Файл: Теории происхождения государства (Множественность теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной мной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно понять процессы, происходящие в том или ином государстве, если не знать, каким образом оно исторически формировалось. Курсовая работа на тему «Теории происхождения государства» выбрана и написана на основании заданий контрольных работ по дисциплине «Теория государства и права».

Цели курсовой работы:

1. Целью работы является изучение основных теорий происхождения государства, закрепление навыков самостоятельного анализа по тематике курсовой работы по дисциплине «Теория государства и права»

2. Сформировать способности к обобщению данных практической

деятельности в сфере государства и права, в частности понятия и видов теорий происхождения государства.

3. Развить умение формирования теоретического обобщения и практических выводов.

Задача курсовой работы: - изучить и изложить анализ по вышеуказанной тематике, исследовать условия зарождения явлений, тенденций и стадий их последующего развития, а также детальное рассмотрение основных теорий происхождения государства, достоинства и недостатки теорий, представителей выдвигаемых теорий.

Данная Курсовая работа разделена на этапы (задачи) решения поставленной задачи.

1-й этап – это обзор существующих теоретических аспектов по Теориям происхождения государства.

2-й этап – это исследование в первой главе теоретических аспектов, достоинства и недостатки существующих теорий.

3-й этап включает в себя обобщение информации вытекающее из содержания настоящей курсовой работы на тему: «Теории происхождения государства».

Начиная с глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Причиной этого является то, что каждый из нас является гражданином, относится к определенному государству, подчиняется правовой системе данного государства.

Итак, государство – это основной институт политической системы классового общества организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования антагонистических классов.

Теории происхождения государства – это теории, объясняющие смысл и характер изменений процесса, причины возникновения государства их условия. Теории входят в предмет исследования науки — теория государства и права.


Теория государства и права в настоящее время представляет совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования как государства, так и права. Данная дисциплина имеет свои специфические черты, она использует свои собственные задачи, методы исследования. [1]

Условия возникновения государства в последние века известны, поскольку сохранились исторические источники возникновения таких государств. Их можно проанализировать относительно возникновения новых суверенных государств после распада Советского Союза. Более сложный вопрос — возникновение государства в «доисторический» период, в условиях родового общества, поскольку очень мало сохранилось письменных источников, где объясняются причины и условия ее возникновения. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. В связи с этим в науке возникло несколько теорий об историческом происхождении государства. [5]

Множественность этих теорий, которые мы рассмотрим в 1 главе данной курсовой работы, объясняется различными историческими и социальными условиями в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

1. Основные теории происхождения государства

Современность не отличается от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, и противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное другим качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. [2]

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.

Вне всякого сомнения, что и сегодня найдется немало ученых, в том числе и в юридической среде, которые до сих пор занимают сугубо традиционные позиции, стремясь позитивно изложить взгляды Энгельса на происхождение государства. Перед нами как раз тот случай, когда отказ от критического преодоления устаревших знаний приводит к отказу от поиска нового знания. Подобная позиция была в какой-то мере оправдана в период монопольного господства в нашей стране одной официально признанной государственной идеологии. С ее крушением после распада СССР она выглядит явным архаизмом, все еще сохраняющимся в силу научной инерции и нежелания замечать новые очевидные достижения в смежных с юриспруденцией науках. Современные учебники теории государства и права содержат в основном 9-10 теорий возникновения государства и права. [7]


Патриархальная теория происхождения государства - III в. до н.э.

Согласно этой теории, государство произошло из большой семьи, а публичная власть из власти отца. Основоположники этой теории – Платон, Аристотель, Конфуций

Аристотель называл человека политическим животным, которое вступает в отношения с людьми с целью выживания. Происходит образование семей. Развитие этих семей в результате размножения приводит к созданию поселков, их объединения образуют государство.

Конфуций считал, что император хотя и является «сыном неба», обязан проявляет заботу о своих подданных, также как и отец проявляет заботу о своих детях. При этом управление семьей-государством должно строится на добродетелях, заботы и уважения старших. На основании этих принципов в России возник принцип партикуляризма – это вера в «царя-батюшку», который сможет разрешить любую проблему народа. Плюсом этой теории заключается в уважительном отношении к государственной власти, а минус – это отсутствие других факторов, которые влияли на происхождение государства. Партер в переводе – это отец, поэтому эту теорию еще называют Патерналистской теорией происхождения государства. [8]

Филмер, Михайловский также являются представителями этой теории. Согласно их мнению, люди склонны к объединению, общению и образованию семьи. В процессе дальнейшего развития семья разрастается и происходит слияние объединение нескольких семей в один социальный институт – государство.

Сочинение Филмера «Патриарх» было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Филмера обратили внимание на несуразность многих её положений. Например, из теории Филмера следовало, что монархов должно было бы быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия.

Патриархальная теория обосновывала монархические формы правления. Отец обязан, заботится о членах своей семьи, а дети должны без разговоров подчинятся и исполнять волю своего отца.

Действительно процесс образования древнего государства скорее всего происходил с небольших структуры подобных семье, но представители данной теории очень упрощают процесс образования государства, где семья меняется на государство, отец на монарха, дети на подданных. [10

Теологическая теория XII-XIII вв.

Теологическая довольно многоаспектная теория, что, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Яркие представители этой теории Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен.


По мнению представителей Теологической теории, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей, поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. [2]

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали их престиж, способствовали утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.

Органическая теория происхождения государства XIX век

Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Появление дарвинизма (теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. [4]

Герберт Спенсер – яркий представитель этой теории считал, что государство – это часть природы. Также как и животное государство развивается, эволюционирует, умирает, при этом биологические инстинкты преобладают над социальными законами. Также как и в природе государство усложняется интегрирует с другими частями, в обществе выживает наиболее приспособленный организм. При этом Спенсер считал, что главная задача государства – это не поглощение друг друга, а служение членам общества.

Согласно представителям этой теории государство является продуктом социальной эволюции. Государство рассматривается как большой живой организм. Государство рассматривается как орган, который обладает более высоким статусом и ролью в общественных отношениях. Также как и в биологической эволюции, в социальной эволюции также существует борьба за существование и естественный отбор, в результате которого государства совершенствуются, усложняются, прогрессируют. Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. [5]


Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.

Ряд других социологов также придерживаются органической теории происхождения государства: Шеффле говорил, что экономика в государстве, как обмен веществ в живом организме, Лилиендельд считал, что правительство – это мозг, а торговля кровь в живом организме.[9]

Договорная теория происхождения государства XVII-XVIII вв.

Яркие представители этой теории: Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Теория договорного происхождения государства (естественно-правовая) также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. [4]

Согласно этой теории, государство возникает в процессе заключения общественного договора, по которому люди сами ограничивают себя в правах и передают часть полномочий по управлению, правосудию государству, а государство должно в свою очередь выражать интересы народа и защищать его права.

В основу теории естественного права положен тезис о том, что государству предшествовало естественное состояние людей. Оно представлялось авторам теории неоднозначным. Т. Гоббс считал, что в естественном состоянии происходит «война всех против всех». Ж.-Ж. Руссо, наоборот, рисовал радужную картину свободы и равенства. Однако все они рассматривали государство как продукт человеческой деятельности и стремления людей к выживанию. Ростов

В трудах мыслителей XVII-XVIII веков Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. эта теория получила полное свое развитие.

Договорившись о создании государства, люди либо передают правителю часть своих прирожденных прав, чтобы потом получить их из его рук (один вариант трактовки происхождения государства), либо договариваются о сохранении своих естественных прав (другой вариант). В любом случае предусматривается обеспечение прав и свобод человека в рамках государства. [3]

Томас Гоббс считал, что до возникновения государства люди жили в состоянии «человек человеку волк», «состояние войны против всех», когда не было общих правил, власти, закона, справедливости, свободы, каждый имеет право делать все, что хочет делать. Гоббс называл это очень ужасным состоянием общества. Первоначально все люди равны, все люди стремятся к богатству, готовы убить друг друга, находятся в состоянии войны со всеми окружающими. Но вскоре в человеческом обществе пробуждается разум, и люди решили собраться и подписать единый естественный закон, который бы привел их всех к состоянию мира и компромисса. На основании естественного закона, который ограничивал людей в естественных правах, люди заключили договор об учреждении государства, по которому власть передают государству. А государство должно управлять населением к общему благу народа. [8]