Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие классификация прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Основные классификация прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина.
II Понятие гарантий прав и свобод человека и гражданина
2.1. Основные гарантии прав и свобод человека и гражданина.
2.1 Понятие гарантий прав и свобод личности
2.3 Российская правовая политика в сфере гарантирования и охраны прав и свобод личности
Приведенные выше дефиниции правовой политики сближает тот факт, что их авторы признают ее направленность на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, видят в правовой политике деятельность по оптимизации использования юридических средств в достижении социально обусловленных, полезных целей. Сказанное актуализирует охрану и защиту прав, свобод и законных интересов участников правоотношений в качестве не только основного объекта осуществления правовой политики, но и ее средства.
Надлежащая гарантированность исследуемых форм дозволений является не только целью правовой политики, показателем эффективности ее осуществления, но и средством осуществления задач, стоящих перед механизмом правового регулирования и правовой политикой в целом.
В связи с этим О. Ю. Рыбаков верно пишет, что целью и главным критерием эффективности правовой политики являются правовой статус и социально-экономическое положение личности. В широком смысле он определяет правовую политику как деятельность прежде всего государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающую формирование системы идей, целей, мер и способов, обеспечивающую функционирование и воспроизводство правового механизма, основанного на Конституции РФ, нормах международного права, направленную на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями.
Несколько позднее О.Ю. Рыбаков прямо утверждал, что, «если правовая политика способствует созданию правового государства, она служит делу защиты прав и свобод личности».
Вместе с тем тот факт, что права, свободы и законные интересы не только личности, но и любых других участников правоотношений являются целью правовой политики, не может не актуализировать постановку вопроса о необходимости соответствующей правовой политики в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов.
«Правовая политика» – понятие в известном смысле собирательное, характеризующее определенный вид государственной деятельности. Осуществляться же она может в различных сферах. Так, в зависимости от сферы реализации она может подразделяться на законодательную, исполнительную, судебную, прокурорскую, нотариальную, наградную, дисциплинарную и др. О сложности структуры правовой политики говорит и то, что она существует на нескольких уровнях (международном; на уровне СНГ; общефедеральном; в федеральном округе; в субъектах РФ; муниципальном; локальном), которые взаимодействуют между собой.
Говоря о правовой политике в сфере защиты прав и свобод личности, О. Ю. Рыбаков выделяет в ней следующие составляющие: доктринальную, организационно-формальную и перспективно-преобразовательную.
Под доктринальной составляющей он понимает комплекс концепций, учений, идей, ценностей, ориентиров правового бытия личности и их выражение в виде программы конкретных действий. Организационно-формальная составляющая – это все то, что позволяет суммировать и непосредственно реализовывать в политико-правовой действительности потребности и интересы личности. Это конкретные формы, виды, приоритеты правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности. Перспективно-преобразовательная составляющая заключается в аккумулировании и воспроизводстве наиболее эффективных, значимых, перспективных направлений прав и свобод.
К принципам осуществления правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности О. Ю. Рыбаков относит: 1) соответствие этой политики взаимосвязанным интересам личности, семьи, государства и общества; 2) стратегическую направленность на развитие гуманистически ориентированного законодательства; 3) связь с идеями и духом конституционализма; 4) использование государственного воздействия, осуществляемого исключительно на основе права; 5) открытость.
Выделяемые принципы, бесспорно, концентрируют сущность правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности, фокусируют приоритеты ее регулятивного воздействия на общественные отношения. Вместе с тем вряд ли можно утверждать, что перечисленные принципы можно отнести только к правовой политике в сфере охраны и защиты прав и свобод участников правоотношений. По нашему мнению, они скорее присущи правовой политике в целом, нежели специфической ее разновидности в сфере охраны и защиты исследуемых форм дозволений.
Учитывая значительное количество государственных и негосударственных структур, призванных обеспечивать права, свободы и законные интересы участников правоотношений, считаем целесообразным дифференцированное отношение к позиции О. Ю. Рыбакова о выделении различных форм реализации соответствующей правовой политики. Так, можно согласиться с тем, что правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности имеет следующие формы: правозащитную, правотворческую, правоприменительную, надзорно-контрольную и др.
О.Ю. Рыбаков верно отмечает, что виды правовой политики в целом являются структурообразующим элементом для направлений правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности. Однако можно считать не в полной мере обоснованным тезис о том, что к видам правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности следует относить конституционно-правовую, уголовно-правовую, гражданско-правовую, финансово-правовую, процессуальную и другую правовую политику.
Тот факт, что отмеченные виды правовой политики (как и правовая политика в целом, выступая в качестве важнейшей разновидности деятельности государства) направлены на защиту прав и свобод личности, – вполне объяснимое явление, потому что любая правовая политика направлена на создание эффективного механизма правового регулирования, призванного содействовать реализации целесообразных интересов всех участников правоотношений, использует юридические средства, которые должны нейтрализовать препятствия, стоящие на пути реализации субъектом своих интересов, основанных на праве.
Тем не менее отмеченное не дает оснований считать, что уголовно-правовая, конституционно-правовая и иные виды политики, имея собственные цели, задачи и приоритеты, являются разновидностями правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.
Следуя избранной в контексте исследования логике, заключим от обратного: правовая политика в сфере защиты прав человека является разновидностью конституционно-правовой политики государства. Обобщения, изложенные О.Ю. Рыбаковым, как нам кажется, требуют иной аргументации.
Правовая политика в сфере защиты прав, свобод и законных интересов – деятельность, которая включает различные направления и способы осуществления. Отмеченный факт объясняет позицию некоторых ученых относительно возможности выделения самостоятельных видов правовой политики в рамках исследуемого для них якобы родового понятия. Вместе с тем это может привести к искусственной подмене предмета, на котором фокусируется регулятивный потенциал правовой политики, и, обобщений ради, трансформировать метод осуществления соответствующего направления государственной деятельности.
Бесспорно, правовая политика в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов теснейшим образом связана и с конституционно-правовой, и с гражданско-правовой, и с другими разновидностями правовой политики. Вместе с тем каждая из отмеченных разновидностей правовой политики имеет свои предмет и метод регулирования, свои цели и приоритетные направления деятельности.
Так, правовая политика в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов призвана способствовать созданию эффективного механизма гарантий обозначенных форм дозволений, оптимизации удовлетворения законных интересов в целях недопустимости реализации одного правомерного стремления в ущерб другому.
Конституционно-правовая политика, не абстрагируясь (что вполне понятно) от охраны и защиты прав, свобод и законных интересов участников правоотношений, в качестве основного приоритета своей деятельности должна ставить разработку стратегии и тактики использования конституционно-правовых средств в разрешении различных задач, в том числе обеспечения механизмов реализации правомерных стремлений граждан.
Подобно тому, как предмет и метод правового регулирования служат основанием выделения самостоятельных отраслей права, предмет правовой политики как особой разновидности деятельности государственных и негосударственных органов и методы ее осуществления являются основанием выделения соответствующих видов правовой политики.
Правовая политика ставит своей целью систематизировать работу с имеющимися разновидностями дозволений путем совершенствования механизмов их охраны и защиты, то целесообразнее говорить о двух самостоятельных видах правовой политики: 1) в сфере охраны и защиты прав и свобод; 2) в сфере осуществления законных интересов.
Тем не менее правовая политика в сфере охраны и защиты всех форм дозволений предполагает системное совершенствование деятельности по обеспечению каждого из них: права, свободы и законного интереса. В связи с этим направления осуществления правовой политики в данной сфере могут быть представлены в виде системы с соответствующими подвидами комплексной государственной деятельности.
Следует отметить, что правовая политика – это, бесспорно, важнейшая разновидность соответствующей деятельности государства. Вместе с тем «правовая политика» и «государственная политика» не тождественные понятия.
Несмотря на то что основным субъектом осуществления правовой политики выступает государство, среди иных субъектов можно назвать муниципальные органы власти, негосударственные организации, фонды, общественные объединения и т. д. Задача государства как субъекта осуществления правовой политики – умело скоординировать усилия перечисленных субъектов в достижении общих целей.
Государственная политика – это основа и соответствующая методологическая призма координации всех субъектов реализации правовой политики, в том числе самого государства, в осуществлении единой деятельности, основанной на праве. Государственная политика не всегда может быть правовой, не всегда может опираться на усилия широкого состава участников. Вместе с тем соответствующая государственная политика – залог успешного осуществления политики правовой.
Любая разновидность правовой политики – это комплексная и достаточно разнородная деятельность. Так, права, свободы и законные интересы пронизывают различные сферы общественных отношений, наполняют специфическим содержанием отрасли права. Права, свободы, законные интересы могут быть политическими, социально-экономическими, культурными и т. д.
В связи с этим отметим, что исследуемая нами разновидность правовой политики призвана обобщать юридическую практику, накопленную в различных сферах, учитывать специфику правового регулирования отраслей права. К примеру, А.П. Александрова, анализируя защиту социально-экономических прав и свобод, констатировала, что подобная деятельность включает в себя социальную защиту, защиту трудовых правоотношений, защиту молодежи и несовершеннолетних, защиту от безработицы и т. д..
Таким образом, правовую политику в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов следует определить как планомерную, системную и научно обоснованную деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений по созданию эффективного механизма юридического обеспечения всех форм дозволений.
Сказанное имеет достаточно много общего с определением правовой политики в сфере дозволений, предложенным К.Е. Игнатенковой. Она отмечает, что правовую политику в сфере дозволений можно определить как самостоятельное и в то же время взаимосогласованное с иными направление деятельности государственных и муниципальных органов по выстраиванию сбалансированной общедозволительной регулятивной системы, имеющее в своей основе предоставление субъектам права выбора варианта поведения в очерченных законом рамках, базирующееся на принципах активности, самостоятельности, добровольности действий адресатов правовых норм, заинтересованности в их результатах, включающее элемент императивности в целях защиты публичного интереса, а также предотвращения злоупотребления правами.
Следует подчеркнуть, что данная деятельность тесно связана с иными видами и направлениями правовой политики, нацелена на создание и использование юридической практики по обеспечению реализации прав, свобод и законных интересов, в качестве основного приоритета имеет гарантирование оптимального осуществления правомерных стремлений участников правоотношений.
Правовая политика в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов имеет следующие приоритеты и задачи.
- Правовая политика призвана всемерно способствовать тому, чтобы обеспечительным механизмам прав, свобод и законных интересов уделялось равное внимание. Отмеченные дозволения – качественно разнородные способы правового регулирования, и именно их нетождественность объясняет недопустимость определения второстепенной роли какому-либо из обозначенных средств. Этот смысл вкладывается в словосочетание «равное внимание». На сегодняшний день говорить о надлежащем обращении с такими правовыми инструментами, как свободы и законные интересы, к сожалению, не приходится.
- Правовую политику в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов следует теснейшим образом связывать с иными разновидностями правовой политики как комплексной деятельности государства. Оптимизации обеспечительного механизма дозволений способствуют уголовно-правовые, гражданско-правовые, конституционно-правовые и другие средства, в комплексе представляющие собой единую систему эффективно функционирующих государственных структур, реализующих общие стратегические цели.
- При реализации исследуемой разновидности правовой политики не следует забывать о доктринальной ее составляющей. Системная и научная деятельность субъектов, ее осуществляющих, должна опираться на разработанную концепцию как субъективных прав, так и свобод и законных интересов. Законодатель должен если не строго определить, то, по крайней мере, пояснить смысл, который он вкладывает в данные категории. В настоящее время правоприменитель вряд ли сможет вычленить отличия субъективных прав от свобод, указать на то, какова специфика защиты свободы по сравнению с правом. Аналогична ситуация с законными интересами, которые, к сожалению, ассоциируются с тем, что «субъективное право не представляет» и что должно удовлетворяться лишь совместно с соответствующим правом, не имея самостоятельного значения.
- Остро необходимы пояснения относительно того, какую разницу законодатель видит в охране и защите гарантируемых объектов; что представляют собой употребляемые законодателем конструкции «режим охраны», «способы охраны» и т. д. Сказанное позволит разрешить достаточно жаркие споры среди теоретиков права и четко объяснить то, какие существуют гарантии охраны прав, свобод и законных интересов и что конкретно гарантирует их охрана.
- Правовая политика, направленная на оптимизацию использования существующих форм дозволений, должна активнее использовать ресурс позитивного ограничения и негативного стимулирования. Сложившаяся практика свидетельствует о том, что субъекты как правотворческого, так и правоприменительного процессов, моделируя результат правового воздействия на общественные отношения, опираются на неполную картину стимулов и ограничений, получаемую в результате использования соответствующего юридического инструментария. Любой стимул позитивно ограничивает, и любое ограничение негативно стимулирует. Отмеченный эффект использования стимулирующих и ограничивающих средств обладает значительным потенциалом, который в настоящее время используется не в полной мере.
- В процессе координации деятельности соответствующих государственных и негосударственных структур необходимо учитывать, что защита прав, свобод и законных интересов – это реакция на возникновение конкретных препятствий на пути осуществления последних. В силу сказанного процедурная сторона защиты призвана быть адекватно оптимизированной в соответствии с обстоятельствами, не усложняя изначально процедуру принятия требуемого правоприменительного либо иного акта, разрешающего коллизионную ситуацию.