Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Достижения любого предприятия во многом связаны с тем, как организовано получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения о производстве, тем быстрее их получают и тем больше возможностей для эффективного управления предприятием. Наиболее важную, достоверную экономическую информацию дает бухгалтерский учет. В процессе учета разные данные систематизируются и становятся основой для принятия управленческих решений. Бухгалтерский учет является одной из важнейших функций управления предприятием. Эффективность бухгалтерского учета во многом зависит от правильности его постановки на предприятии.

Актуальность работы заключается в том, что в постоянно изменяющихся условиях организация бухгалтерского учета должна меняться и адаптироваться под современные требования, а бухгалтерский учет должен быть максимально оперативным и достоверным.

Целью данной работы выступает изучение теоретической основы организации бухгалтерского учета на предприятии и оценка организации бухгалтерского учета в ПАО «ММК».

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

- исследовать основные элементы и способы организации бухгалтерского учета и его формы на предприятии;

- изучить организацию бухгалтерского учета в ПАО «ММК»;

- рассмотреть методику составления положения по учетной политике;

- разработать меры по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии.

Теоретической базой данной работы являются труды отечественных и зарубежных экономистов по рассматриваемой теме, учебные и методические пособия по бухгалтерскому учету, а также публикации в периодических изданиях.

Глава 1 Теоретические основы организации бухгалтерского учета

1.1 Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его аппарата


Под грамотной организацией бухгалтерского учета понимают систему элементов и средств наиболее оптимального построения процесса учета с целью получения достоверной и своевременной информации о деятельности предприятия для управления и контроля эффективности использования производственных ресурсов.[22, с.26]

Главными составляющими системы организации бухгалтерского учета выступают рабочий план счетов, регистры, первичные учетные документы, документооборот, использование средств автоматизации, структура и организация учетного аппарата и определение выполняемых ими функций.

Учетный процесс состоит из взаимосвязанных этапов системы учета:

- подготовительного этапа – разработки всех требуемых документов внутренней регламентации;

- текущего наблюдения, измерение и регистрации фактов хозяйственной деятельности;

- систематизации и группировки учетной информации, обеспечения контроля движения имущества предприятия и его обязательств, при помощи отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

- обобщение информации об имуществе предприятия, его обязательствах и хозяйственных операциях при помощи составления бухгалтерской отчетности и представления данной отчетности пользователям для принятия решений. [10, с.43]

Процесс ведения бухгалтерского учета выступает объектом наблюдения и управления предприятия. На основании этого для эффективного функционирования процесса бухгалтерского учета в системе управления предприятием следует соблюдать ряд принципов:

- непрерывности процесса;

- точности информации;

- ритмичности выполнения учетных работ;

- параллельности выполнения работ по учету;

- пропорциональности обеспечения информацией;

- специализации и кооперации при выполнении работ по учету.[7, с.111]

Непрерывность процесса учета заключается в отражении фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете во временной и пространственной их определенности и иерархии. Непрерывность во времени позволяет комплексно познавать содержания объектов бухгалтерского учета за определенный период времени деятельности предприятия. Непрерывность обеспечивается выполнением учетных работ на основании графика документооборота. [14, с.67]

Точность информации заключается в рациональной организации потоков коммуникации информации бухгалтерии в системе управления предприятием, недопущении дублирования учетных работ исполнителями, а так же недопущении дублирования данных бухгалтерского учета и их повторения в учетных регистрах.


Ритмичность выполнения работ по учету связано с обеспечением равномерного, последовательного выполнения работ по учету при помощи соблюдения методик, правил бухгалтерского учета, основной процедуры и локальных процедур обработки первичных данных, группировки и систематизации, а так же превращения их в бухгалтерскую отчетность.

Параллельность выполнения работ по учету заключается в одновременном выполнении всех видов учетных работ, обеспечивая взаимоувязку первичных данных с показателями аналитического и синтетического учета. [18, с.126]

Пропорциональность обеспечения информацией заключается в соблюдении оптимального соотношения между обеспечением информацией всех внутренних пользователей и своевременным составлением бухгалтерской отчетности для внешних пользователей. Данный принцип заключается в том, что все пользователи обеспечиваются качественной информацией о содержании фактов хозяйственной жизни и повышения эффективности коммуникации информации.

Специализация и кооперация при выполнении работ по учету предполагает правильное распределение работ в системе бухгалтерского учета между исполнителями и распределение информации в процессе ее коммуникации между всеми пользователями. При этом следует учитывать востребованность и уместность информации в системе управления хозяйственными процессами.

Для осуществления постановки бухгалтерского учета предприятие должно руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина РФ, а так же самостоятельно формировать свою учетную политику на основании особенностей своей деятельности.[4, с.108]

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителя предприятия.руководитель вправе учредить бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера или же передать на договорных условиях ведение бухгалтерского учета специализированной организации.

Главными предпосылками грамотной организации бухгалтерского учета выступают изучение конкретной организации, законодательных положений, инструкций и других регламентов по учету и отчетности, а так же установление наиболее грамотных взаимоотношений структурных подразделений с бухгалтерией. [12, с. 139]

При организации бухгалтерского учета следует установить организационно-правовую форму предприятия, его организационную структуру, определить виды хозяйственной деятельности, наличие структурных подразделений, филиалов и представительств.


Так же следует определить организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности предприятия. Все эти аспекты процесса оказывают воздействие на организацию и построение учетного процесса, а именно выбор плана счетов и других аспектов бухгалтерского учета при формировании учетной политики предприятия. [11, с. 226]

При организации учета важным условием выступает знание работниками бухгалтерии законодательства по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ. При организации бухгалтерского учета следует устанавливать наиболее рациональное взаимоотношение производственных подразделений с бухгалтерией. Данные взаимоотношения должны обеспечивать получение информации для контроля процесса воспроизводства и управления хозяйственной деятельности предприятия и его сегментов.

Для определения объема и характера бухгалтерской информации важно выявить направления и характер учетных работ при помощи определении штата аппарата бухгалтерии и распределении работ между отдельными работниками бухгалтерии. [8, с. 124]

Рациональное распределение труда между работниками бухгалтерии означает составление перечня всех учетных операций, которые подлежат выполнению за определенный период времени и установление нормы времени для выполнения каждой операции работниками бухгалтерской службы. Для этого разрабатывается план организации бухгалтерского учета. План организации состоит из плана документооборота, плана инвентаризации, рабочего плана счетов, плана отчетности, плана технического оформления учета, плана проверок и ревизий. [20, с. 106]

В плане документации перечисляют состав документов, необходимых для организации учета хозяйственных операций. В плане определяется перечень документов, формы которых на предприятиях разрабатываются самостоятельно. Затем разрабатывают график документооборота.

В плане инвентаризации прописывают порядок, сроки и число проведения инвентаризаций отдельных видов имущества и обязательств.

В плане отчетности устанавливают калькуляционный период и период определения финансовых результатов, формы внутренней и внешней отчетности, а так же сроки их составления и представления.

В плане технического оформления учета определяется форма бухгалтерского учета, применяемая в данной организации. Здесь дается подробная характеристика данной формы учета и приводится последовательность выполнения всех процедур учета при использовании выбранной формы.


В плане организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии формируют штат работников и структуру бухгалтерии, разрабатывают должностную характеристику каждой штатной единице, мероприятия по повышению квалификации работников и т.п.

В плане корреспонденции счетов рабочего плана определяют проект корреспонденции счетов бухгалтерского учета по предполагаемым хозяйственным операциям. Грамотность организации бухгалтерского учета во многом зависит от правильности определения структуры бухгалтерии. Бухгалтерия выступает самостоятельной структурной единицей предприятия. [3, с. 237]

Количественный состав бухгалтерии зависит от размеров предприятия, видов его деятельности и отраслевой специфики. В современных условиях есть три типа организации бухгалтерии – линейная, вертикальная и функциональная. Линейная организация подразумевает подчинение непосредственно главному бухгалтеру. Данная структура применяется в небольших предприятиях. При организации аппарата бухгалтерии в виде вертикальной структуры создаются промежуточные звенья управления, которые возглавляются старшими бухгалтерами, которым подчиняются работники бухгалтерии. Такая модель популярна в средних и крупных предприятиях. При функциональной структуре бухгалтерии ее структурные подразделения выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерии в пределах установленной компетентности. Данная структура применяется в крупных организациях и организациях, в которых созданы центры ответственности.[17, с. 116]

Таким образом, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об имуществе и обязательствах предприятия, а так же их движении и документального учета. Бухгалтерский учет является частью информационной системы обратной связи на предприятии.он призван обеспечивать все уровни управления предприятия информацией о фактическом состоянии управляемого объекта, а так же обо всех отклонениях от заданных параметров. На основе данных бухгалтерского учета осуществляется анализ деятельности предприятия и принимаются управленческие решения.

1.2Формы и методическое обеспечение бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета определяется по ряду признаков – количеству, структуре и внешнему виду учетных регистров, последовательности связи между документами и регистрами, а так же междусами регистрами и способом записи в них. Под формой бухгалтерского учета понимают совокупность различных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.