Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
К первой группе очередности относятся: выплаты заработной платы и платежи, приравненные к ней; платежи и взносы по государственному и социальному страхованию и социальному обеспечению; платежи в государственный бюджет РФ. Во вторую группу включаются: платежи за товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги; платежи на завершение расчетов по зачетам взаимных требований; платежи из прибыли, взносы амортизационных отчислений и других собственных средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта. Третью группу очередности составляет уплата неустоек (штрафов, пеней) за невыполнение договорных и иных обязательств. К четвертой группе относятся платежи по банковским ссудам, не вошедшие в первую и вторую группу платежей. Пятая группа включает все другие платежи. Платежи в пределах одной группы (в первой группе - в указанной в ней последовательности) производятся в порядке календарного поступления расчётных документов или в порядке наступления срока платежа.
Кроме того предприятия имеют право использовать остаток денег на своих счетах на неотложные нужды в размерах, не превышающих 5% среднедневных поступлений за предшествующий квартал. По ходатайству клиента, когда деньги на расчётный счет поступают не ежедневно, а периодически, банк вправе оставлять на неотложные нужды средства за весь период сразу.
При полном отсутствии поступлений в течение какого-либо периода клиент имеет право использовать неполученные средства на неотложные нужды в следующем периоде. В тоже время по заявлению хозяйствующего органа неиспользованные средства за истекший период могут быть оставлены для использования в последующем.
2. Формы безналичных расчётов.
2.1 Развития форм безналичных расчётов.
Безналичные расчёты проводятся на основании расчётных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота. В зависимости от вида расчётных документов, способа платежа и организации документооборота в банке у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчётов: расчёты платежными поручениями, аккредитивную форму расчётов, расчёты чеками, расчёты платёжными требованиями-поручениями, зачёт взаимных требований, расчёты пластиковыми карточками.
Формы расчётов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договорённостями).
Развитие форм безналичных расчётов в России.
1921-1930 гг. |
1930-1932 гг. |
… |
1987-1992 гг. |
1992-1999 гг. |
2002-по настоящее время |
1. Расчёты чеками |
|
1. Инкассовая (акцептная) форма расчётов |
1. Расчёты платежными поручениями |
1. Расчеты платежными поручениями |
|
2. Расчёты в порядке банковских переводов |
2. Аккредитивная форма расчётов |
2. Аккредитивная форма расчётов |
2. Расчёты плановыми платежами |
2. Аккредитивная форма расчетов |
|
3. Расчёты с использованием векселей |
3. Расчёты по особым счетам |
3. Расчёты платежными поручениями |
3. Аккредитивная форма расчётов |
3. Расчетами чеками |
|
4. Расчёты чеками |
4. Расчёты плановыми платежами |
4. Расчёты чеками |
4. Инкассовая форма расчетов |
||
5. Банковские переводы |
5. Расчёты чеками |
5. Расчёты платежными требованиями-поручениями |
|||
6. Расчёты в порядке зачёта взаимных требований. |
6. Расчёты в порядке зачёта взаимных требований |
Разнообразие применяемых форм расчётов и принципы выбора той или иной формы расчётов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.
Выбор формы расчётов в основном определяется:
- характером хозяйственных связей между контрагентами;
- особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;
- местонахождением сторон сделки;
- способом транспортировки грузов;
- финансовым положением юридических лиц.
Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам
ведения расчётов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчётов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.
2.2 Аккредитивная форма расчётов.
Сфера применения аккредитивной формы расчётов недостаточно широка, её удельный вес в структуре форм безналичных расчётов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчётов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счёт средств, предварительно депонированных на счёте, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платёж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.
Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк – банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счёт «Аккредитивы».
В соответствии с Положением о безналичных расчётах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
- отзывные или безотзывные.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка эмитента (рис.1).
1
Поставщик
Покупатель
2
8
5
6
4
3
Банк поставщика
Банк покупателя
7
Рис.1 Аккредитивная форма расчётов с предварительным депонированием средств.
1 – заключение договора о расчётах с использованием аккредитивной формы расчётов с предварительным депонированием средств на отдельном счёте в банке; 2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счёта покупателя; 3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счёт «Аккредитивы»; 4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 – поставка товара (оказание услуг); 6 – расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счёта «Аккредитивы» и зачисление средств на счёт поставщика; 7 – сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя; 8 – сообщение покупателю об использовании аккредитива.
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый
(гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента (рис.2).
1
Поставщик
Поставщик
2
8
6
4
5
3
Поставщик
Поставщик
7
Рис.2 Аккредитивная форма расчётов с использованием банковской гарантии:
1 – заключение договора о расчётах с использованием аккредитивной формы расчётов с предоставлением банком покупателя гарантии платежа; 2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счёту «Гарантии и поручительства банка»; 3 – сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счёту; 4 – сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 – поставка товара (оказание услуг); 6 – расчётные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика и осуществляется зачисление средств на счёт поставщика; 7 – дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счёта покупателя, при отсутствии средств на счёте покупателя банк предоставляет плательщику кредит; 8 – сообщение покупателю о списании средств со счёта.
Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт. Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.
В России аккредитив может быть предназначен для расчётов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.
Использование аккредитивов в международных расчётах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.
Срок действия и порядок расчётов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.
Открытие банком-эмитентом гарантированных аккредитивов осуществляется по
договоренности с покупателем и в соответствии с условиями корреспондентских отношений с другим банком. Выплаты по аккредитиву производятся в течение срока его действия, установленного в договоре сторон.
При аккредитивной форме расчётов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчётов: продукция оплачивается после её отгрузки; оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива; плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора; аккредитив открывается за счёт средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной аккредитивной формы расчётов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчётов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несёт дополнительные затраты по хранению.
2.3 Современные формы безналичных расчётов.
Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчёты в форме платёжных карточек, содержащих зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществить платежи и получить наличные деньги.
Платёжная карточка представляет собой пластиковую пластинку с нанесённой магнитной полосой или встроенным микропроцессором (смарт-карты), дающей ключ к специальному карточному счёту в банке.
Магнитные карточки содержат в себе магнитную полосу (как правило, на обратной стороне карты), которая предназначена для хранения информации, считывающейся специальным устройством. Магнитная полоса содержит в себе сведения (обычно около 100 байтов информации) о фамилии и имени пользователя, сроке её действия, номер карточного счёта в банке, ПИН-код (секретный личный код владельца) для идентификации клиента.
Варианты использования банковских пластиковых карточек зависят от цели и места их применения. Если владелец карты желает в любое удобное для него время получить наличные деньги, он обращается к помощи банкомата: вставляет в него карточку, набирает свой ПИН-код и после осуществления авторизации дает команду выдать необходимое количество денежных средств.
При обслуживании клиентов в торговых предприятиях и сервисных организациях пользователь карточки передает её работнику данной фирмы (продавцу, кассиру, официанту и т.д), который должен вставить её в импринтер (обрабатывающее контрольно-кассовое устройство), распечатать три экземпляра счёта (слипа), передав их для подписания клиенту. Один слип остается у покупателя товара (пользователя услуг), второй – у продавца, а третий направляется в компанию (банк), выпустивший карточку в обращение. Поступивший в банк слип является основанием для перечисления указанной в нем суммы со счёта держателя карты на счёт организации, его обслужившей.