Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
1) степень общественной опасности;
2) размер причиненного ущерба;
3) значимость охраняемого правом отношения;
4) способ, время и место совершения правонарушения;
5) личность правонарушителя;
6) мера установленной санкции за совершенное деяние.
Согласно УК РФ гл.3 ст.14
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
2.3.Проступок
Вторым видом правонарушения являются проступки. Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.
Проступки различают по видам отношений, в которые они вносят нарушение порядка, и по видам взысканий, которые за них применяются:
- Административный проступок. В соответствии со ст. 10 Кодекса об административном правонарушении административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, правонарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушение общественного порядка и т.д. За совершение административных правонарушений могут применяться предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом об административных правонарушениях.
- Следующим видом проступка является дисциплинарный. Дисциплинарным проступком называется нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Кодексом законов о труде предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или перевод на низшую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специиальными положениями. Дисциплинарное взыскание применяется администрацией предприятия, учреждения, организации не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) — один год.
- Гражданские правонарушения – причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав. Гражданские правонарушения влекут применение таких санкций, как возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права или исполнение невыполненной обязанности, а также других правоотношение санкций. Особым видом правонарушений является создание противоправного состояния — самовольное вселение или строительство, удержание чужой вещи, заключение противозаконной сделки, издание незаконного акта, нарушающего права граждан или возлагающего на них, не предусмотренные законом обязанности и т.д. Эти и аналогичные правонарушение влекут применение правоустановленных санкций. Нормы, определяющие составы правонарушений и санкция за их совершение, называются запретительными нормами. Они предусматривают действия, которые право стремится не урегулировать, а предупредить и пресечь. В сущности, запреты адресованы не любому и каждому, а тем лицам, которые склонны к совершению противоправным деяниям и воздерживаются от них из боязни санкций. Поэтому в Уголовном Кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях в других нормативных актах многие запреты обозначаются не как предписание, а как указание на наказуемость определенных деяний («заведомо незаконный арест – наказывается…», «умышленное убийство наказывается…», «за нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания…»).
По способам охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные и штрафные, карательные.
Правовосстановительными санкциями определяются возмещение имущественного вреда, ущерба (гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность рабочих и служащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а также непосредственное принуждение, применяемое государственным аппаратом для реализации новых обязанностей и пресечения противоправных состояний (выселение, изъятие, принудительное исполнение и др.). Законодательством не ограничено число правовосстановительных санкций, применяемых для устранения последствий правонарушения, поскольку предел их реализации — восстановление нарушенных прав, исполнение невыполненных обязанностей, ликвидация противоправного состояния.
Штрафные, карательные санкции применяются за проступки (дисциплинарные или административные взыскания) или за преступления (уголовные наказания). Эти санкции, рассчитанные на применение с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя, имеют по части определенный характер, определяя либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер, либо их пределы. При применении штрафных, карательных санкций за несколько правонарушений общим правилом является поглощение (полностью или частично) менее строгого наказания более строгим. Применение штрафных, карательных санкций рождает состояние наказания (судимость, наличие дисциплинарного или административного взыскания).
Понятия права, правонарушения и санкции прочно связаны по той причине, что одна из главных задач права — защита общества от вредных или опасных деяний. Право потому и обеспечивается государственным принуждением, что его существование обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер. Поэтому любая правовая система содержит определения правонарушений и санкций за их совершение.
Общепризнанным принципом наказания за преступление является принцип законности или правовой обоснованности, по которому правонарушением признается деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.
Важным принципом определения составов правонарушений и санкций является соразмерность преступления (проступка) и наказания (взыскания). Этот принцип сложился в противовес практике устрашающих жестоких наказаний за все вообще правонарушения, свойственной средневековью.
Международными пунктами запрещены наказания жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство, присуще человеческой личности «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства» [12]. Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, что должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения. Если, например, грабеж, или разбой, караются так же или даже строже, чем убийство, то человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем юридически стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности означает необходимость дифференциации и согласованности наказаний и взысканий за разные по степени опасности и вредности правонарушения.
Запрещать можно только деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса, и пресеченье с помощью мер государственного принуждения. В противном случае затерты будут безнаказанно нарушаться, что приведет к падению влияния закона и государства. Запретов не должно быть чрезмерно много, в общественном сознании существует некоторый порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерное множество запретов приведет к тому, что среди запретов, без которых можно было бы обойтись, улетучатся действительно необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много - практически невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно безнаказанно нарушать. По той же причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно строгой санкцией. Если одинаково строго наказываются разные по степени вредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула, избегать более опасные деяния. Кроме того чрезмерно строгие наказания могу вызывать сочувствие общества к наказанному, породить широкое недоверие к справедливости законодателя, равно как и чрезмерно частое число смягчения наказаний судами.
- Материальные проступки – правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации, в которой правонарушитель находится на службе (порча инструментов, недостача материальных ценностей, их неправильное хранение др.).
- Финансовые проступки – правонарушения в области сбора и распределения денежных ресурсов государства (сокрытие налогов, нарушение финансовой отчетности, правил ведения кассовых операций и др.).
- Семейные проступки – правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания и воспитания детей и др.).
- Конституционные проступки – это нарушения, выражающиеся в издании государственными органами таких нормативных актов, которые противоречат Конституции.
- Процессуальные проступки – это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождение юридического дела в правоприменительном органе. Примером такого проступка может быть неявка свидетеля по вызову следователя, прокурора, суда, за что может последовать наложение штрафа, или неявка подсудимого в суд, являющаяся основанием изменения меры пресечения на более строгую.
Глава 3. Состав правонарушения
По своему составу правонарушение - сложное системное образование. Состав правонарушения как правовое понятие раскрывает эту сложную структуру. Как указал Конституционный Суд РФ, наличие состава правонарушения является необходимым основанием для всех видов юридической ответственности, при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности[13].
Норма, содержащая состав правонарушения, представляет собой общее правило, под которое нужно подвести совершенное деяние. Это общее правило определяется в решении по конкретному делу и представляет собой заключение в виде приговора суда по уголовному делу, решения суда по гражданскому делу, протокола по административному правонарушению, приказа руководителя организации, учреждения по результатам административного расследования и т.д. Понятие состава правонарушения помогает на практике определить, имеется или отсутствует правонарушение в конкретном поведении того или иного субъекта права. Состав правонарушения включает четыре составляющих: объект, субъект, объективную и субъективную стороны. Если хотя бы один из этих элементов будет отсутствовать, не будет и самого факта правонарушения.
- Объект правонарушения – это круг общественных отношений, регулируемых и охраняемых правом, в котором произошло деяние, причинившее этим отношением вред. Любое правонарушение, даже если оно и не нанесло существенных вредных последствий, наносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию, вносит беспорядок в регламентирующие правом отношения. Особенно вредны правонарушения, оставшиеся безнаказанными. Выделяют общий, родовой и непосредственный объекты правонарушений. Общий объект - это общественные отношения, охраняемые конкретно правом, а не другими социальными нормами. Родовой объект представляет собой группу схожих общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Родовой объект правонарушения, вследствии, конкретизирует общий объект посягательства, указывая на определенные группы общественных отношений, подвергающихся нарушению, и позволяет вычленить их из общей массы общественных отношений, передать, какой отраслью права они регулируются. Непосредственный объект - это определенные общественные или частные ценности, блага, интересы, на которые покушается правонарушитель. Непосредственный объект правонарушения детализирует родовой объект, показывая, какой из его элементов стал предметом посягательства. Таким образом, любое правонарушение посягает одновременно на общий, родовой и непосредственный объекты. Объектом преступлений являются, как принято, наиболее важные общественные отношения. Это в первую очередь жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство, собственность, безопасность государства, установленный в нем порядок управления и т.д. Такие же сферы отношений, как трудовые, семейные, коммерческие, охрана окружающей природной среды, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство и иные менее значимые и поэтому посягательство на них чаще всего признается не преступлением, а проступком. Главным значением для квалификации правонарушений будет размер ущерба, причиненный объекту посягательства. Если он значителен, то деяние признается, как правило, преступлением, если нет - проступком. От правильного установления размера и вида вредных последствий правонарушения зависит обоснованность применения мер пресечения (подписка о невыезде, заключение под стражу, арест имущества и т.д.).
- Субъект правонарушения - тот, кто совершил правонарушение, характеристика правонарушителя. При осуществлении штрафной, карательной ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания - смягчающие (несовершеннолетний, беременная женщина и т.д.) или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания, состояние опьянения и т.д.). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект должностное лицо, военнослужащий, работник транспорта, медработник. Также субъектами отдельных правонарушений могут быть организации. Предприятия, организации, учреждения могут быть привлечены к ответственности за нарушение правил строительных работ, правил охраны природы и др. За имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, несущие о ком-либо неправильные или порочащие сведения.
Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее опасное для общества деяние и способное нести за это административную ответственность (деликтоспособное).
По действующему законодательству субъектами административных правонарушений считаются индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – это физические лица, достигшие возраста 16 лет и обладающие вменяемостью.
Юридические лица – организации, имеющие в собственности, ведении или оперативном управлении обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам этим имуществом, имеют право от собственного имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а так же выступать истцом или ответчиком в суде.
- Объективная сторона правонарушения - это внешнее проявление противоправного деяния. Только по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава правонарушения, требующий для его установления множество сил и внимания суда или иного правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:
1) деяние (действие или бездействие);
2)противоправность, то есть противоречие его предписаниям правовых норм;
3) вред, причиненный деянием, то есть неблагоприятные и в следствии нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и т.д.);
4) причинная связь между деянием и наступившим вредом, то есть такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Собственно на выяснение причинной связи и направлены действия, к примеру, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по, времени то или иное поведение наступившему результату или нет;
5)место, время, способ, обстановка совершения деяния.
4) И заключительный элемент состава - субъективная сторона правонарушения. Ее называют виной, понимая как интеллектуальное и волевое отношение лица к совершаемому им противоправному деянию и его результатам. Вина возникает в форме умысла и неосторожности. Также умысел может быть прямым и косвенным, или мыслимым. Прямой умысел имеет место в случае, когда субъект предвидит наступление каких либо результатов своих действий и стремится к их наступлению. Косвенный умысел мы наблюдаем тогда, когда правонарушитель, предвидя результаты своих поступков, наступления их не желает, но осознанно их допускает. В случае неосторожности в форме самоуверенности правонарушитель предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих поступков, но опрометчиво надеется их предотвратить. Если лицо не предвидело и не могло предвидеть общественно опасные последствия своих действий, то имеется случай или казус, который исключает его квалификацию как правонарушение.