ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.03.2019

Просмотров: 802

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По конкретным уголовным делам следователи (лица, проводящие дознание) обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, и внести представления об их устранении. Следователи могут участвовать в обсуждении внесенных ими пред­ставлений.

Закон о милиции относит предупреждение преступ­лений и других правонарушений к числу основных обя­занностей. Согласно ст. 10 Закона, милиция в соответст­вии с поставленными перед ней задачами обязана пред­отвращать и пресекать преступления, выявлять обстоя­тельства, им способствующие, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению. Профилактическая деятельность—сквозная задача для всех служб и под­разделений милиции с учетом профиля их деятельности (борьба с общеуголовной, экономической преступностью, преступностью несовершеннолетних, борьба с организо- ванными формами преступности, охрана общественного порядка и т. л.У.

Следует особо выделить специализированные про­филактические функции инспекций по делам несовер­шеннолетних, осуществляющих, в частности, предупреж­дение и пресечение реально возможного перехода на преступный путь подростков, борьбу с вовлечением несовершеннолетних в пьянство, потребление наркоти­ков, проституцию, совершение преступлений; участковых инспекторов, предупреждающих и пресекающих пре­ступления, связанные с семейно-бытовыми конфликтами, пьянством, отсутствием определенных занятий, неуст­роенностью лиц, вернувшихся после отбытия наказания.

В предупреждении имущественных преступлений личной собственности участвуют объединения по охране объектов и личного имущества граждан по договорам. Они используют технические средства защиты имущест­ва от преступных посягательств, в частности путем установления охранной сигнализации; вносят после об­следований объектов охраны предложения по обеспече­нию сохранности товарно-материальных ценностей.

Органы милиции правомочны в процессе профилак­тической деятельности проводить беседы, применять ме­ры административно-правового воздействия; осуществ­лять виктимологическую профилактику; изымать вещи, предметы, вещества, изъятые из гражданского оборота и хранимые без соответствующего разрешения, контро­лировать хранение и использование оружия, боеприпа­сов, взрывчатых веществ; требовать обязательных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности; про­изводить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и продукции. Особенностью профилак­тической деятельности милиции является то, что при­меняются наряду с гласными способами собирания информации, мерами воспитательного и воспитательно-правового воздействия и оперативно-розыскные меры.

Предупреждение преступлений специально выделено законом в числе задач криминальной милиции и милиции общественной безопасности (местной милиции). То, что Закон о милиции говорит не о причинах и условиях, а об обстоятельствах, способствующих совершению преступлений, не должно трактоваться как ограниче­ние объема профилактической деятельности милиции. Последний термин используется и в процессуальном законодательстве, он носит собирательный характер, охватывая весь комплекс непосредствен­ных причин и условий (детерминант) конкретного преступления.


Закон о милиции устанавливает ее право вносить в государственные органы, любые предприятия, учрежде­ния, организации, общественные объединения обязатель­ные для рассмотрения ,(т. е. требующие ответа по суще­ству о результатах) представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Поскольку правомочие вносить пред­ставления следователей органов внутренних дел преду­смотрено процессуальным законом, которым руководст­вуются и лица, производящие дознание, представляется, что в данном случае речь идет о сообщениях непроцес' суального характера по результатам бесед, проверок, оперативно-розыскных действий и т. д.

Субъектами специальной профилактики в соответст­вии со своим профилем деятельности являются и другие органы, входящие в систему МВД наряду с милицией.

В систему МВД входят учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и учреждения, ор­ганизующие исполнение других наказаний. Их дея­тельность, направленная на выполнение основных целей уголовного наказания — исправление осужденных, пре­дупреждение совершения ими новых преступлений, но­сит в силу этого профилактическое содержание. Специ­фика профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных требований. Особое зна­чение для предупреждения рецидивной преступности имеет работа в местах лишения свободы по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие с другими службами органов внутренних дел, органами социаль­ной защиты (помощи) по широкому кругу вопросов, связанных с социальной адаптацией данной категории лиц, оказанием им помощи в трудовом и бытовом уст­ройстве, контролем за их поведением в период адапта­ции и т. д.

Деятельность аппаратов Государственной автомо­бильной инспекции (ГАИ) направлена на ликвидацию, ослабление, нейтрализацию ряда криминогенных фак­торов, детерминирующих транспортные преступления.

ГАИ контролирует исправность автомототранспорта и состояние дорог, поддерживает безопасный режим движения, контролирует допуск к управлению автомо-тотранспортными средствами лишь лиц, имеющих соот­ветствующую подготовку, применяет меры администра­тивно-правового воздействия к участникам дорожного движения, создающим аварийные ситуации, осуществ- ляет воспитательно-профилактическую работу среди участников дорожного движения, включая разбор с во­дительским составом, персоналом транспортных пред­приятий конкретных нарушении, обстоятельств, им спо­собствовавших, и возможных последствий.

Профилактические функции выполняют и внутренние войска МВД, которые наряду с охраной государствен­ных объектов, специальных грузов, мест лишения сво­боды оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка при проведении массо­вых общественно-политических, спортивных и иных ме­роприятий, принимают участие в пресечении наруше­ний общественного порядка массового характера.


Перечень в законе обязанностей внутренних войск МВД свидетельствует о том, что их действия направле­ны на предупреждение и пресечение наиболее опасных видов нарушений общественного порядка, влекущих особо тяжкие последствия (массовые беспорядки, груп­повые действия, грубо нарушающие общественный по­рядок; преступные действия, направленные на срыв ра­боты транспорта, предприятий; действия, дезорганизую­щие работу учреждений, исполняющих наказание, зах­ват воздушных судов, захват заложников и т. п.). Ох­рана общественного порядка внутренними войсками в местностях, объявленных на чрезвычайном положении, существенно сдерживает рост общеуголовной преступ­ности, обусловленный экстремальной ситуацией, ослаб­лением обычных форм социального контроля.

Органы внутренних дел располагают обширным массивом статистической отчетности о профилактиче­ской работе. Ее состояние и тенденции оцениваются в прогнозных и методических документах Штаба МВД. Проблемы совершенствования профилактики преступ­лений интенсивно разрабатываются во ВНИИ МВД РФ, Академии МВД РФ, других научных и учебных учреждениях системы органов внутренних дел. Теория и методика специальной профилактики являются пред­метом учебного курса в академии, высших школах и училищах, готовящих кадры для органов внутренних дел.


ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ВЗЯТКИ



Если вам нужна помощь в написании студенческих работ – вам помогут на сайте REFERAT.ML




В уголовном законодательстве с вымогательством взятки связываются суще­ственные уголовно-правовые последствия. Вымогательство значительно повышает общественную опасность получения взятки и личности виновного, потому является квалифицирующим признаком состава данного преступления и влечет по закону более строгую уголовную ответственность. Это видно из ст. 173 действующего У К РСФСР и ст. 290 нового УК Российской Федерации*. Вымогательство в законе названо в числе таких квалифицирующих признаков, как получение взятки по предварительному сговору или организованной группой лиц, неоднократно, в крупном размере. Вместе с тем в законе установлено, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки. Очевидно, что все эти нормы направлены на усиление борьбы со взяточничеством. Правильное понимание и применение закона должно отвечать этой цели. Между тем изучение судебной практики показывает, что еще нередки случаи, когда вымогатели взяток необо­снованно не привлекаются к строгой ответственности, а лица, давшие взятку в резуль­тате вымогательства, не освобождаются от уголовной ответственности. Все это происх^'''г вследствие разноречивого понимания в судебной практике и научной юридической литературе сущности вымогательства взятки и его последствий. Не­сомненно, такого рода ошибки недопустимы. Они должны рассматриваться как суще­ственные нарушения закона.


Движимые жаждой наживы, обогащения, должностные лица - взяткополучатели прибегают зачастую к самым разнообразным и изощренным (от завуалированных, замаскированных до открыто наглых, организованных) способам и формам воздействия на граждан с целью понудить их дать взятку. Коррупция и взяточничество парализуют нормальное функционирование органов власти и управления, формируют у граждан убеждение в том, что без взятки невозможно реализовать и защитить свои права, добиться правды и справедливости.

Известны значительные трудности в расследовании дел о взяточничестве, в разоблачении взяткополучателей, в преодолении круговой поруки, сговора между ними и взяткодателями. Поэтому необходимо решительно применять поощрительную норму об освобождении взяткодателя от уголовной ответственности в случае дачи им взятки в результате вымогательства. Это может значительно облегчить преодоление назван­ных трудностей.

В законе понятие вымогательства взятки не определено, что следует признать существенным его недочетом. Поэтому суды при рассмотрении конкретных дел руководствуются разъяснением вымогательства взятки, данным в постановлении Пленума Верховного суда СССР "О судебной практике по делам о взяточничестве" от 30 марта 1990 гЛ В п. 11 написано: "Вымогательство означает требование должно­стным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо постановление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов". Аналогичное разъяснение содержалось и в ранее принятых постановлениях Пленума по данной категории дел (в 1962 ^1977 гг.).

Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении конкретных уголовных дел одни суды следуют этому разъяснению, а другие - его не соблюдают. Вот лишь отдельные примеры. Ленинским народным судом г. Пензы Вашаев и Вилков были осуждены по ч. 2 ст. 173 УК РСФСР за получение взятки путем вымогательства и по предварительному сговору. Вашаев признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, по предварительному сговору с Вилковым путем вымогательства получил взятку. 18 октября 1992 г. во время несения патрульной службы Вилков остановил автомашину "Жигули", которой управлял Мешков, и отвел его к нахо­дившемуся в служебной автомашине Вашаеву. В результате проверки последний установил, что Мешков находится в состоянии алкогольного опьянения. Мешков стал просить не составлять протокола об административном правонарушении и предложил за это 5 тыс. руб. Вместо денег Вашаев потребовал передать ему дубленку и шифоньер, но потом он попросил только водку и, спустя четыре дня, 22 октября, после того, как Мешков передал Вашаеву и Вилкову 30 бутылок водки, не стал составлять протокол об административном правонарушении и возвратил Мешкову водительское удостоверение. Судебная коллегия по уголовным делам Пензенского областного суда оставила приговор без изменения. Президиум того же суда, рассмотрев дело по протесту заместителя председателя Верховного суда РФ, исключил из приговора квалифицирующий при.я^к получения взятки путем вымогательства. В обоснование своего решения Президиум дословно привел вышеуказанное разъяснение Пленума Верховного Суда СССР, хотя при этом и не сослался на него. Отметив, что Мешков совершил административное правонарушение (управляя автомашиной в состоянии алкогольного опьянения) и, чтобы уклониться от ответственности, сам предложил взятку. Президиум пришел к выводу: Вашаев не угрожал совершением действий, которые причинили бы ущерб законным интересам Мешкова, поэтому нет оснований считать, что Вашаев получил взятку путем вымогательства^.


Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ по такому же основанию исключила признак вымогательства взятки из приговора Верховного суда Калмыкии по делу Хахлинова, осужденного за то, что, будучи директором совхоза, получил от Гаджиева путем вымогательства взятку в сумме 26 тыс. руб. за восстановление его в должности старшего чабана. Коллегия отметила, что Гаджиев был обоснованно уволен с работы за систематическое нарушение трудовых обя­занностей. При таких обстоятельствах нельзя признать, что Гаджиев вынужден был дать взятку в связи с тем, что Хахлинов причинил ущерб его законным интересам. В соответствии с требованиями закона, вымогательство взятки означает получение ее должностным лицом в ситуации, когда оно своими действиями по службе поставило под угрозу правоохраняемые интересы взяткодателя, вынуждая его дать взятку для предотвращения вредных для него последствий^. В этом случае не указывается, какого именно закона, да и разъяснение Пленума не упомянуто.

Следует отметить, что в юридической литературе нет единого мнения по рассматриваемому здесь вопросу. Однако надо признать, что доминирует определение, данное в судебном разъяснении (хотя и не всегда есть ссылка на него), причем в подтверждение этой точки зрения доводы не приводятся. Так, Б.В. Здравомыслов в учебнике по уголовному праву после пересказа содержания указанного выше разъяснения Пленума утверждает: "Вместе с тем не будет вымогательства взятки в случаях, когда виновный требует взятку под угрозой совершить в отношении взяткодателя законные действия (передать материалы о совершенном преступлении в прокуратуру, уволить за неоднократные прогулы либо за несовершение в его пользу незаконных действий (например, за сокрытие недостачи материальных ценностей, прекращение уголовного дела при отсутствии к тому оснований)"^. Получается странная ситуация: вроде вымогательство есть (т.е. требование дать взятку под угрозой), но в то же время его и нет. Между тем в любом словаре русского языка мы прочитаем: вымогать (вымогательство) означает шантажом, угрозами добиваться чего-нибудь, а шантаж - это неблаговидные действия, угроза разоблачения, раз­глашения компрометирующих сведений с целью вымогательства, а также вообще угроза, запугивание чем-нибудь с целью создать выгодную для себя обстановку^. Никаких других признаков вымогательств, как видно, не указывается.

На наш взгляд, правильная точка зрения по этому вопросу высказана в курсе уголовного права. Она отличается от разъяснения вымогательства, данного Пленумом Верховного Суда СССР в постановлении 1962 г.: "С таким ограниченным пониманием вымогательства взятки вряд ли можно согласиться. Нельзя, например, признать законным (правоохраняемым) интересом стремление преступника избежать уголовной ответственности. Однако угроза привлечения к уголовной ответственности может явиться весьма действенным средством вымогательства взятки. Представляется, что привлечение в этих случаях должностного лица к ответственности по ч. 1 ст. 173 УК РСФСР было бы неоправданным игнорированием повышенной степени общественной опасности получения взятки, в данных условиях сопряженным с вымогательством"". К этому добавим, что такое решение ведет также к необоснованному неприменению нормы об освобождении от уголовной ответственности лица, давшего взятку в результате .- вымогательства.