Файл: Законность и правопорядок (Общая характеристика законности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Законность и правопорядок являются основой стабильной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех элементов его политической системы. Охватывая собственным действием самые значительные области человеческого общежития (публичную и частную), законность вносит в него некоторую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию человеческих интересов.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

1) в первую очередь, проводимыми в РФ реформами в области управления государством, в экономике, которые непосредственным образом затрагивают каждого гражданина, все организации на государственной и негосударственной основе;

2) во-вторых, сравнительно низким уровнем юридической культуры представителей органов государства;

3) в-третьих, необходимостью более широкого вовлечения каждого гражданина РФ в процессы, которые связаны с осуществление контроля правопорядка и юридической законности.

Знание соотношения и взаимодействия правопорядка и законности даст возможность более глубокого проникнуть в нормативные основы функционирования самого гражданского общества.

В качестве устойчивого явления жизни общества, законность возникает и образуется в условиях цивилизованного общества, которое может обеспечить реальное равенство граждан перед законодательством. Если говорить о правопорядке, следует отметить, что правопорядок – это, в первую очередь, устойчивость, организованность.

Таким образом, правопорядок определяет уровень систематизации отношений в обществе, признается антиподом анархии, хаосу, неорганизованности. Правопорядок – это не только цель, но и результат юридического опосредствования – реально действующий механизм общественных отношений.

Реформы изменили привычные представления граждан, подвели к пересмотру механизма правоотношений при производстве, распределении материальных благ, культурных и духовных ценностей. В условиях столь кардинальных перемен общественный кризис стал неминуемым. Значительно упали темпы развития экономики, оказались разбалансированы многие процессы управления, снизился уровень жизни граждан. Центробежные процессы начали угрожать общей целостности Российского государства. В данных условиях наиболее важных направлением политики государства в правовой сфере становится обеспечение должного уровня правопорядка и законности.


Проблема обеспечения должного уровня законности и правопорядка, как свидетельствует практика, носит комплексный характер. Это предполагает необходимость согласования усилий различных институтов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и граждан.

В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой – их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с практической реализацией законности и правопорядка на современном этапе развития.

Предмет исследования – взаимосвязь и соотношение законности и правопорядка.

Цель данной работы – комплексное исследование института законности и правопорядка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие, признаки и принципы законности;

- рассмотреть обеспечение и защита законности;

- исследовать понятие и признаки правопорядка;

- провести соотношение правового и общественного порядка;

- изучить взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины.

Методологическую основу составляют общенаучные и частные научные методы: анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, грамматический, исторический и сравнительно-правовой.

Структура данной работы весьма традиционна. Она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Общая характеристика законности

1.1 Понятие и признаки законности

В ст. 72 Конституции РФ установлено, что «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;


б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон»[1].

Законность выступает в качестве многопланового явления. Большое количество определений раскрывают разные аспекты законности: принцип деятельности органов государства, своеобразный политико-правовой режим жизни общества, а также строгое требование соблюдения законов.

Под законностью следует понимать строго и неуклонное соблюдение закона всеми органами государства, хозяйственными организациями и общественными объединениями, физическими и должностными лицами.[2]

Законность предполагает комплекс требований, за отступление от которых неизбежно наступает юридическая ответственность. По тому фактору, какова она (формальная, строгая и т.д.), можно говорить о состоянии режима законности.

В государстве с демократической основой все равны перед законом, в связи с этим все подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь демократии с законностью заключается также и в том, что законы, а также требования их соблюдения отражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь находится под непосредственным контролем народа.

Законность, в свою очередь, предназначена служить утверждению демократии. Она охраняет прав граждан демократического характера, права общественных объединений; обеспечивает приоритетное значение актов парламента; выступает в качестве гаранта соблюдения должных процедур в демократии, как в нормотворческой, так и в правоприменительной государственной деятельности.

Законность в качестве политико-правового режима государства на демократической основе определяет такой характер взаимоотношений государственных органов с населением, при котором поведение основывается на законодательной основе. Обязанность по соблюдению законов лежит на каждой из сторон. За неисполнение законов юридическая ответственность следует неотвратимо, вне зависимости от положения властвующего либо подвластного субъекта.

В правовой литературе имеются самые разные подходы к определению понятия законности. Самыми значимыми из них являются следующие.

В первую очередь, законность - это соблюдение и исполнение норм права всеми правовыми субъектами.

Во-вторых, это требование, принцип соблюдения норм права.

В-третьих, это метод руководства обществом со стороны государства.


В-четвертых, это особый правовой режим жизни общества.

Можно отметить, что это разные стороны законности, которые характеризуют данный феномен жизни общества. Выделяют также понятие законности в узком смысле как соблюдение законов должностными лицами и государственными органами.[3]

Разные подходы к пониманию исследуемой правовой категории обуславливаются отсутствием в современной правовой науке единой, базовой концепции законности.

Законность в обязательном порядке требует исполнения законов, но не только их. В том случае, если властный орган принимает нормативный акт подзаконного характера согласно закону, на его основе – и не выходит за пределы правовых полномочий, то это является одним из требований законности. При подобном положении дел законность предполагает соблюдения и исполнения также и нормативного акта подзаконного характера.

При помощи законов все вопросы нельзя решить, а все возникающие правоотношения невозможно урегулировать. Акты правительства, определенные инструкции и приказы ведомств сохранят собственное позитивное значение, если они не будут подменять закон, обходить его либо расходиться с ним. Подобное возможно в случае наведения должного порядка при разработке и принятии нормативных актов подзаконного характера, контроле над ними со стороны специально уполномоченных компетентных органов.[4]

Понимание содержания законности позволяет говорить о ее сущности как структурном образовании со сложной элементарной системой, при помощи которой в понятии законности обобщаются предметы, являющиеся носителями признаков исследуемого явлений. Главные признаки законности состоят в следующем:

1. Верховенство закона в отношении ко всем иным правовым актам. В правовом государстве закон имеет высшую юридическую силу. Он является главным, основополагающим регулятором отношений в обществе. Те отношения, которые по причине объективных условий должно быть в области правового воздействия, подлежат регулированию, обычно, законом. Акты подзаконного характера действуют только в том случае, когда определенные отношения на законодательном уровне не урегулированы. Вместе с тем, они подлежат изданию в строгом соответствии с действующем законодательством и основе закона.

2. Единство понимания и применения законов по всей территории их распространения. Законы выступают в качестве одинаковых требований в отношении всех субъектов, которые находятся в области временного и пространственного действия. Законы государства на федеративной основе обладают одинаковой силой на территории всех образований государства, которые входят в состав федерации.


Базовое понимание сущности и определенного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности специально уполномоченных компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительной сущности законов и проводит в жизнь заложенные в нем функции на регулятивной основе.

3. Одинаковая возможность всех граждан использовать защиту закона и их равная обязанность следовать их предписаниями (принцип равенства всех перед судом и законом). Иной эффективный режим законности в обществе возможен лишь в условиях равенства всех людей перед судом и законом. С одной стороны, правовые субъекты должны в полной мере исполнять возложенные на них обязанности и подчиняться законным требованиям. С иной стороны, государство обязано создавать все необходимые условия для практического осуществления законных прав и интересов иных граждан.

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы иных лиц. В условиях правового государства данное требование обладает принципиальным значением, так как свобода одного человека не подлежит реализации в ущерб свободе другого человека. Законодательство не допускает ущемление прав одних граждан за счет прав и интересов иных граждан государства.

5. Недопустимость противопоставления целесообразности и законности по той причине, что правовые законы имеют высшую целесообразность в обществе. В них максимальным образом отражены как социальные, так и индивидуальные интересы граждан.[5]

Целесообразность закона не может быть игнорирована житейской целесообразностью. Определенные должностные и физические лица оправдывают собственные противоправные действия индивидуальной и местной целесообразностью. Они считают, что в этих определенных условиях соблюдение закона является нецелесообразным, и совершают подмену субъективными неправомерными действиями, в точки зрения более необходимыми и полезными для этого случая.

6. Эффективная борьба и предотвращение правонарушений является важным требованием законности. Правовое государство образует необходимые политические, социальные, материальные и иные предпосылки для того, что предотвратить и пресечь правонарушения. Благоприятные условия жизни в материальной сфере, социальная защита населения, политическая стабильность в государстве, наличие справедливого законодательства образуют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, полицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.