Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форму учета определяют по основным элементам – количеству учетных регистров, способов производства записей в них, взаимосвязи между ними при производстве и сверке учетных записей. [9, с. 410]

На сегодняшний день существует мемориально-ордерная форма, журнально-ордерная форма, автоматизированная форма учета. Журнально-ордерная форма применяется при основных видах учетных регистров, а именно при использовании журналов-ордеров, ведомостей и Главной книги.

Хозяйственные операции отражают в журналах-ордерах и ведомостях, построенных по принципу шахмат. Шахматное построение регистров позволяет записывать операции по дебету и кредиту счетов за один рабочий прием с одновременным отражением в них последовательности совершения операций или же записи их в регистры учета.

Первоисточниками для отражения операций в учетных регистрах выступают документы. На базе первичных документов осуществляют записи в журналах-ордерах. Аналитический учет в данном случае ведется по этим же журналам ордерам или отдельным учетным регистрам. [16, с. 57]

Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. На основании этого синтетическая запись в журналах выступает хронологической записью. Необходимость ведения специальных хронологических регистров при данной форме учета отсутствует. Так же не составляют мемориальные ордера, так как все показатели записывают в журналах в разрезе корреспондирующих счетов. Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записываются в Главную книгу.

При мемориально-ордерной форме учета заполняются мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и Главную книгу. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которых делаются на базе первичных и сводных документов. По данным синтетических и аналитических счетов по окончании месяца составляются оборотные ведомости, сверяемые между собой.

Мемориальный ордер может составляться на базе одного документа или же на базе целой группы документов. Большое распространение получило составление мемориальных ордеров по итогам однородных документов за месяц, собираемых в накопительных ведомостях. [23, с.201]

Мемориальный ордер является документом бухгалтерского оформления, который содержит указание записать операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. После составления мемориальных ордеров и их регистрации в регистрационном журнале осуществляются записи в синтетических счетах. Если они ведутся в течение года, то в конце года они объединяются в Главную книгу.


Если в синтетические счета записывают из мемориальных ордеров лишь обороты за месяц, то итоги переносятся в оборотную ведомость по синтетическим счетам, а учетный регистр называется шахматной контрольной ведомостью.

Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведется параллельно синтетическому учету и не зависит от последнего на базе документов, которые прилагаются к мемориальным ордерам. Для аналитического учета используются карточки, книги, свободные листы и раскладка первичных документов. [5, с. 118]

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью процесса учета, а так же простотой и доступностью учетной техники, использованием форм аналитических регистров, копировального способа регистрации. Помимо этого данная форма позволяет разделять учетную работу между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

При этом недостатками данной формы выступает трудоемкость учета, разрыв аналитического и синтетического учета, формы регистров зачастую не содержат показателей, требуемых для анализа и контроля деятельности.

На основании этого для составления отчетности следует производить выборку и группировку данных текущего учета. На сегодняшний день мемориально-ордерную форму применяют лишь небольшие предприятия. [21, с.215]

Автоматизированная форма учета обеспечивает механизацию бухгалтерского учета, высокую точность и оперативность данных учета, освобождает работников от выполнения простых технических функций и предоставляет большую возможность заниматься анализом деятельности и контролем за ней.

Таким образом, совокупность учетных регистров представляет собой форму бухгалтерского учета. Существующие формы отличаются набором учетных регистров и взаимодействием их между собой.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении операций возложена на руководителя предприятия, обязанного создать условия для грамотного ведения бухгалтерского учета и обеспечить выполнение всеми подразделениями и службами, работниками требований главного бухгалтера в части оформления и представления документов и сведений для учета. [13, с. 106]

Методологическое руководство бухгалтерского учета в РФ возложено на Правительство и Минфин РФ. В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы методического регулирования бухгалтерского учета, которая основывается на ведение четырехуровневой системы нормативных документов. Постепенно в России бухгалтерский учет реформируется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.


Первый уровень регулирования бухгалтерского учета заключается в законах, указах Президентов РФ, постановлениях Правительства РФ, которые устанавливают методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах, которые касаются бухгалтерского учета и отчетности, не должны противоречить Федеральному закону 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». [1]

Второй уровень представлен Положениями по бухгалтерскому учету, которые утверждаются федеральными органами исполнительной власти, которые определяются Правительством РФ.

Третий уровень представлен инструкциями, рекомендациями и методическими указаниями. Они разрабатываются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти. Сюда можно отнести Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по их применению.

Четвертый уровень представлен документами, носящими обязательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе определенных видов имущества и обязательств. Сюда относят рабочие документы предприятия, которые предназначаются для внутреннего пользования. Данные документы утверждаются руководством предприятия в пределах учетной политики. [6, с. 93]

Таким образом, методологическое руководство бухгалтерского учета в России осуществляется Правительством и Минфином РФ. Бухгалтерский учет в стране отвечает требованиям рыночной экономики и основывается на международных стандартах учета и отчетности. На основании этого он регулируется четырехуровневой системой документов. Бухгалтерский учет должен осуществляться в организации специальной службой предприятия – бухгалтерией.

1.3 Порядок составления положения учетной политики

При составлении положений учетной политике соблюдается определенная последовательность:

- утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит аналитические и синтетические счета;

- определяется объем и сроки представления промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности;

- определяются регистры бухгалтерского учета для систематизации и сбора информации, которая содержится в принятых к учету первичных документах;

- определяются образцы форм первичных учетных документов и формируется список должностных лиц, которые имеют право подписи данных документов;

- определяются сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств, а так же приводится список имущества и обязательств, которые подлежат инвентаризации;


- устанавливается порядок списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности;

- определяется годовая смета представительских расходов;

- определяется создание резервов для равномерного включения расходов в затраты производства и обращения отчетного периода, а так же указания суммы создаваемых резервов.[15, с. 305]

Под учетной политикой понимают принятую предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Она формируется главных бухгалтером на основании ПБУ 1/2008. Утверждать учетную политику путем издания отдельного приказа по организации, а так же участвовать в процессе ее создания могут все заинтересованные структурные подразделения предприятия в пределах своей компетенции.

Таким образом, бухгалтерский учет является упорядоченной системой сбора, наблюдения, измерения, регистрации, обработки и получения информации в стоимостном выражении об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, а так же их движения при помощи непрерывного документального учета.

Главной целью бухгалтерского учета выступает формирование полной и достоверной информации, а так же обеспечение ею внутренних и внешних пользователей для использования информации в аналитических целях и для принятия управленческих решений. [19, с. 110]

Объектами бухгалтерского учета выступают имущество предприятия, его собственный капитал, задолженности со стороны других организаций, хозяйственные операции, которые вызывают изменения в составе имущества и обязательств.

В процессе бухгалтерского учета решается ряд задач:

- формируется полная и достоверная информация о деятельности предприятия и его имущественном положении;

- обеспечивается контроль соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразности;

- своевременно предупреждаются негативные явления в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- выявляются внутрипроизводственные резервы, их мобилизация и эффективное использование в целях получения прибыли;

- оценивается фактическое использование выявленных резервов. [22, с. 88]

Из информации, полученной из первичных документов, все показатели разносятся на счета бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности. Данный документ называется Планом счетов бухгалтерского учета.

Планом счетов бухгалтерского учета является перечень синтетических счетов, который отражает систематизированную группировку необходимой информации о всесторонней хозяйственной деятельности предприятия и определяющий такую организацию бухгалтерского учета, которая позволяет получать информацию для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников, а так же других заинтересованных лиц.


В Инструкции по применению плана счетов раскрыты краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, сформирован порядок ведения синтетического учета, приведена типовая схема корреспонденции того или иного счета с другими счетами. [9, с. 413]

Основными документами, регламентирующими бухгалтерский учет, являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете», «Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации», что обеспечивает единство методологии бухгалтерского учета и отчетности в стране, порядок его ведения, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Глава 2 Ведение бухгалтерского учета в ПАО «ММК»

2.1Экономическая характеристика ПАО «ММК»

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий черной металлургии России.

Миссия ПАО «ММК» - «производство и сбыт высококачественной металлопродукции, удовлетворяющей потребностям наших клиентов, для получения прибыли в объеме, достаточном для развития предприятия до уровня лидирующей мировой компании и проведения разумной социальной политики».

ММК в своей деятельности руководствуется международными и российскими стандартами корпоративного управления. Соблюдение стандартов корпоративного управления и достижение высоких финансовых результатов способствуют укреплению доверия к компании со стороны российских и международных инвесторов.

Основными принципами корпоративной политики ММК являются:

  • защита интересов и прав акционеров и инвесторов;
  • равное отношение ко всем владельцам акций;
  • взаимное доверие и уважение ко всем заинтересованным сторонам;
  • прозрачность и своевременное раскрытие информации по стратегии развития и текущей деятельности;
  • персональная ответственность членов совета директоров и исполнительных органов и их подотчетность акционерам.

ММК придерживается единой корпоративной политики в отношении дочерних и зависимых обществ и иных юридических лиц, участником, учредителем или членом которых является.