Файл: Понятие государства (Признаки государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разделение населения по территориальным единицам также стоит отнести к основным признакам государства. Это отличает его от первобытного общественного порядка, где власть распределялась по кровнородственному признаку, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду, племени или племенному союзу, за которыми зачастую не была закреплена какая-либо определенная территория. Государственная же власть распространяется в строгой зависимости от территориального признака, то есть, области проживания группы людей. Само государство имеет четко обозначенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а проживающее там население идентифицируется особым образом, в зависимости от государственной модели. Так, при монархическом строе, население идентифицируется как подданные, а при республиканском, — как граждане.

Государство защищает свою территорию и граждан, вне зависимости от того, находятся они в его пределах или нет. Принципы целостности и неприкосновенности территории гарантируют ее целостность и предотвращают насильственную аннексию или отторжение ее части. Посягательство на территориальную целостность государства извне квалифицируются как акты прямой агрессии, от кого бы они ни исходили. Каждое государство имеет право на защиту своей территории и обязуется оберегать проживающих на ней граждан.

Именно организация населения по территориальному признаку положила начало не только возникновению государств, но и формированию отдельных стран. Поэтому с этой точки зрения понятия «государство» и «страна» во многом можно назвать тождественными.

К основополагающим признакам государства необходимо также отнести встроенные финансовые институты. Система налогов и займов позволяет содержать растущий государственный аппарат и выполнять социальные функции. Для этого государством, не производящим самим по себе материальных благ, вводятся различные налоги, пошлины и другие денежные сборы, формируется бюджет.

Изначально бюджет существовал в виде казны и использовался для обеспечения армии, чиновников, зависимой от государства части торгового сектора. В последствии на него легли другие нагрузки в виде социальной политики: образовательные, культурные, медицинские, спортивные и другие программы, осуществляемые на государственные деньги.

Налоги, собираемые с физических и юридических лиц, и сейчас остаются важнейшим звеном формирования государственного бюджета.

Порядок взимания налогов и пошлин устанавливается законом и закрепляется в нормативно-правовых актах. Налоговое право, представляющее на сегодняшний день отдельную ветвь, представлено отдельным сводом законов. Так, в Российской Федерации это — налоговый кодекс. Своевременная и полная уплата налогов преподносится как неотъемлемая конституционная обязанность граждан, а уклонение от их уплаты — жестко преследуется по закону.


«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», — это закреплено, в статье 57 Конституции Российской Федерации[4].

Сбором налогов и организацией государственных займов в каждом государстве занимаются специальные органы. Законодательная база регулирует их деятельность и определяет размеры, вид и порядок взимания налогов.

Отдельная категория признаков государства — символика и атрибутика. В каждом государстве есть свои памятные даты, гимн, флаг, закрепленные нормы официального поведения, формы приветствия и общения людей друг с другом и другие традиции. Они обычно наглядны, кратко изложены, экспрессивны и легко воспроизводимы. Вместе с вышеуказанными признаками они позволяют провести ощутимую грань между государственной организацией с одной стороны и негосударственными с другой.

Сущность государства — один из фундаментальных вопросов юридической науки. Ответ на него требует глубокого изучения широкого спектра вопросов: проблемы понимания государства и права, взаимоотношений человека, общества и государства и других.

Раскрытие сущности государства требуется производить поэтапно: сначала — как самостоятельного политико-правового явления, затем — как сложной социально-обусловленной конструкции.

Власть — это сущность государства как самостоятельного явления, она прежде и устойчивее всего определяет его содержание, назначение и функционирование. Государственная власть не абстрактна, в ней сочетаются сила и воля населения. Сила выражается через государственные институты, а воля населения — в правовых нормах, устанавливаемых государством. Таким образом, сущность государства — это легитимная и подкрепленная органами государственного аппарата власть.

Парадокс государства заключается в том, что оно является одновременно и производной общества, и его регулятором, оставаясь его частью. Такой сложный социальный механизм подразумевает множество подходов к изучению его сущности, в зависимости от тех или иных аспектов.

Проживающие в государстве люди могут быть сгруппированы по разным признакам. Выделим общество как социальную организацию, население как совокупность граждан, а также отдельного человека. У каждой из этих групп к государству особые требования.

Для общества важна сила и стабильность государственной власти, ее возможность обеспечить социальное равновесие. Это позволит развиваться гражданским институтам, а значит, и всему обществу.


Население же требует от власти экономического роста, надежного правопорядка, охраны общественной безопасности. Ему важно четко знать, кому принадлежит власть, чьи интересы она отстаивает, какие механизмы воздействия на нее есть. Демократический строй предполагает прямое участие население в формировании государственного аппарата через институт выборов, референдумов, опросов и других форм общественного волеизъявления. Также население наделено правом объединения в политические партии, профсоюзы. Это объединяет людей с общими интересами и целями, упрощая их достижение.

Индивидууму важно соблюдение социальных условий, в которых он за счет самореализации сможет достичь личного и семейного благополучия. Ему важны личная безопасность и наличие социальной перспективы. Чем лучше развито общество, чем выше его общее благосостояние, тем сильнее потребность человека в защите его прав и свобод.

В развитых странах государство работает с общественными конфликтами не через насилие и подавление, как это было раньше, а через нахождение и достижение социального компромисса. Защита общесоциальных интересов, пришедших на смену классовой борьбе прошлых столетий, предполагает тесное взаимодействие зачастую противоборствующих ранее сил.

1.2. Понятие государства как конституционно-правового института

В принципе государство – институт политический. Термин «государство» достаточно многозначен в русском языке, а если принять во внимание языки других стран (это приходится принимать во внимание, коль скоро мы имеем дело с иностранным правом), то многозначность его еще более возрастает, ибо, например, английское слово «state», французское «Etat», немецкое «Staat», испанское «Estado», румынское «stat», польское «panstwo», венгерское «allam» и др., переводимые в словарях как «государство», не всегда в точности совпадают с соответствующим значением русского термина. Выше мы уже приводили пример с термином «нация», который в ряде случаев означает по-русски именно «государство».

В обыденной речи, да и в некоторых специальных контекстах (например, в международном праве) «государство» часто выступает синонимом понятию «страна». Марксисты понимают «государство» как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. По-разному понимается «государство» и в конституциях зарубежных стран.

Так, ч. 1 ст. 1 Испанской конституции 1978 года гласит: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм».


В данном случае «государство» представляет собой не что иное, как определенную форму (или определенный способ) организации общества, которая характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления политической власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти и во всяком случае обеспечиваются им.

В ст. 97 той же Конституции, между прочим, сказано, что «Правительство руководит... обороной государства». Очевидно, что в данном контексте речь идет о государстве как стране, хотя не исключается и понимание данного термина, изложенное выше. Этот термин может обозначать и систему высших органов власти в совокупности со всем избирательным корпусом, как, например, в ст. 149, определяющей исключительную компетенцию государства, в которую не могут вторгаться, в частности, органы региональных автономных сообществ, составляющих Испанию.

Очевидно, что в данном случае компетенция государства – это полномочия, осуществляемые высшими (центральными) органами государства и их агентами на местах, а также избирательным корпусом путем референдума.

Как отмечалось, в тех случаях, когда Испанская конституция говорит о всей системе органов власти, включая и местное самоуправление, она пользуется термином «публичные власти».

Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года определяет государство как федерацию, штаты и муниципии (ст. 3, часть первая), то есть имеет в виду всю систему власти, включая ее территориальную структуру. Само же государственно организованное общество обозначается как нация (см., например, ст. 26, части первую и вторую).

А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции 1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как демократическая республика и как федеративное государство, далее повсеместно пользуется терминами «Федерация», «земля», «община».

Все эти примеры, число коих можно было бы значительно умножить, свидетельствуют, что когда мы говорим о государстве как субъекте конституционного права, то очень ясно должны представлять себе, что имеем в виду, – значение данного термина в конкретном случае.[5]

Поэтому оговорим, что в настоящей главе под государством понимаем совокупность органов власти, действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами и т.п.) вкупе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества с законодательной автономией. Строго говоря, субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат – в переводе «государство»), и автономные территориальные сообщества, которые никогда не являются государствами, – все они суть государственные, точнее – государствоподобные, образования.


Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов, делают его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы.

Так, деятельность государственных органов в сфере регулирования экономики неизбежно затрагивает интересы конкретных корпораций и иных частных лиц, которые в результате выполнения государственных предписаний могут нести существенные материальные потери, однако в целом государственное регулирование имеет целью создание наиболее благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов по удовлетворению социальных потребностей, по крайней мере, для ограждения общества от возможного вреда от этой деятельности.

Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направления деятельности государственных органов и учреждений. Современному демократическому государству присущи следующие основные функции.

Политическая функция заключается в обеспечении единства нации и должных условий деятельности политических и иных общественных институтов. Реализуя эту функцию, государственные органы стремятся в рамках закона предотвратить возникновение деструктивных общественных явлений или максимально нейтрализовать их последствия.

Эти явления могут выступать в качестве социального протеста или защиты групповых интересов (забастовки, беспорядки и т.п.) и как акты преступного характера, связанные с насилием и нанесением ущерба интересам общества, государства и отдельных лиц (общеуголовная преступность, политический терроризм и т.п.). Регулируя политическую сферу общественной жизни, государство определяет «правила игры» политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил. Политическими средствами государство обеспечивает внешнюю безопасность общества.

Возрастает значение и усложняется содержание экономической функции государства. Обычно данная функция выступает в форме регулирования экономических отношений, но порой включает и структурные воздействия (например, национализацию и приватизацию). Государство стремится создать благоприятные условия для хозяйствующих субъектов на внешнем рынке.