годы рассмотрим на Рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика грузооборота и объема перевозок ОАО «Бобруйсктранс» за 2012-2016 гг.
Примечание: собственная разработка, на основе данных ОАО «Бобруйсктранс».
Увеличение объемов перевозок достигнуто как за счет сохранения и развития отношений с постоянными партнерами, так и за счет привлечения новых клиентов.
Несмотря на то, что предшествующие годы, характеризовались негативными явлениями, вызванными последствиями реорганизации ОАО «Бобруйсктранс» путем присоединения к нему ОАО «Бобруйский грузовой автомобильный парк», в прогнозном периоде планируется увеличение объемов перевозок и возобновить тенденцию роста.
На внутриреспубликанских рынках основными потребителями транспортных услуг являются: строительные и дорожно-строительные организации (ОАО «ДСУ №1 г. Рогачёв»; СУ-82, СУ-131, УМСР-136, СУ-27 ОАО «Строительный трест №13»; ДЭУ-72; ДРСУ-56; ДСУ-16 ОАО «ДСТ-3»; ДРСУ-171, ДСУ-14 ОАО ДСТ-3, «Дорстройсервис» г.Слуцк, ОАО «ДСТ-2» и др.);ОАО «Красный Пищевик»; РУП «Бобруйский завод ТДиА»;БУКДДЭП;ЗАО «СТЕКЛОЗАВОД «Елизово»»; РУП «БобруйскийАгромаш»; ОАО «Спецавтотехника»; КУП «Теплоэнергетика».
На рынке международных перевозок заказчиками услуг являются ООО «Лев-транс», ИП «Литвинчук», Бобруйсктранссервис, ООО «Автотрэйд», ООО Ратипа, Неотрэйд, Якоб Дитрих, ИП «Хвецкович», ЛЦ «Восток-Запад», «АстраБелораша».
Основными конкурентами предприятия на рынке Беларуси являются такие предприятия как:
- ОАО «Могилевоблавтотранс»,
- ОАО «Кричевгрузавто»,
- ОАО «Бобруйск АТЭП»,
- РУДГАП «АП №15» (г.п.Глуск).
Транспортные средства предприятия участвовали и участвуют в строительстве и реконструкции всех важнейших объектов города, области и республики. Уровень спроса на автомобильные перевозки варьирует по сезонам года. Отдел организации перевозок обеспечивает рациональную организацию перевозок качественно и в срок.
На балансе предприятия находится 106 грузовых автомобилей. Структуру подвижного состава ОАО «Бобруйсктранс» рассмотрим на Рисунке 3.
Рисунок 3. Структура подвижного состава ОА «Бобруйсктранс»
Примечание: собственная разработка, на основе данных ОАО «Бобруйсктранс».
На рынке транспортных услуг ОАО «Бобруйсктранс» осуществляет внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки грузов. На внутреннем рынке республики Беларусь рынок грузовых перевозок в последние годы, несмотря на тенденцию положительного роста, находится в нестабильном состоянии.
Баланс спроса и предложения в первую очередь поддерживается за счет развития ведомственного транспорта и увеличение количества частных грузоперевозчиков. Ежегодно увеличивается количество предприятий и организаций, приобретающих собственный транспорт для перевозки продукции.
Сильными сторонами организации являются собственная материальная база, многолетний опыт работы на рынке транспортных услуг, устойчивые деловые отношения с партнерами.
Одной из слабых сторон ОАО «Бобруйсктранс» является недостаточная оперативность в реагировании на конъюнктуру рынка, связанная со скованностью рядом административных мер, сменой кадрового потенциала отдела организации перевозок, не имеющего практического опыта работы.
Уровень услуг, оказываемых ОАО «Бобруйсктранс», соответствует следующим требованиям:
1) широкий перечень сопутствующего обслуживания;
2) высокий уровень оказания услуг (надежность грузового транспорта, высококвалифицированный персонал);
3) выгодные условия доставки грузов (ориентация на предпочтения клиентов);
4) надежность и своевременность выполнения услуг по грузоперевозкам;
5) приемлемые и конкурентоспособные цены.
Соответствие всем вышеперечисленным пунктам позволяет повысить конкурентные преимущества ОАО «Бобруйсктранс».
Далее рассмотрим основные технико-экономические показатели предприятия за 2015-2017 годы в динамике в Таблице 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ОАО «Бобруйсктранс» за 2015-2017 гг.
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонения |
|
2016/2015 |
2017/ 2015 |
||||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
36465 |
24793 |
18939 |
-32,0 |
-48,1 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
33228 |
23037 |
16390 |
-30,7 |
-50,7 |
Прибыль, тыс. руб. |
3237 |
1756 |
2549 |
-45,8 |
-21,3 |
Уровень рентабельности, % |
9,7 |
7,6 |
15,6 |
-21,6 |
60,8 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
126 |
110 |
106 |
-12,7 |
-15,9 |
Стоимость основных фондов, тыс. руб. |
50404 |
35170 |
29258 |
-30,2 |
-42,0 |
Фондовооруженность, тыс. руб./ чел. |
400,0 |
319,7 |
276,0 |
-20,1 |
-31,0 |
Фондоотдача, руб. |
0,72 |
0,70 |
0,65 |
-2,8 |
-9,7 |
Фондоемкость, руб. |
1,39 |
1,43 |
1,54 |
2,9 |
10,8 |
Примечание: собственная разработка, на основе данных ОАО «Бобруйсктранс».
По данным Таблицы 1, в анализируемом периоде основные экономические показатели ОАО «Бобруйсктранс» снижались. Так, выручка от оказания услуг и реализации товаров снизилась на 32,0% в 2016 году и на 48,1% в 2017 году, по сравнению с 2015 годом. Себестоимость оказанных услуг также снизилась соизмеримо выручке на 30,7% в 2016 году и на 50,7% в 2016 году в сравнении со значением 2015 года.
Абсолютная величина прибыли, отражая тенденцию показателей выручки и себестоимости, также уменьшилась на 45,8% в 2016 году и на 21,3% в 2017 году по сравнению с 2015 годом. Показатель рентабельности, несмотря на снижение в 2016 году на 21,6% по отношению к 2015 году, в 2017 году увеличился на 60,8% и составил 15,6% по ОАО «Бобруйсктранс».
Существенно снизилась численность работников предприятия, прежде всего, за счет списания старой техники, и высвобождении работающих на ней водителей. Снижение по сравнению с 2015 годом в 2016 году составило 12,7%, а в 2017 году на 15,9%.
Списание старой техники повлекло также и снижение стоимости основных фондов. Снижение составило 30,2% в 2016 году и 42,0% в 2017 году, по сравнению с 2015 годом.
Соответственно изменились и показатели использования основных производственных фондов. Значение фондовооруженности снизилось на 20,1% в 2016 году и на 31,0% в 2017 году, а вот фондоотдача снизилась на 2,8% в 2016 году и 9,7% в 2017 году, по сравнению с 2015 годом. Значение фондоемкости имеет обратный экономический смысл, нежели фондоотдача - увеличилось на 2,9% в 2016 году и на 10,8% в 2017 году.
2.2. Финансы ОАО «Бобруйсктранс»
Основное отличие АО от других форм хозяйственного общества заключается в способе закрепления прав его участника путем удостоверения их акциями.
Уставный фонд ОАО «Бобруйсктранс» разделен на 478505 простых (обыкновенных) акций: 475801 акция принадлежит государству или 99,4349% от общего количества; 2704 акций принадлежит другим акционерам.
Рисунок 4. Уставный капитал ОАО «Бобруйсктранс»
Примечание: собственная разработка, на основе данных ОАО «Бобруйсктранс».
В состав прочих акционеров открытого акционерного общества «Бобруйсктранс» входят бывшие и действующие работники предприятия.
Для анализа финансов общества целесообразно рассмотреть динамику активов ОАО «Бобруйсктранс» и собственного капитала (его составных частей – уставного капитала, резервного и добавочного капитала), заемного капитала (долгосрочных займов, краткосрочных кредитов и займов).