Файл: Понятие государства (Признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Дискуссия о понятии, сущности и роли государства в обществе идет полным ходом в научном сообществе на протяжении тысячелетий, с античных времен. На это есть ряд причин. Во-первых, обозначенная тема не теряет актуальности в разных слоях общества, от политических и научных элит до низшей социальной прослойки. Во-вторых, государство играет определяющую роль в жизни людей с рождения и до смерти, на протяжении всей их жизни. В-третьих, повышенный интерес вызывает сложное устройство государственного аппарата, а также зависимость изменений в обществе от изменений разной степени радикальности в этом самом аппарате.

Актуальность темы исследования определяется отсутствием окончательных выводов касательно предпочтительной модели государственного устройства, отвечающей запросам непрерывно развивающегося и видоизменяющегося гражданского общества. Кроме этого, в мире существует множество разных по организации, урегулированности и упорядоченности моделей общественных отношений. Для каждой из этих моделей характерны определенные системы управления обществом — социальная власть — и определенные системы регулирования межличностных отношений между людьми, — социальные нормы.

Постоянное развитие общества, научный и социальный прогресс требуют своевременного пересмотра этих систем для того, чтобы они продолжали отвечать своей первоначальной цели, — работать на общественное благо, а не препятствовать социальному взаимодействию. Для этого и необходимо государство, обеспечивающее исполнение существующих социальных норм и своевременную корректировку или внедрение новых через систему институтов управления обществом, — аппарата государственной власти.

Объект исследования — понятие и сущность государства, исторические сложившиеся типы и формы государства.

Целью данной курсовой работы является общая характеристика сущности и социального назначения государства.

Обозначенные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

  • раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;
  • рассмотреть основные признаки государства;
  • определить типологию и форму российского государства.

Объектом исследования является государство как социально-правовой институт.

Предметом исследования является социальное назначение государства.


Теоретическую основу данной курсовой работы составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также учебная и научная юридическая литература.

Методологическая основа работы представлена системой общенаучных и частнонаучных методов познания исследуемого вопроса.

Для достижения обозначенной цели и реализации поставленных задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, а также специально-юридические методы исследования: сравнительно-правовой, документальный, метод анализа и толкования правовых актов.

Глава 1. Понятие государства

1.1. Понятие и сущность государства

Государство есть достояние народа, а народ… соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Цицерон.

Как только общество пришло к формированию государств, лучшие умы стали задаваться вопросом о понятии и сущности явления, скрывающегося за этим термином. Философы Древней Греции, Рима, Китая, — все выдвигали свои концепции и строили теории, объясняющие модель общественного регулирования. Споры на эту тему в научных кругах продолжались тысячелетиями и не утихают по сегодняшний день.

«Что такое государство? — вопрошал в начале ХХ века российский государствовед А. Паршин, — вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».[1]


«Практические деятели» правы, рассуждая о том, что общественную государственную жизнь невозможно рассматривать отдельно от метаморфоз времени, вне постоянно меняющегося контекста. Отсутствие четкого понимания структуры государства не мешает его существованию и функционированию на протяжении определенного времени, пока не начнет заметно снижаться уровень государственной слаженности и эффективности.

Примеры подобного управления имели место быть на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации, один из последних и ярчайших по своей наглядности и плачевности для общества и государственного аппарата, как такового, — СССР, прекративший свое существование почти тридцать лет назад. Последствия мы наблюдаем по сей день как в России, так и, особенно остро, на территории бывших союзных республик.

Это подтверждает высказывание упомянутого выше А. Паршина о том, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное, квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно берут верх над эмпирическим подходом к нему и знаниям о нем.

Сложность и многогранность государственного устройства, а также разница в восприятии одних и тех же государственно-правовых явлений разными социальными группами и отдельными индивидами являются серьезной преградой для точного и простого определения понятия государства.

Кроме того, стоит обратить внимание на замечание австралийского юриста Г. Кельзена: «Трудности в определении понятия «государства» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления». [2]

Во-первых, сущность государства может быть рассмотрена с юридической точки зрения. Государство может быть представлено как юридическое лицо, правовой феномен или своеобразная корпорация. При этом, от коммерческих корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

Во-вторых, понятие государство может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте его следует рассматривать как «социологическую общность», «социальную реальность, существующую независимо от ее правого порядка и правовой реальности».

Фактически, замечает Кельзен, «не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражало то, что называется социологическим государством».


В-третьих, государство может рассматриваться как живой, «естественный организм». Этот подход подразумевает восприятие его как некую «форму социальной биологии».

Кельзен — не первый, кто придерживается такого взгляда относительно понятия государства. И до него подобные выводы делали сторонники так называемой «органической теории государства», — Платон и Аристотель — в античности, Гоббс, Спиноза, Руссо — в дальнейшем.

И, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система права», как «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».

Как отмечал австралийский юрист, государство представляет собой политическую организацию в первую очередь потому, что оно определяет «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».

Таким образом, множественность интерпретации и субъективность восприятия термина «государство» учеными и авторами разных эпох обусловлены прежде всего сложностью и неоднозначностью природы государства как социального явления.

Научные деятели, обобщая вышесказанное, сходятся во мнении, что государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть и регулирование в обществе.[3]

Тысячелетиями оставаясь важнейшим компонентом общественно-политической жизни, государство отличалось от других социальных институтов и организаций своими специфическими признаками. Именно через их изучение возможно наиболее полное и объективное понимание государственного устройства в разных странах мира.

Важнейший из таких признаков — это наличие у государства публичной политической власти.

Безусловно, механизм власти существовал и в догосударственном обществе, однако та власть была непосредственно общественной, то есть исходила из конкретной действующей ячейки общества, например, рода или племени. Властными полномочиями были наделены не стоящие над обществом люди, а его полноправные члены, наравне с другими участвующие в его повседневной жизни, их нельзя назвать профессиональными политиками.

Можно выделить следующие отличительные черты публичной государственной власти:

  • публичная политическая власть представляет общественные интересы и выступает от имени общества, находясь «над» ним.
  • Чиновники, профессиональные управленцы, состоящие на государственной службе — реальное воплощение публичной государственной власти. Их общественная роль — не производство материальных и духовных благ, а создание наилучших условий для этого путем управления социальными и политическими процессами. Они могут быть избраны или назначены на свою должность, получить ее путем наследования или замещения.
  • Государственные органы власти имеют в своем распоряжении экономические, организационные и прочие ресурсы, используемые для достижения поставленных целей.
  • Авторитет государственной власти в глазах общества, политическое и правовое сознание населения, управленческие технологии, государственное принуждение — неотъемлемые механизмы реализации государственной власти.

Упомянутый в последнем пункте аппарат принуждения также относится к основным признакам государства. В него входят силовые структуры, вооруженные силы, службы разведки и безопасности, службы приставов и исполнения наказаний.

Понятия «государство» и «право» неразрывно связаны между собой. Их объединяет социальная среда, территория, экономическая основа и политическая природа, социальное назначение, равнозначное нравственно-духовное содержание. Эта взаимосвязь проявляется как на сущностно-понятийном уровне, так и в системно-структурном аспекте.

Исторически сложилось таким образом, что государство и право стали неотделимыми друг от друга понятиями. При любых режимах, любых формах государственного устройства, общественные отношения регулируются через устанавливаемые правовые нормы. Характер взаимодействия права и государства постоянен и многогранен.

Государство принимает непосредственное участие в правотворческом процессе, оформляет волю населения в правовые акты, обеспечивает правоприменение вплоть до принуждения.

Право же оформляет государство в юридическом аспекте, устанавливает систему органов государственной власти, очерчивает их компетенцию, обеспечивает права и свободы граждан, то есть легитимизирует власть.

Кельзен считает, что государство как юридический феномен предполагает, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». А значит, государство, как и индивидуум, «в своем поведении и действиях связано правом».

Государственный суверенитет — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних, неотъемлемый политико-правовой признак государства.

Независимость государственной власти выражается в исключительном и монопольном его праве на любую установленную законом деятельность как внутри самого государства, так и на международной арене.

Верховенство государственной власти во внутренней политике означает:

  • Универсальность государственной власти, распространяющейся на все население, политические и общественные организации и иные учреждения, функционирующие на его территории.
  • Наличие у государственной власти особых механизмов воздействия, ставящих ее над прочими организациями и учреждениями внутри страны.
  • Уникальность властных полномочий государственной власти, позволяющую ее органам ограничивать любое другое проявление общественной власти, нарушающей законы государства.