Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Понятие классификация прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм защиты прав, свобод и законных интересов в своем функционировании должен предполагать участие разнообразных структур гражданского общества, негосударственных элементов. Отдавая должное судебной защите дозволений, нельзя умалять способность общества отстаивать правомерные стремления своих членов иными способами, которые должны получить соответствующее законодательное закрепление и государственные гарантии.

7. Несмотря на то что механизм функционирования судебной власти совершенствуется достаточно длительный период времени, анализ практики работы судебных инстанций всех уровней свидетельствует о явной пробельности в разрешении вопросов, связанных с защитой законных интересов. Не очевидна и специфика защиты свобод, которые тем не менее обобщают значительное количество правомерных стремлений участников правоотношений.

В какой-то степени сложившаяся ситуация объясняется двумя основными причинами: нежеланием судебных органов вникать в ситуации, которые прямо не выходят за рамки нормируемых правом отношений, и низкой правовой культурой граждан, зачастую игнорирующих случаи прямого нарушения своих законных интересов. Однако ситуация требует разрешения.

Особо следует остановиться на правовой политике в сфере охраны и защиты законных интересов. Можно подчеркнуть, что осуществление правовой политики в современном обществе и реализация законных интересов участников правоотношений – два взаимосвязанных процесса. Данная взаимосвязь проявляется:

    1. в создании механизма правового регулирования, призванного содействовать реализации целесообразных интересов всех участников правоотношений;
    2. использовании юридических средств, которые должны нейтрализовать препятствия, стоящие на пути реализации субъектом своих интересов, основанных на праве;
    3. необходимости действенного управления процессами правового развития конкретной страны, повышении степени упорядоченности юридического бытия, чего невозможно добиться без учета разнородных законных интересов, существующих в обществе.

Что касается приоритетов правовой политики в области охраны и защиты законных интересов, то основной из них заключается в выработке критериев оптимальной защиты одних законных интересов без ущерба другим охраняемым законом стремлениям участников правоотношений.

Не каждый законный интерес может и должен реализоваться в результате действий субъекта правоотношений. Это естественно настолько, насколько и само право, будучи совокупностью воль членов одного общества, в то же время не способно абсолютно полностью удовлетворить интересы всех и каждого. Право – это компромисс между свободой субъектов и необходимостью жить в организованном обществе, подчиняющемся единым и целесообразным установкам. Примерно та же ситуация с законными интересами. Они – атрибут определенной деятельности участника правоотношений, изменяющийся в зависимости от многих факторов и обстоятельств. Это не противоречащие праву стремления, без которых немыслимо существование гражданского общества и которые определяют характер тех или иных поступков лиц, находящихся в сфере действия права. Однако государство, будучи призванным обеспечивать интересы всего общества, не всегда должно потакать законным интересам каждого.


Можно отметить, что вряд ли возможно защитить один законный интерес, не ущемив другой. Данная ситуация в корне отличается от механизма защиты прав и свобод граждан, когда защита права предполагает устранение препятствий, вызванных, как правило, неправомерными действиями третьих лиц. В любом случае, защищая право либо свободу, нарушить аналогичное правомочие другого лица невозможно, если защита осуществляется правомерными способами.

С законными интересами дело обстоит иначе. Защищая один законный интерес, не нарушить другой попросту нельзя, поскольку правомерное стремление одного лица упирается в не менее правомерное стремление другого лица. Сказанное достаточно часто приводит к банальной ситуации, когда защищается тот законный интерес, о котором быстрее заявили.

Именно подобное развитие ситуаций требует разработку определенных критериев целесообразности удовлетворения одних законных интересов на фоне существования множества других. Понятно, что подобные критерии будут иметь достаточно условный характер и зависеть от тех факторов и обстоятельств, которые способствуют реализации каждого конкретного правомерного стремления.

В итоге можно прийти к тому, что гарантировать реализацию всех законных интересов не представляется возможным.

Помимо сказанного, правовая политика в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов должна содействовать законодательному закреплению механизмов гарантирования дозволений различных категорий граждан. Это позволит перевести правовые режимы охраны прав, свобод и законных интересов в плоскость реального времени, адаптировать последние к сложившимся социальным реалиям. К примеру, повышенного внимания со стороны законодателя требует правовое обеспечение (включающее как охрану, так и защиту) прав и законных интересов инвалидов, несовершеннолетних, потерпевших от преступлений.

Так, в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отмечается, что, по данным статистики, ежегодно каждый 10-й житель России становится жертвой того или иного преступления и в соответствии с установленным порядком признается потерпевшим. Однако в докладе подчеркивается, что «лица, признанные потерпевшими, крайне редко обращаются за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Логических объяснений этому феномену немало. Ясно, например, что нарушение прав потерпевших сплошь и рядом носит латентный характер и соответственно далеко не всегда осознается самими потерпевшими. Вместе с тем беглый анализ действующего законодательства, призванного защитить права потерпевших, позволяет говорить о его недостаточной эффективности».


Ситуация, аналогичная обозначенной выше, касается и многих других категорий граждан, эффективно обеспечить права, свободы и законные интересы которых соответствующими юридическими инструментами – первоочередная задача субъектов охраны и защиты в данной области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права и свободы человека – это те универсальные правовые ценности, для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в области охраны прав личности. В настоящее время в мире существует много средств, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Однако права личности пока еще часто нарушаются, а способы их защиты не всегда достаточно эффективны, так как не акцентированы именно на защите. Вот почему возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся методов и средств, но и создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права личности – чем больше таких институтов, тем эффективнее обеспечение прав человека в современном мире.

К середине XX в. в связи с развитием правового и социального государства появилась необходимость гарантирования прав и свобод всех граждан независимо от имущественного положения и какого-либо, кроме возрастного, ценза. Основные права и свободы человека перестали быть чисто внутренним делом государства. Обеспечение всей совокупности прав и свобод человека – не внутреннее дело государств, а их обязательство по Уставу ООН, международным пактам, конвенциям.

Обеспечение прав человека осуществляется как во внутригосударственном законодательстве, так и на уровне международного сообщества. Конституция РФ устанавливает, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Основной механизм такого обращения установлен Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Итак, права, свободы и законные интересы – мощнейшие средства специально-юридического воздействия на общественные отношения. Для того чтобы полноценно использовать их регулятивный потенциал, участникам правоотношений необходимо предоставить надлежащие гарантии их осуществления, что предполагает соответствующую деятельность в сфере их охраны и защиты.


Отмеченная деятельность включает в себя системные научные усилия различных субъектов – государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, иных структур гражданского общества в целях оптимальной и адекватной социальным реалиям координации обозначенных процессов.

Таким образом, обусловливается необходимость проведения именно правовой политики в сфере охраны и защиты прав, свобод и законных интересов участников правоотношений, которая для всестороннего, полномасштабного воздействия на общественные отношения должна эффективно задействовать все формы своей реализации, среди которых целесообразно выделять правотворческую, правоприменительную, правоинтерпретационную, доктринальную и правообучающую.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН) // Правовая система Консультант плюс.
  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Правовая система Консультант плюс
  3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 года // Правовая система Консультант плюс
  4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года // Правовая система Консультант плюс
  5. О полиции Федеральный закон №3-ФЗ от 07.декабря 2011 года. // Правовая система Консультант плюс
  6. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений: В 2 т. Т. 1. – М., 2004. – 477 с.
  7. Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод: общетеоретический анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Казань, 2008. – 26 с.
  8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2011. – 356 с.
  9. Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2006. 210 с.
  10. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. – Ростов н/Д, 2004. – 210 с.
  11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. – М., 2011. – 380 с.
  12. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. – 2000. – Ноябрь. – С. 28-38.
  13. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – Саратов, 2006. – 268 с.
  14. Нерсесянц В.С. Правовое государство: концепция и пути реализации. – М., 2006. – 99 с.
  15. Новгородцев П.И. История новой философии права (немецкие учения XIX в.): Лекции. – М., 2009. – 109 с.
  16. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 2009. – 399 с.
  17. Общая теория права: Курс лекций. – Нижний Новгород, 2008. – 832 с.
  18. Рыбаков О.Ю. Личность. Права и свободы. Правовая политика. – М., 2011. – 203 с.
  19. Рыбаков О.Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. – Владивосток, 2010. – С. 30-37.