Файл: Формы государственного устройства (ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеративное устройство значит сложное, составное. Основная причина формирования федеративных государств, большие территории (с помощью унитарной формы государственного устройства сложно контролировать большие территории).

Сейчас в мире насчитывают более 20 федеративных государств. Они располагаются по всему миру: в Европе (Россия, Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Сент-Китс, Невис); в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан); в Океании (Соединенные Штаты Микронезии, ПапуаНовая Гвинея); в Африке (Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Танзания); Австралия тоже является федерацией.

В науке также выделяют такую форму государственного устройства как конфедерация. Конфедерация это союз, объединение суверенных государств, которые, как правило, распадаются или переходят в федерацию. Государства, входящие в конфедерацию остаются суверенные (при желании могут всегда выйти). Конфедерация – временное устройство. Государства объединяются в конфедерации для достижения определенных экономических, военных, политических и других целей.

Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет конституции и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами.

Истории известна такая форма устройства государства, как империя.

Империя характеризуется тем, что под властью одного лица императора- объединены обширные территории с различным составом населения, различными национальными и территориальными образованиями.

Эти образования могут иметь неодинаковый статус, но все они подчинены императору, без права выхода из империи.

Создавались империи в основном путем завоевания чужих территорий. В отдельных случаях имело место добровольное присоединение народов к более социальному государству. Для Российской империи характерен и первый, но в большей степени второй путь.

Империя - настолько сложное и многоаспектное явление, что дать ей достаточно полное определение, включающее в себя все ее сущностные характеристики, представляется вряд ли возможным. Государственно-правовые признаки империи:

Во первых, империя есть государство во всех смыслах этого слова, имеющее много общего с другими формами государства. Она обладает всеми его элементами и признаками. В своем внешнем аспекте империя имеет свою территорию, над которой осуществляет суверенитет, что дает возможность отграничить сферу ее властвования от сферы власти других государств и противостоять им. Соответственно, над ней не существует и не может стоять иное охватывающие ее более высокое политическое целое. Во внутреннем отношении она обладает собственной верховной властью, государственным аппаратом, правовой системой, казной, сложной территориальной структурой .


Во-вторых, в отличие от других государств, которые являются формой существования отдельных наций и народов, империя часто выступает как государственно-территориальная форма локальной цивилизации, представляющий собой исторически-культурный тип, то есть такую общность наций и народов, которая занимает определенный географический ареал, имеет общую историю, традиции менталитет и другие.

В-третьих, империя-это всегда государство с большой территорией.

В-четвертых, территориальное пространство империи является неодинаковым, неоднородным как по своим этно-культурным и социально-экономическим свойствам, так и по политико-правовым качествам.

В-пятых, суверенный центр империи образует автономную единицу со своим особым статусом, при реализации имперской власти и управления.

В-шестых, империя всегда есть государство идеократическое, имеющее свою систему базовых ценностей, убеждений и религию.

В-седьмых, это особенности имперского суверенитета, находящее свое проявление в способах организации и легитимации верховной власти, а также распределение суверенных правомочий между верховной властью и периферийными образованиями.

Исходя из вышеперечисленных признаков можно сказать, что империя -это высшее состояние государства, имеющего идеократический характер, выступающего политико-правовой формой локальной цивилизации, сочетающего в своей территориальной организации различные принципы государственного устройства при стойкой тенденции к унитаризму, использующего непрямые способы контроля по отношению к входящим в его состав этнополитическим образованиям и основанного на безусловном духовно-идеологическом авторитете верховной имперской власти[7].

В современном государстве принято выделять еще один элемент формы государства - политический (государственный, государственно-правовой) режим. Под ним понимается совокупность путей, средств, методов, способов и приемов осуществления государственной власти, проявляемых непосредственно в ее действиях, конкретных актах властвования и характере общего воздействия на различные сферы и отрасли общественной жизни.

Некоторые авторы, однако, считают, что понятие формы государства должно включать в себя лишь форму правления и государственное устройство, а политический режим рассматривают как элемент, характеризующий внутренний, содержательный, сущностный аспект государственной деятельности.

Государственный режим выступает как реальное, фактическое проявление организации и осуществления государственной власти, процесс ее действительного функционирования. С точки зрения государственный режим может быть определен как фактический политико- правовой порядок осуществления государственной власти, организуемый и направляемый ее верховным носителем-сувереном.


Признаки политического режима (политический режим включает в себя такие признаки как):

- уровень участия народа в способах и механизмах формирования власти государства, а также сами способы такого формирования;

- соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

- гарантированность прав и свобод личности;

- характеристика действующих механизмов и способов осуществления власти в государстве;

- степень реализации политической власти непосредственно народом;

- действительное положение средств массовой информации, гласность в обществе и прозрачность работы государственного аппарата;

- место и роль негосударственных структур и организаций в политической системе общества;

- соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и тому подобных) при осуществлении политической деятельности;

- юридическое положение и политическая роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и другие);

- мера политического многообразия, в том числе многопартийности.

Государственный политический режим, как правило, подразделяют на два вида: демократический и антидемократический.

Демократические государственные режимы. Демократический режим. Демократия означает не только народовластие, а так же предполагает наличие равных условий между людьми. Однако в действительности не существуют таких государств, в которых весь народ осуществлял бы политическое управление и руководство страной. Это своеобразный идеал, к которому должны стремиться современные развитые и развивающиеся государства.

При демократическом режиме народ объявляется единственным источником государственной власти в стране. Высшие органы государственной власти выборные и сменяемые. Ответственность они соответственно несут перед народом и перед ним же отчитываются. Власть разделяется на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Права и свободы человека и гражданина политические, экономические, личные закреплены в конституции (и должны реально обеспечиваться). Только на основании закона человека могут лишить свободы или ограничить в правах. В демократическом государстве индивид должен быть защищен от беззакония, произвола и должен иметь возможность в действительности защитить в случае необходимости свои права и свободы, а также законные интересы личности от любых «покушений, в том числе различных государственных органов и должностных лиц».


Антидемократические государственные режимы. При антидемократическом режиме граждане значительно ограничены в правах и свободах. Как правило, отсутствуют оппозиционные партии. Так же характерной чертой является сильная исполнительная власть. Глава государства или глава правительства имеет огромные властные полномочия. Парламент и другие государственные органы имеют формальный характер.

Антидемократический режим подразделяется на две разновидности (две формы): авторитарный и тоталитарный.

Тоталитарный режим. Общие характерные черты, присущие всем формам тоталитаризма. При тоталитарном режиме государство контролирует все сферы общественной жизни. Человек должен полностью подчиняться власти и идеологии, исповедующиеся в этом государстве. Наиболее опасной формой (разновидностью) тоталитарного режима является фашизм.

Авторитарный режим. Это что-то среднее между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим более мягкий, щадящий, чем тоталитарный, но более жесткий, чем демократический.

Авторитарный режим – это государственное и политическое устройство общества, в котором вся политическая власть общества принадлежит и осуществляется определенным субъектом. Им может быть: класс, элитная группа, партия и иные.

При тоталитаризме, государство старается контролировать все сферы общественной жизни. В авторитарном же режиме допускается наличие социальных сфер.

При тоталитарном режиме террор направлен по отношению к противникам. В авторитарном он направлен против оппозиции (т.е. направлен на предотвращение ее возникновения).

К авторитарному относят тиранический и деспотический режимы.

Деспотический – это режим, при котором в руках главы государства (деспота) сосредоточена абсолютная, неограниченная власть. Этому режиму характерны следующие черты: полное подчинение деспоту подданных, их полное бесправие; карательная, жестокая политика по отношению к народу.

Тиранический режим – так же как и деспотический режим основан на единоличном правлении, но главное отличие состоит в том, что власть тирана устанавливается насильственным, захватническим путем. Законы как и при деспотии фактически не работают. Таким образом, в заключении хотелось бы сделать вывод, о том, что форма государства имеет тесную связь с государственной властью.

1.2 Государственное устройства как элемент формы государства

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов на своей определённой территории. Государство имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию, особый механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - это самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.


«Среди ученых теоретиков государства и права никогда не было ни в прошлом ни в настоящем времени, общих взглядов, идей и единства мнений по поводу процесса возникновения и происхождения государства и права»[8]. История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Все выше перечисленные явления в современной юридической теории принято объединять в один термин – форма государственного устройства.

Понятие «государственное устройства» используется в научной литературе в двух значениях: в широком и узком. В широком – в качестве синонима понятия « государственный строй», которое выступает как обобщающее определение сущности, содержания и формы государства и отражает всю « совокупность общественно – политических отношений, выражающих наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействия в механизме организации и функционирования государства»[9]. Использование данного термина в широком смысле в большей степени распространено в неюридической литературе, среди философов, историков и представителей иных общественных наук. Основа такого понимания заложена еще в работах В.И. Ленина, который фактически отождествлял указанные понятия.

Однако в настоящее время в юридической литературе чаще всего термин «государственное устройства» употребляется в узком смысле. Им характеризуется один из элементов формы государства, а именно территориальная организация государства и государственной власти, а также определяется характер отношений государства в целом с его составными территориальными частями (субъектами федерации, автономными образованиями, административно – территориальными единицами)[10].

По мнению В.Е. Чиркина, использование данного термина существует лишь в силу преемственности[11]. В советский период звучали предложения отказаться от принятого узкого употребления термина «государственное устройство», а использовать его в точном соответствии с филологическим значением как равнозначного термину «государственный строй».