Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические проблемы изучения профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод: конфликтность во взаимоотношениях определена наличием конкурентной среды. Ведение конфликта соперничество.

Следующий фактор рассматриваемый нами как рабочая нагрузка это взаимоотношения с пациентами.

2.2.5 Отношения врачей с пациентами в течение дня.

Отношения с пациентами входит в род деятельности врача. У каждого из пациентов имеется свой характер направленность, амбиции, претензии, настроения, что само по себе влияет на общий психофизиологический статус врача. Реакция на боль так же усиливает психоэмоциональное состояние. В этом случае большее удовлетворение получают врачи направленные на общение. Тогда как большая конфликтность с пациентами выражена у врачей направленных на себя. Низкие коммуникативные способности отражаются на сложности взаимоотношения. Как правило это затрудняет взаимодействие с детьми, сложными пациентами, пациентами с нервно-психическими расстройствами. Пихоэмоциональное напряжение влияет на психофизиологическое состояние и провоцирует утомление. Плохое самочувствие мешает общению, а нарушение интерактивной стороны общения негативно сказывается на показателях самочувствия: разбитость, напряженность, болезненность, ощущение боли, утомленность. Лучше всего обстоят дела у испытуемых с направленностью на дело. Они ровно и без эмоциональной вовлеченности объясняют состояние больного и четко дают указания по тому, что им нужно сделать.

Вывод: направленность врача на общение компенсирует конфликтность в отношении с коллегами и направляет деятельность в плоскость социальной и личностной реализации.

Направленность на себя при низких коммуникативных способностях усложняет взаимодействие с пациентами, что мешает личностной самореализации.

Имеет место изучение мотивационной составляющей деятельности.

2.2.6 Мотивация достижения в виде материальной прибыли в течении дня.

У 3их испытуемых из 6ти выражена мотивация избегания неудач у двоих мотивация достижения. У одного менялась в зависимости от ежедневного дохода. Вопрос материального дохода имеет значение. Однако низкий доход стимулирует активность даже при низком самочувствие.

2.2.7 Факторы, влияющие на возникновение профессионального стресса.

Состояние условий труда и операционной на момент рабочего дня влияет на качество работы и отражается на изменении показателей внимания врача хирурга. Неполадки так же сказываются на показателях отвлечения внимания, устойчивости деятельности.


Климатические условия: в течении недели врач осуществляли деятельность в неблагоприятные погодные условиях: снег, гололед. Недостатки оснащенности операционной комнаты стали причиной ухудшения психоэмоционального и функционального состояния врача.

В целом, учет физиологического состоянии врача хирурга, позволяет разработать методику работы по выявлению психофизиологических показателей деятельности врачей в экстремальных ситуациях. Потенциальные показатели экстремальности заложены в самом состоянии врачебной деятельности (сан, кэттел) в техническом состоянии операционных (исправность), в окружающей действительности в специфики деятельности (взаимоотношения с пациентами, коллегами, руководством) в погодных климатических условиях.

Выдвинутая гипотеза подтверждает тот факт, что экстремальные условия деятельности часто предъявляют повышенные требования к врачу хирургу. Психологическими характеристиками в условиях деятельности врачей хирургов является эмоциональная напряженность, дефицит времени в условиях нештатной ситуации и своеобразный избыток времени на некоторых этапах работы, высокая ответственность. А так же эмоциональная неустойчивость; экспрессивность; тревожность; высокий самоконтроль; напряженность, подвижность скорость темп протекания активности силу здоровье, утомление, эмоциональное состояние. Гендерный стереотип о том, что мужчины хирурги снимают напряжение алкоголем не подтвердился.

Выводы по второй главе:

  1. Методики используемые в курсовой работе позволяют измерить психофизические рабочие нагрузки, лежащие в основе профессионального стресса, проанализировать специфику работы в экстремальных условиях.
  2. Методика САН является бланковым тестом, предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале, отражающей подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристику эмоционального состояния (настроение).
  3. В качестве метода измерения и анализа психофизических рабочих нагрузок оператора в экстремальных условиях можно использовать многофакторный опросник личности (Р.Б.Кэттела). Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации. Экспресс диагностика личности используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-типологических особенностей человека. Опросник диагностирует конституционные факторами. С целью сокращения времени проведения методики мы выделили лишь несколько интересующих наш шкал:

  • Фактор С «Эмоциональная устойчивость- неустойчивость»;
  • Фактор F «сдержанность – агрессивность»;
  • Фактор O «уверенность в себе – тревожность»;
  • Фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»;
  • Фактор Q4 «расслабленность напряженность».
  1. Анализ психофизиологических рабочих нагрузок водителей такси проводится по следующей схеме, анализ:
    • Физического состояния испытуемых на момент рабочего дня.
    • Психического состояния испытуемых в начале и в конце рабочей недели:
    • Психофизиологического состояния на момент рабочего дня.
    • Отношения врача с коллективом в течении рабочего дня
    • Отношения врача с пациентами в течении дня.
    • Мотивации достижения. В течении дня и напротяжении рабочей недели.
    • Факторы, влияющие на экстремальность ситуации
    • Изучение гендерных особенностей реагирования на профессиональный стресс хирургов неотложной помощи должно продолжится на более репрезентативной выборки в сравнении с данными по группе испытуемых женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие техники, создание автоматизированных систем управления, автоматизация и механизация производственных процессов существенным образом изменили характер труда человека. Основными его задачами становится контроль процессов управления, принятия решений в нестандартных ситуациях, дублирование техники и т.д. Казалось бы, более совершенная техника должна значительно облегчить труд человека. С одной стороны, так оно и есть, но с другой - исследования психологов, физиологов, социологов, эргономистов свидетельствуют в ряде случаев об обратном. Проблема взаимодействия врача хирурга в условиях профессионального стресса стала одной из основных проблем современной науки.

Проведенное исследование в рамках курсового проекта позволяет выявить и изучить методы измерения и анализа психофизических рабочих нагрузок мужчин врачей хирургов. Экстремальные условия деятельности часто предъявляют повышенные требования к врачам .

Возможность использования комплекса психологических методов и методик основанных на методологии общей, инженерной и дифференциальной, организационной психологии и психофизиологии позволяет повысить качество практической реализации деятельности организационного психолога.

Работа представляет интерес для психологов работающих в сфере медицинских услуг и при профессиональной подготовке врачей .


ЛИТЕРАТУРА

  1. Аллен Д.Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса.- М.: Издательства Манн. Иванов и Фербер, 2019.-416с.
  2. Асеев В.П. Мотивация поведения и формирование личности. – М.. Мысль, 1976. – 158с.
  3. Бобнёва М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М.. Наука, 1978. – 311с.
  4. Бодалёв А.А. Личность и общение. – М.Педагогика,1983. – 271с.
  5. Бодалёв А.А. Психология о личности. – М., МГУ, 1988. – 188с.
  6. Голву У Тимоти, Ханзелик Эдд Стресс как внутренняя игра. Как преодолеть внутренние трудности и реализовать свой потенциал. – М.: Издательства Манн. Иванов и Фербер, 2019.-272с.
  7. Голву У Тимоти Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала.- М.: Издательства Манн. Иванов и Фербер, 2018.-304с.
  8. Гримак Л.П., Понамаренко В.А. Психические состояния и надежность деятельности оператора.- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  9. Денисенко В.А. Об исследованиях срыва операторской деятельности в интересах пректирования системы «человек-машина».- В кн.: Эффективность деятельности оператора.М.,1982,с. 145-156.
  10. Денисов В.Г., Онищенко В.Ф., Скринец А.И. Авиационная инженерная психология. М., 1987.
  11. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982, с. 84 – 96
  12. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Саакян Э.Д. исследование изменений структуры деятельности оператора в состоянии монотонии. С.93 - 109// Психические состояния и эффективность деятельности.М., 1982,
  13. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г.. Основные направления исследований деятельности оператора в особых экстремальных условиях. //Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г с.5 -15
  14. Игнатьева И.С.Как не сгореть на работе или управление стрессом в условиях многозадачности .-М.: Издательство ЛитРес, 2018. - 124с.
  15. Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  16. Коваленко Д.Г.Скоро пятница. Снимаем стресс на работе. Демотиваторы и мотиваторы, которые сделают наш день. – М.: Издательство АСТ, 2016.-128с.
  17. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М.1981.
  18. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.1966.
  19. Наичаджан А.А. Социально - психологическая адаптированность личности. Ереван,1988. – 262с.
  20. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления.// Инженерная психология / под ред А.Н.Леонтьева, М.,1964.
  21. Опросник САН. Большая энциклопедия психологических тестов. М.2009 С.36-40
  22. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. М., 1981.
  23. Психология./ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб., Питер, 2002. – 656с.
  24. Психологический словарь. /Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др. – М.,Педагогика,1983. – 447с.
  25. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.наука, 1985г
  26. Психические состояния и эффективность деятельности. М., 1982,
  27. Сопольски Р.Психология стресса. – М.: Издательство Прогресс книга, 2019. – 480с.
  28. Справочник по инженерной психологии/ под ред. Б.Ф. Ломова. М.1982.
  29. Сторони М. Без стресса. Научный подход к борьбе с депрессией, тревожностью и выгоранием.- М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер,2018.-320с.
  30. Хлыстунов С.Ю. Как победить профессиональный стресс.- М.:Издательство Библос, 2019. – 575 с.
  31. Хэллоуэллот Э., Игвару Т. HBR Gaide. Стресс на работе.- М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2019.-240с
  32. Чайнова Л.Д. Функциональный комфорт и его место в проблеме функциональных состояний. //Методы и критерии оценки функционального комфорта.М., 1978
  33. Эванс-Хоуп Стивен. Как победить стресс на работе.-М.: Издательство ЭКСМО, 2018.-144с.