Файл: Состав правонарушения (Сущность и причины правонарушения).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
Своим волевым противоправным поведением правонарушитель причиняет вред личным, коллективным, государственным или общественным интересам. Этот вред может иметь как имущественный характер (хищение, уничтожение имущества и т.д.), так и неимущественный (причинение телесных повреждений, клевета, утрата возможности осуществить право). Для квалификации того или иного противоправного поведения как правонарушения необходимо установить прямую причинную связь между деянием правонарушителя и общественно вредными последствиями, наступившими в результате совершения этого деяния. Связи между различными явлениями социальной действительности могут быть как необходимыми, так и случайными. Правонарушитель, совершая противоправное деяние, должен осознавать его общественно опасный характер и предполагать возможность наступления вредных последствий. При вынесении решения о применении мер государственного принуждения важно установить все обстоятельства, характеризующие субъект правонарушения, так как закон обязывает при назначении наказания учитывать не только характер совершенного деяния, но и личность нарушителя.
Субъективную сторону правонарушения составляет вина нарушителя – внутреннее отношение лица к совершенному деянию и его вредным последствиям.
Вина — это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению.
Различают две формы вины: умысел (прямой и косвенный) и неосторожность.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Неосторожность как форма вины бывает двух видов: легкомыслие (самонадеянность) и небрежность.
Самонадеянность состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство без достаточных к тому оснований.
Небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознаёт вредности своего деяния, не предвидит возможного наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности он мог и должен был его предвидеть.
2. Виды правонарушений и пути их искоренения
2.1 Классификация правонарушений
Виды правонарушений и их классификация – это деление правонарушений на категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам распространенности.
Все правонарушения по степени общественной опасности подразделяются на преступления и проступки.
Проступки — это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правового порядка, существующего в обществе. В зависимости от сферы общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения, проступки подразделяются на дисциплинарные, административные и гражданские.
Дисциплинарный проступок - это общественно вредное нарушение трудовой, исполнительной, учебной и иной дисциплины, то есть нарушение обязательного порядка деятельности учреждений, предприятий и иных коллективных образований. Эти проступки дезорганизуют работу, а дезорганизация является общественно вредным состоянием управленческих отношений. Прогулы, опоздания на работу, нетрезвое состояние при исполнении служебных обязанностей, невыполнение распоряжений администрации.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Административный проступок — правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей. Административными проступками являются, например, нарушение правил противопожарной безопасности, санитарной гигиены на государственных и частных предприятиях, безбилетный проезд в общественном транспорте.
Гражданские проступки (деликты) - это общественно вредное поведение, нарушающее урегулированные нормами права имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Публичные высказывания, публикации в печати, унижающие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, действие (бездействие), причиняющее ущерб имуществу, неисполнение обязательств, прежде всего невыполнение договора, нарушение авторских прав - все это примеры деликтов.
Трудовое правонарушение (нарушение трудового законодательства) – это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, состоящее в неисполнении, нарушении трудовых обязанностей и запрещенное санкциями, содержащимися в нормах законодательства о труде.
Процессуальное правонарушение связано с нарушениями гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Это объективно неправовые действия, которые влекут применение мер защиты: отказ суда от удовлетворения ходатайства, принятие искового заявления, не соответствующего установленной форме.
Международное правонарушение (деликт) – это противоречащее нормам международного права или собственным обязательствам действие или бездействие субъекта международного права, причиняющее ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. К международным деликтам относятся непринятие мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушение торговых обязательств.
Самым опасным видом правонарушения являются преступления. Преступлением признаётся предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй государства, его политическую и экономическую систему, собственность, личность, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на установленный правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.
В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
В зависимости от характера и степени общественной опасности, деяния подразделяются:
1) преступления небольшой тяжести;
2) преступления средней тяжести;
3) тяжкие преступления;
4) особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает пяти лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок выше десяти лет или более строгое наказание.
2.2 Пути искоренения правонарушений
Существование права обусловлено наличием в обществе противоречивых интересов, конфликтов, столкновений, для предупреждения и пресечения которых необходимо применение принудительных мер.
Общепризнанным принципом наказания за преступление является принцип законности или правовой обоснованности, по которому правонарушением признается лишь деяние, которое до его совершения было запрещено законом, вступившим в силу и доведенным до всеобщего сведения.
Международными пактами запрещены наказаний жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство, присущее человеческой личности («Наказание иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства». Ст.7
УК РФ). В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления. Для лиц, лишенных свободы, должен быть предусмотрен режим, существенной целью которого является их исправление и перевоспитание.
Наказания и взыскания не должны противоречить системе социальных
ценностей, принятых в данном обществе. Кроме того, они должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения.
Если, например, грабеж или разбой караются так же или даже строже, чем убийство, то человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности означает
необходимость дифференциации и согласованности наказаний и взысканий
за разные по степени опасности и вредности правонарушения. Каждый запрет должен быть воспринят общественным правосознанием или, по крайней мере, не противоречить ему, если такое противоречие существует, а запрет общественно необходим, его установлению должна предшествовать широкая разъяснительная работа либо его придется снабдить очень строгими санкциями. Запрещать можно только деяния, которые могут быть доказаны средствами юридического процесса и пресечены с помощью мер государственного принуждения. В противном случае запреты будут безнаказанно нарушаться, что приведёт к падению авторитета закона и государства. Запретов не должно быть слишком много, в общественном сознании существует некий порог восприятия правовых норм, запретов и санкций за их нарушение. Чрезмерное множество запретов приведет к тому что среди запретов, без которых можно было бы обойтись, затеряются действительно необходимые запреты. Кроме того, когда запретов слишком много - практически невозможно покарать каждое их нарушение и потому складывается представление, что их можно
безнаказанно нарушать. По той же причине нельзя каждый запрет сопровождать чрезмерно строгой санкцией. Если одинаково строго караются разные по степени
вредности и опасности правонарушения, у преступника нет стимула воздерживаться от деяний более опасных. К тому же непомерно строгие наказания могут вызывать сочувствие общества к наказанному, породить широкое недоверие к справедливости законодателя, равно как и чрезмерно частое число смягчений наказаний судами при решении конкретных дел, что отрицательно сказывается на авторитете закона.
Но и недостаточно строгие санкции неэффективны: если за уклонение от уплаты налогов или за причинение в результате промышленной деятельности вреда природе установлены относительно невысокие штрафы, недостаточен стимул для прекращения противоправного поведения.
В настоящее время серьезной проблемой ряда обществ, в том числе нашего, являются декриминализация и депенализация, под которыми понимаются общее сокращение числа правовых запретов, отмена наказуемости некоторых деяний, а также перевод менее опасных преступлений в разряд проступков.
В ряде стран, в процессе развития уголовного права оказалось, что
уголовная ответственность установлена за очень большое число составов правонарушений. Рост преступности, особенно преступности наиболее опасной, организованной, связанной с насильственными действиями, с наркоманией, с терроризмом, с коррупцией государственных служащих, привел к тому, что уголовная юстиция и связанные с ней правоохранительные органы практически не справляются с предупреждением и раскрытием всех преступлений, назначением и
исполнением наказаний. Практика показала к тому же, что лишение свободы как основная мера уголовного наказания недостаточно эффективна для исправления и перевоспитания осужденных, поскольку среди отбывших это наказание высок рецидив. В то же время доказана порой большая, по сравнению с наказанием, эффективность применения строгих административных взысканий за менее опасные преступления, особенно те, за которые суды и судьи стремятся применять
предусмотренные законом наказания, считая их чрезмерно суровыми. В таких случаях высокий штраф, лишение специальных прав и другие административные взыскания оказываются более действенными мерами, чем судебное порицание или условное осуждение.
Нуждается в пересмотре и сокращении общее число запретов. С усложнением общественной жизни, развитием научно-технической революции возникает необходимость установления новых запретов, определения новых составов правонарушений и санкций за их совершение. Так в новый Уголовный Кодекс РФ введены статьи, предусматривающие наказания за преступления в сфере компьютерной информации (ст.272, 273, 274). В то же время практика показывает
устарелость или неэффективность немалого числа ранее установленных запретов, которые либо почти не нарушаются, либо, наоборот, нарушаются почти безнаказанно, потому что меры государственного контроля и принуждения оказались неэффективны для их предупреждения, обнаружения и пресечения.
Наиболее важной задачей борьбы с правонарушениями является их
предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующих их совершению.
Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с
ними, но существенно уменьшить их число можно и должно. Достаточно очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установлены неэффективные санкции, либо, наконец, если бы правовые запреты можно было нарушить.
2.3 Юридическая ответственность как способ снижения правонарушений.
Юридическая ответственность - разновидность правового принуждения, представляющая собой особое правовое состояние и заключающаяся в обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Основанием для юридической ответственности является правонарушение; если поведение субъекта не попадает под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности.
Юридическая ответственность независимо от ее отраслевой принадлежности преследует две цели:
- защита правопорядка;
- воспитание граждан в духе уважения к праву.
Также юридическая ответственность обладает рядом функций:
1. возмездие государства по отношению к правонарушителю и предупреждение новых правонарушений;
2. формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и законные интересы других лиц;
3. взыскивание причиненного вреда с правонарушителя для компенсации потерь потерпевшей стороне, восстановления ее имущественных прав.
При этом применение юридической ответственности следует в соответствии с основными принципами.
Юридическая ответственность подразделяется на виды по различным основаниям:
1. По органам, возлагающим ответственность:
- Ответственность, возлагаемая органами государственной власти;
- Ответственность, возлагаемая судебными и другими органами юриспруденции;
- Ответственность, к которой правонарушитель привлекается административными органами (органами государственного управления).
2. По отрасли, к которой относится юридическая ответственность
- уголовная;
- административная;
- гражданско-правовая;
- дисциплинарная;
- материальная.
Уголовная ответственность - применяется за совершение преступлений как наиболее общественно опасных деяний. В Российской Федерации их исчерпывающий перечень определен Уголовным кодексом. Уголовно-правовые взыскания самые жесткие, среди них и исключительная, высшая мера ответственности - смертная казнь. Эти взыскания назначаются только по приговору суда. К уголовной ответственности в России привлекаются лишь физические лица.