Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Модели, виды и стадии стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема курсовой работы посвящена фундаментальным вопросам и проблемам жизни человека. Актуальность данной работы видится в том, что в современном мире один из самых главных негативных факторов, мешающих человеку состояться в жизни и стать счастливым, - это стрессы.

«Статистика заставляет задуматься: 76% руководителей отмечают острый дефицит времени проводимого в семье; 50% говорят о полном поглощении работой; 30% заявляют, что не распоряжаются своей жизнью, а 20% утверждают, что живут в состоянии постоянного стресса, и поэтому не могут наслаждаться жизнью»[1].

Под давлением постоянного стресса современный управленец зачастую стремительно расходует свою энергию, здоровье, страдает и эффективность его деятельности. Становится очевидным вывод – стремясь к достижениям, ставя амбициозные цели и задачи, эффективному менеджеру необходимо трезво оценивать свои возможности, уделять время самосовершенствованию и поддержанию здоровья, правильно реагировать на внешние вызовы.

В учебной литературе для студентов университетов и институтов «Общие основы психологии» обобщается только о самых не привлекательных сторонах стресса, а именно следующее: «Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку»[2]. «Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения»[3]. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Я считаю такой взгляд и определение понятия стресса однобоким и неполным, не учитывающем все стадии развития стресса. «Именно третья, крайняя стадия стресса – дистресс, полностью подходит под такое определение»[4]. «Такой подход не учитывает полезные свойства стресса, мобилизующие внутренние резервы человека и направленные на адаптацию и совершенствование»[5].

Цель исследования: пополнить полученные знания о природе и причинах возникновения стрессов, изучить особенности проявления стрессов в деятельности менеджера, изучить поведение управленца и его реакции на стрессовые ситуации в зависимости от типа личности, предложить способы предупреждения, минимизации и эффективной борьбы с деструктивными проявлениями стресса.


Объект исследования: группа менеджеров Пограничного муниципального района в количестве 30 человек.

Предмет исследования: поведение менеджеров, относящихся к различным типам личности в быстроменяющейся обстановке.

Гипотеза исследования - проверить предположение о том, что менеджеры, которые имеют выраженные черты характера по гипертимическому, дистимическому, педантичному типам, обладают более устойчивой психикой по отношению к стрессу.

Для выполнения исследования поставлены задачи:

- изучить проблему изучения стресса в психологической науке;

- рассмотреть виды, стадии стресса и роль в совладании со стрессом индивидуальных ресурсов личности;

- разработать рекомендации по развитию стрессоустойчивости менеджера.

Методы исследования:

  1. Самооценка и последующий самоанализ собственного типа личности каждым менеджером, принимающим участие в исследовании.
  2. Акцентуации характера (по тесту К. Леонгарда);
  3. Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации (по методике Холмса и Раге).

Научная новизна курсовой работы заключается в том, что будет проведен анализ разных типов личности группы управленцев, участвующих в исследовании, проведен анализ ресурсов совладания со стрессом у этой группы управленцев, в итоге будет выявлена взаимосвязь акцентуаций характера личности руководителя и его способности противостоять стрессам.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты, полученные при проведении данного исследования, могут использоваться для решения задач подбора кандидатур на руководящую работу, профилактики и исправления стрессовых состояний у современного руководителя, для самоанализа и самокоррекции поведения в целях сбережения собственного здоровья и повышения эффективности лидера.

1. Теоретические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности

1.1. Модели, виды и стадии стресса

Особенность управленческой работы в том, что управленцы часто находятся в ситуации, когда нужно мгновенно анализировать информацию и принимать правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени. «Наивно было бы предполагать, что при этом возможно совсем избавиться в работе от стрессов. Часто небольшой уровень стресса даже полезен и необходим для стимулирования активности и поддержания тонуса лидера-управленца»[6]. Необходимо понять и овладеть навыками управления чрезмерным стрессом, чтобы разрешать грамотно постоянные стрессовые проблемы. Тема работы актуальна и полезна для руководителя любого уровня потому, что в школе и университете этой проблеме внимания не уделяется, по выражению Альбера Камю: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует».


«Многообразие научных работ, посвященных изучению стресса вообще и особенностей стрессовых ситуаций в работе руководителя в частности, выявило в последнее время отсутствие общепринятого определения-термина этого явления»[7].

Научными исследователями-современниками выделяются несколько подходов в самом понимании стресса. Стресс рассматривать можно как стимул и как взаимодействие (трансакцию) и как ответную реакцию. В соответствии с этим подходом существующие модели стресса разделяются на модели стимульные, модели взаимодействия (трансактные модели) и модели ответной реакции (K.B. Matheny, D.W. Aycock, at al. 1986; Т. Кокс, К. Маккей 1995).

Ганс Селье, канадский психофизиолог, в 1936 году впервые ввел понятие «стресс». Его определение стресса звучит так: «Стресс – это неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие»[8]. «Иначе говоря, это совокупность изменений, происходящих в организме при возникновении экстремальной ситуации: в кровь выбрасывается адреналин, происходит расширение зрачка, учащаются дыхание и пульс, перераспределяется кровоток, усиливается мышечная активность, ослабляется моторика желудка и кишечника и др. - происходит около 1400 других психофизических реакций в организме»[9]. В животном мире стресс предназначен для борьбы за выживание. «Это первобытный или физиологический стресс»[10]. А современный стресс, о котором мы говорим сейчас во многом отличается от стресса первобытного. «В отличие от древнего, животного мира, в современных условиях приходится все чаще говорить о психологическом стрессе и его особенностях»[11].

Рассмотрим разновидности современного стресса:

- «Культурный» стресс – он возникает при обстоятельствах, когда современный человек не может отреагировать на внешнее раздражение естественным образом: ударить, укусить, накричать или убежать. Естественная реакция в данном случае не допускается воспитательными запретами, нормами трудовой этики и культурными ценностями. Постоянно такие ситуации возникают в деятельности менеджера взаимодействии с партнерами, клиентами, коллегами и руководством.

- «Информационный стресс» возникает, когда вообще непонятно, как реагировать в сложившейся ситуации. Часто этот вид стресса встречается у представителей руководящего состава. Любой руководитель берет на себя ответственность и сразу же сталкивается с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для этого нужно срочно и достоверно оценить поступающую информацию. Подобную ситуацию с дефицитом времени для принятия решения называют в работе менеджера цейтнотом.


- «Профессиональный стресс» возникает когда руководитель, исполняя обязанности, не имеет права отказаться от общения с окружающими. Как результат этого - возникают обиды и недопонимания, а в последствии - профессиональный стресс. Основными источниками (стрессорами) профессионального стресса в работе менеджера являются: риск, нагрузка, новизна и неопределенность, цейтнот, ответственность, значимость ситуации.

- Кроме этого надо иметь в виду дополнительную опасность в работе современного управленца – Стресс бездеятельности. «Эта угроза появляется, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается, нечего делать, он испытывает чувство отстраненности, бесполезности и потерянности, им овладевает тревога и скука»[12]. «Такой стресс наблюдается у такой разновидности управленцев, которые, заняты только повседневной управленческой деятельностью и проблемами, все остальное в жизни не имеет значения»[13].

Для нас сейчас имеет важное значение отличие стресса первобытного от стресса современного в том, что обычный физиологический стресс быстро проходит, а современный стресс остается «неотреагированным». «Организм мобилизует все свои ресурсы, а выплеска энергии не происходит, напряжение остается»[14]. Поэтому современному руководителю важно научиться управлять стрессом, избегая саморазрушения, правильно снимать стресс «неотреагированный».

Дополнительно к вышепреведенной классификации, виды стрессов подразделяют исходя из трех критериев: по факторам воздействия, по ответной реакции организма на стресс, по длительности существования стрессов.

Виды стресса приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Виды стресса

Критерий классификации

Виды стресса

1

2

Факторы воздействия

Профессиональный стресс

(стресс руководителя, связанный со спецификой профессиональной деятельности)

Семейный стресс

Межличностный стресс

(проблемы в общении, конфликты либо угрозы их возникновения, фобии)

Продолжение таблицы 1

1

2

Личностный стресс

(несоответствие социальной роли –я-ребенок; я-взрослый; я-родитель)

Внутриличностный стресс

(нереализованные потребности, ощущения бесцельности существования и др.)

Механизмы ответа

организма на стресс

Психологический

(реакции на уровне психологии – эмоции, поведение и т.д.)

Физиологический

(реакции на уровне организма – боли, слабость, головокружения и др.)

Психофизиологический

Длительность

существования

Кратковременный

Хронический


Для целостного представления описания понятия стресс в современной научной литературе, да и в разговорной повседневной речи, важно учитывать три стадии прохождения (развития) стресса:

1. Стадия тревоги

«Первая стадия начинается уже через несколько минут после начала действия стрессора - резко повышается давление, увеличивается уровень адреналина в крови, кровеносные сосуды расширяются, учащается пульс, подавляется чувство голода, возрастает интенсивность деятельности мозга и мышечного аппарата и т.д. (всего около 1400 реакций организма на опасность)»[15].

2. Стадия сопротивления

«Следующая стадия начинается вслед за первой и может действовать на протяжении длительного времени (многих часов и даже суток)»[16]. Наблюдается подавление иммунных и воспалительных реакций, усиление обменных процессов, повышение секреции и кислотности желудочного сока и другие перестройки. «На этой стадии организм проявляет свою жизнестойкость, мобилизует силы и внутренние резервы на борьбу с опасностью»[17].

3. Стадия истощения (дистресс)

«Только после второй стадии стресс начинает носить затяжной и явно негативный характер»[18]. Наблюдаются симптомы истощения сил, теряется способность адаптироваться к стрессу, реакции замедляются, проявления стресса нарастают и становятся «хроническими».

Таким образом, именно третья стадия стресса (дистресс), оказывает негативное влияние на психику и организм. Дальнейшая часть курсовой работы будет посвящена этой негативной стороне стресса и способам эффективного противодействия дистрессу в профессиональной деятельности менеджера.

1.2 Организационные факторы возникновения профессионального стресса у менеджеров

«Профессиональный стресс является многообразным феноменом, выражающимся в физических и психических реакциях на конкретные напряженные ситуации, возникающие в профессиональной, трудовой деятельности руководителя»[19]. Основываясь на практике или проведя хронометраж повседневной деятельности управленца-руководителя, не сложно выделить особенные виды деятельности, требующие активного предпринимательского поведения.