Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические проблемы изучения профессионального стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей проявления профессионального стресса

2.1. Описание экспериментальной модели исследования.

Основу нашего курсового проекта составляют методы психологического исследования профессионального стресса мужчин и женщин. Объектом исследования стали врачи хирурги неотложного отделения. 15 мужчин и 15 женщин. Стаж работы менее 20 лет. Эксперимент проводился комплексно при участие медицинского персонала. Описание методики исследования:

Эксперимент проводился в несколько этапов.

Этап первый: сообщение целей психофизиологической работы. Проведение беседы о возникающих трудностей в период работы. Рабочей день начало 6.30 до 21.00, ночные дежурства. Время работы превышает допустимые нормы. Однако несмотря на это врачи выражают желание работать в силу материальной заинтересованности. Мотивация материальной прибыли стимулирует деятельность. Учет возрастных особенностей свидетельствует о повышение психоэмоционального напряжения, о чем свидетельствуют наличные конфликты в процессе рабочего дня в общении с пациентами и коллегами. Последнее встречается чаще. Конфликты в виде необоснованного раздражения, либо выброса негативных эмоций.

Были выделены факторы, которые будут регистрироваться и учитываться в качестве так называемых рабочих нагрузок. Отобразим их в виде таблицы №1. «Показатели рабочей нагрузки врача хирурга неотложного отделения».

Таблица №1.

Показатели «РН»

характеристика

1

Техническое состояние операционной комнаты на момент рабочего дня

Удовлетворительное

2.

Психическое состояние врача на момент рабочего дня:

Эмоциональная устойчивость; сдержанность - агрессивность; уверенность в себе-тревожность; низкий самоконтроль - высокий самоконтроль; расслабленность напряженность

3.

Психофизиологическое состояние врача момент рабочего дня

подвижность скорость темп протекания активности силу здоровье утомление эмоциональное состояние

4

Физическое состояние врача на момент рабочего дня (в течении дня)

Возраст

Индивидуальные данные

Гендерные данные

5

Особенности ситуаций в течении рабочего дня

Нештатные - обычные

Конфликты –отсутствие конфликтов

6.

отношения врача с коллективом в течении рабочего дня

Конфликты -положительное

7

Отношения врача с пациентами в течении дня

Конфликты –положительное

нейтральное

8

Материальная прибыль в течении дня.

отсутствует

9

Экстремальная ситуация

Неблагоприятные состояния пациента послеоперационный уход, реанимация


Наблюдение за деятельностью врачей велось на протяжении рабочей недели 6 дней. Утром до начала смены врачи проходили медицинский осмотр, с целью определения объективных показателей. Измерялось АД, пульс. Помимо этого мы предлагали ответить на вопросы теста САН, нескольких шкал методики КЭТТЕЛА.

Описание методики КЭТТЕЛА.

Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б.Кэттелом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Эта экспресс диагностика личности используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-типологических особенностей человека.Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б.Кэттел называет конституционными факторами. С целью сокращения времени проведения методики мы выделили лишь несколько интересующих наш шкал:

  1. Фактор С «Эмоциональная устойчивость- неустойчивость»;
  2. Фактор F «сдержанность – агрессивность»;
  3. Фактор O «уверенность в себе – тревожность»;
  4. Фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»;
  5. Фактор Q4 «расслабленность напряженность».

Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Работа индивидуальная. Ответы заносятся в бланк. Обсчет полученных данных по ключу. Совпадение с ключом ответа «А» и «С» оценивается в 2 балла, совпадение с ответом «В» - 1 балл. Максимальная оценка по каждому фактору 12 баллов минимальная оценка 0. По данным был проведен срез вначале рабочей недели, и в конце недели.

Ведущее направление исследования связано с анализом изменений содержания и структуры операторской деятельности, которые происходят под влиянием особых и экстремальных условий. При этом главный упор в исследованиях делается на содержательные аспекты анализа деятельности, в частности на исследование деятельности человека- оператора как системы психологических составляющих и с точки зрения концепции психологических составляющих и с точки зрения концепции психологической системы деятельности. Важной проблемой является исследование не только изменений психологических составляющих деятельности, но и выявление изменений структурных связей между ними.

Описание методики САН.

Этот бланковый тест, предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3210123), расположенных между 30 парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристика эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования).


Обработка результатов:

При обработке цифры перекодируются следующим образом: индекс 3 соответствует неудовлетворительному состоянию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 бал, индекс 2 за 2, индекс 1 за 3 и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который принимается за 7 баллов. Всегда положительные получают высокие балы, а отрицательные низкие. Далее суммируются и высчитываются ср.арифметические баллы по направлениям: активность, самочувствие и настроение.

Следует отметить, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношения. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания утомляемости усталости соотношение между ними меняется. Типовая карта методики САН. [4]

Проведенный количественный и качественный анализ психофизиологического состояния испытуемых водителей, позволит разработать рекомендации по совершенствованию их деятельности и повышению эффективности профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

2.2 Особенности реагирования в стрессовой ситуации мужчин

В эксперименте приняли участие 15 мужчин врачей хирургического отделения неотложной помощи.

2.2.1 Физическое состояние испытуемых водителей на момент рабочего дня.

Метод: Беседа. Наблюдение.

Средний возраст испытуемых 37 лет. Вес и рост соответствует норме. Внешне выглядят соответственно своему возрасту. Спортом не занимаются. Все имеют вредные привычки – курение. Употребляют спиртные напитки. Боли в спине. Тяжесть в ногах. Остеохондроз шейного отдела у двоих. Хронический радикулит у двоих. Гипертония у двоих. Отмечается недосыпание. Проблемы с дыханием (гайморит) один испытуемый. Головные боли (у троих). Нарушение сна у одного. АД повышенное 130 на 80. Аритмия.

Вывод: физическое состояние неудовлетворительное на грани истощения.

2.2.2 Психическое состояние испытуемых в начале и в конце рабочей недели:

Таблица 2 « количественные данные методика Кэттела, средние показатели».

Таблица 2

Фактор С Эмоциональная устойчивость- неустойчивость

Фактор F сдержанность – агрессивность

Фактор O уверенность в себе – тревожность

Фактор Q3 низкий самоконтроль - высокий самоконтроль

Фактор Q4 расслабленность напряженность

понед

суббота

понед

суббота

понед

суббота

понед

суббота

понед

суббота

Ср

9

7

9

7

8

7

9

9

4

4


Гистограмма 1. Показатели Кеттелла группа испытуемых мужчин.

«Эмоциональная устойчивость- неустойчивость»;

По показателю эмоциональной устойчивости средний бал в начале рабочей недели составляет 9 балов, к концу этот показатель снижается (7 балов) динамика снижения показателя выражена у большинства. К началу недели отмечается работоспособность на высоком уровне, без утомления с реалистическим взглядом на жизнь. В конце недели отмечается снижение толерантности к фрустрационным ситуациям, подверженность чувствам, смена настроения, раздражительность, невротические синдромы.

Вывод: динамика снижения эмоциональной устойчивости.

«Сдержанность – экспрессивность».

Показатели сдержанности в начале недели выявлено жизнерадостность, импульсивность, разговорчивость, эмоциональная значимость социальных контактов. Лидер и энтузиаст в общении. К концу недели выявлено снижение показателей, что выражается в склонности все усложнять, пессимизме, беспокойстве о будущем, вялость и чопорность в отношении с окружающими (коллегами и пациентами). Возможно это объясняется недовольством материального порядка. Уровень дохода испытуемых 1 и 3 выше остальных отмеченные признаки у них менее выражены.

Вывод: выявлена динамика изменения показателей экспрессии.

Фактор O «уверенность в себе – тревожность»;

В начале недели были выявлены наличные тенденции тревожности у испытуемых 2 и 3. В целом все испытуемые имеют умеренную тревожность и уверенность в себе и своих профессиональных качествах.

Вывод: динамика изменения показателя внутри нормы.

Фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»;

По показателям самоконтроля почти у всех испытуемых он выражен одинаково высоко как в начале недели так и в конце. Несмотря ни на что испытуемые имеют развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Имеет внутренний контроль за профессиональный результат. Это положение связано с профессионализмом. О чем свидетельствует стаж работы испытуемых.

Вывод: развитость профессионально значимого личностного качества – внутренний контроль за деятельностью.

«Расслабленность напряженность».

По показателю напряженность выявлены средние показатели. Испытуемые сохраняли личностное, психологическое спокойствие в условиях экстремальности – гололед, они чувствовали свою ответственность перед пассажирами. Спокойно решали свои профессиональные задачи. Однако были отмечены конфликтные ситуации в рамках группового взаимодействия.


Вывод: динамика позитивная вскрывает влияние профессии на психологический статус личности.

2.2.3 Психофизиологическое состояние на момент рабочего дня.

Эксперимент проводился в течении 6ти рабочих дней. Бланк представлялся до начала и после начала рабочего дня. Все полученные самоотчеты обработаны по среднестатистическим показателям. Сводные показатели представлены в таблицах 3-1 и 3-2.

Данные, полученные при количественной обработки по методике САН, представлены в таблице № 3.1. «средние показатели САН в начале дня».

Таблица №3

самочувствие

активность

настроение

Средний индекс

Средний показатель

5.3.

6

5.5

80%

В целом самочувствие испытуемых внутри нормы 80% из 100%, что соответствует хорошим показателям. Высокая активность, хорошее настроение и самочувствие.

Данные, полученные при количественной обработки по методике САН, представлены в таблице № 3.1. «средние показатели САН в начале дня».

Таблица №3

испытуемые

самочувствие

активность

настроение

Средний индекс

Средний балл

2

4

3

49%

К концу рабочего дня и рабочей недели нагрузка приводит к снижению показателей самочувствия, активности и настроения испытуемых. Показатели индекса равен 49%., что ниже среднего показателя и свидетельствует о снижение и соответственно ухудшении состояния.

Вывод: динамика изменения показателей САН в течении рабочего дня и рабочей недели идет по направлению снижения, что выражается в ухудшении самочувствия и настроения и снижения активности, следовательно работоспособности. На первом месте это касается самочувствия испытуемых. Показатель в рамках средних ухудшается под воздействием нескольких факторов. Возможно это рабочие нагрузки и особенности среды в сочетании с возрастными особенностями.

Рассмотрим социальную сферу взаимоотношений в рамках рабочей нагрузки.

2.2.4 Отношения врачей с коллективом в течение рабочего дня.

В силу наличия конкурирующих отношений в коллективе имеет место интриги и ведение скрытных махинаций и провокаций. Так как имеет место возможностей легкого заработка в так называемые часы пика, то идет борьба за клиента не путем улучшения сервиса, а путем обхода соперника. Тактика решения конфликтов – соперничество. К концу недели при минимальном доходе конфликтность увеличивается при доходе максимальном, интриги не фиксируются. Здесь же имеет место направленность личности в зависимости от чего сила переживаний по поводу нарушений во взаимоотношениях меняет полярность, направленность на себя, направленность на дело и направленность на общение. Больше всего затруднены отношения у испытуемых направленных на общение. Субардинация усиливает напряжение в коллективе.