ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.03.2019
Просмотров: 645
Скачиваний: 1
Более драматично происходил процесс присоединения к России Средней Азии, который действительно имел характер завоевания. Русские войска несли потери как в боях (особенно при взятии Кокандского ханства), так и в результате восстаний местного населения, а также из-за тяжелого для русских людей климата и отсутствия коммуникаций. Лишь вхождение киргизов в состав России было абсолютно мирным. Присягу на верность России вначале приняли иссык-кульские киргизы (в середине XIX века), затем чуйские, ошские и таласские (по названию местностей). Максимальных размеров территория Российской империи достигла к началу XX века (1914 г.), когда в ее состав входили земли Польши и Финляндии.
6. СССР как географический субъект мира
Если вам нужна помощь в написании студенческих работ – вам помогут на сайте REFERAT.ML
|
Важнейший отрезок в тысячелетней истории России связан с образованием Союза Советских Социалистических Республик и упрочением его геополитических позиций после Второй мировой войны. Советский период одни называют вершиной российской истории, другие — досадным недоразумением, деформировавшим процесс естественного стадиального развития российского общества. По-видимому, более взвешенная оценка семидесятилетней истории России, начиная с октября 1917 г., будет дана нашими потомками.
Несомненно, однако, что существование СССР как гигантского геополитического образования и поистине уникальной советской цивилизации постоянно будет будоражить воображение исследователей. Напомним лишь основные характеристики СССР как географического субъекта мира.
1. Союз Советских Социалистических Республик с территорией, равной 22,4 млн. км2, был величайшим государством нашей планеты. Его земли простирались с запада на восток от побережья Вислинского залива до мыса Дежнева на Чукотке и с севера на юг от мыса Челюскин до Кушки. (В Новой России эти координаты подверглись существенной коррекции лишь на юге: вместо Кушки самой южной оконечностью страны стал Дагестан.)
2. СССР стоял во главе социалистической формационной системы государств, на долю которых, по разным оценкам, приходилось от40до43% мирового промышленного производства. Это содружество играло колоссальную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики, а сам мировой порядок носил характер «биполярного», «столпами» которого были СССР и США. Супердержавный статус Советского Союза явился следствием его победы во Второй мировой войне и во многом базировался на силе ядерного оружия. Быстрое разрушение послевоенного порядка, распад Советского Союза, уменьшение роли военно-силовых факторов ставят Россию перед необходимостью заново определить свою роль в мире.
3. На территории СССР были сосредоточены колоссальные природные ресурсы (которые во многом достались «по наследству» России). Страна являлась единственным государством в мире, полностью обеспеченным всей номенклатурой сырьевых ресурсов, всеми элементами Периодической системы Менделеева. Согласно статистике ООН, СССР располагал около 20% всех топливно-энергетических ресурсов мира, в том числе 40% мировых запасов твердого топлива. Площадь континентального шельфа составляла около 6 млн. км2, 70% территории которого были перспективны для поисков углеводородного сырья.
4. Советский Союз представлял собой уникальное в своем роде объединение многих этнолингвистических семей народов (индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской и др.) и мировых религий. Есть много оснований утверждать, что такое объединение не было механическим набором этносов и конфессий, а было обусловлено всем ходом истории на огромном евразийском пространстве.
5. В СССР был создан крупнейший отряд инженеров и ученых, а советская наука не раз демонстрировала выдающиеся успехи на важнейших направлениях мирового научно-технического прогресса. Этот успех во многом базировался на едва ли не самой прогрессивной в мире системе всеобщего школьного образования.
7. Распад СССР и его последствия
Если вам нужна помощь в написании студенческих работ – вам помогут на сайте REFERAT.ML
|
Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.
В течение веков Россия представляла собой не просто государство, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным национальным возрождением народов.
Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:
1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного;
2) возникновению в новых суверенных странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;
3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;
4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;
5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов»;
6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав человека и т.п.
Глава II. Административно-территориальный портрет России.
1.
Административное устройство царской
России
Если вам нужна помощь в написании студенческих работ – вам помогут на сайте REFERAT.ML
|
Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или, как говорят, — установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований.
Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».
Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не которых случаях стан вытеснял волостное деление.
В ряде районов России долго сохранялось традиционное сложившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей, обусловленных в значительной степени несопоставимостью административного устройства отдельных территорий. Поэтому специалисты вынуждены делать это на основе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих тогдашнее, не всегда стройное административное деление страны.
Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать, вернее, не смогла отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.
В 1708 г. было создано 8 губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии — Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено — провинции.
Доставшееся советской власти в наследство от царской империи административно-территориальное деление в своих основных чертах было сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно теснее приблизить военно-полицейский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. При этом «екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему нормативным: территория с населением 300—400 тыс. душ считалась оптимальной для образования губернии, а с населением 20—30 тыс. душ мужского пола - для уезда.
Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деление, по существу, не имело отношения.
Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии — между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-территориальное деление стало выполнять и новые — «противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям.
Впрочем, несмотря на то что административная сетка царской России слабо увязывалась с процессами территориального разделения труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй», после внезапного распада СССР ряды сторонников старого губернского деления, не склонных преувеличивать важности учета в районировании национального [своеобразия территорий, резко пополнились.
2. Эволюция административного деления в СССР
Если вам нужна помощь в написании студенческих работ – вам помогут на сайте REFERAT.ML
|
Коренные преобразования административно-территориальной [сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В (качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления. Однако непоследовательность административно-территориальных преобразований, шараханье из одной крайности в другую (например, чередование тенденций объединения и дробления областей) позволяет говорить об отсутствии у большевиков четко продуманной политики в данной сфере.
Первый этап осуществления административно-территориальной реформы относится к 1917—1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых национальных образований, т.е., по существу, с демонтажем старого районирования в целом, «индифферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединившая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования.
Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти существовала общая Литовско-Белорусская республика, а на территории, занимаемой ныне Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика (поскольку казахов нередко называли киргизами со столицей в городе Оренбурге; что еще в 1919 г. была провозглашена Крымская советская республика в составе РСФСР, через два года преобразованная в автономную (при этом более половины населения этой республики составляли русские, около четверти — татары, остальные — украинцы, евреи, греки, болгары и другие народы).
Наряду с формированием новых национальных образований в 1917—1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из Саратовской — Царицынская и т.д.
Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте РСФСР появились:
1) Уральская область, включившая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет;
2) Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский округа;
3) Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;
4) Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;
5) Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;
6) Центральная черноземная область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также часть территорий соседних губерний;
7) Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний, а также некоторых соседних территорий;
8) Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;
9) Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область Коми;
10) Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;
11) Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний, Марийской и Вотской автономных областей, а также Чувашской автономной области;
12) Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;