Файл: Понятие правового отношения (Понятие и содержание правоотношения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках общих правоотношений существуют и реализуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, зафиксированные в международных пактах, российской декларации прав и свобод человека и гражданина, других основополагающих документах. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гарантировать их осуществление. [14] Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В свою очередь граждане должны вести себя в соответствии с нормами Конституции РФ и других законов, соблюдать общий интерес, исполнять свои обязанности, уважать права и свободы других. В конституционных правоотношениях нет юридического факта в традиционном его понимании. Эти правоотношения возникают непосредственно из закона, т.е. роль юридического факта в данном случае выполняет сам закон, его издание. Главное же заключается в том, что в этих правоотношениях одной из сторон является государство, т.к. неконкретизированная сторона, а если она и конкретизируется в лице Президента Российской Федерации, то в Конституции РФ приводится лишь общий механизм гарантирования или правового статуса личности.

Общие правоотношения возникают непосредственно из закона, который порождает правоотношение между личностью и государством. Закон одновременно является юридическим фактом, с которым он же связывает возникновение правоотношения, например, между личностью и государством в связи с введением в силу уголовного закона. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо возлагается обязанность соблюдения соответствующих запретов, а государство приобретает право требовать выполнения этой обязанности гражданами.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов - поступков, актов конкретного поведения, например, договоров купли-продажи, займа, аренды, фрахтования и т.п.

Конкретные правоотношения носят правоприменительный характер, а общие - правообеспечительный и правоохранительный.

Общие и конкретные правоотношения могут возникать на базе как регулятивных, так и охранительных норм. Общие правоотношения чаще всего связаны с действием норм конституции, с реализацией запретов уголовного права. Нормы Конституции являются в большинстве случаев регулятивными, а нормы уголовного права - охранительными. Конкретные правоотношения так же могут быть как регулятивными (например, порождаемые гражданско-правовым договором), так и охранительными (возникающие в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением лица в качестве обвиняемого, назначением и проведением судебной экспертизы и др.).[15]


По степени определенности субъектов все правоотношения делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. На другом полюсе правового отношения нет персонально определенного субъекта, носителя юридической обязанности. Один субъект наделяется субъективным правом, а все остальные субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером является правоотношение, возникающее в связи с реализацией права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью. Все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

Относительные правоотношения - это такие правоотношения, в которых обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Например, в соответствии с договором купли-продажи между продавцом вещи и ее покупателем возникают конкретные, относительные правоотношения.[16]  По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных - обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

Диспозиционные и обеспечительные правоотношения разграничиваются в зависимости от характера регулируемых правом общественных отношений, в зависимости от того, какой структурный элемент правовой нормы в данном случае используется.

Диспозиционное правоотношение возникает при реализации диспозиции правовой нормы. Оно представляет собой фактически, то общественное отношение, для регулирования которого создается и вводится в действие правовая норма. Однако отождествлять это общественное отношение и диспозиционное нельзя. Диспозиционное правоотношение - это уже новое качественное состояние общественного отношения. Необходимо указать так же на то, что данные преобразования общественных отношений, связанные с их правовой регламентацией, могут носить различный характер. Некоторые из них будут иметь позитивную направленность, стимулировать прогрессивное развитие общественного отношения. Другие - наоборот, приобретут регрессивную направленность, тормозя развитие. Все это зависит от качества правовой регламентации, от правильности оценки реального состояния общественных отношений, перспектив их дальнейшего развития. Это является одним из проявлений сущностных свойств диспозиционных правоотношений. [17] Сущность диспозиционных правоотношений выражена в их необходимых, определяющих, устойчивых свойствах, в которых различаются материальные и социально-политические аспекты.


Диспозиционные правоотношения, как и любые другие, порождаются материальными условиями жизни общества. Однако они теснее, глубже связаны с материальными процессами. Таким образом, они находятся в большей зависимости от материальных и экономических условий общественной жизни, что в свою очередь влияет на пределы правового вмешательства в подобные общественные отношения. Наиболее ярко это проявляется в отношениях собственности, в хозяйственных отношениях между предприятиями, организациями.

В социально-политическом плане диспозиционные правоотношения отражают взаимоотношения между различными социальными группами. Подводя итог, можно сказать, что диспозиционные правоотношения - это урегулированные диспозицией правовой нормы общественные отношения, для регламентации которых создается и вводится в действие сама норма права.

Характерным признаком обеспечительных правоотношений является их властный характер, т.е. они напрямую связаны с необходимостью применения власти. Относительно обеспечительных правоотношений эта власть приобретает государственный, юридический аспект, и поэтому они выступают как властеотношения. Властеотношения - это особый тип общественных отношений, который характеризуется наличием специального властного субъекта, который способен подчинить иных субъектов своей воле.[18] 

Властный характер обеспечительных правоотношений ярко проявляется в специфике их субъективного состава. Субъекты обеспечительных правоотношений подразделяются на обязательных и вспомогательных. К обязательным в первую очередь относится комплексный субъект. Это носитель властных полномочий, обладающий правом и обязанностью оказать правовое воздействие путем применения санкции правовой нормы. Тем самым этот субъект обладает обеспечительной компетенцией. Компетентными субъектами обеспечительных правоотношений могут быть государственные органы, должностные лица и т.п. Однако здесь необходимо четко отметить, что государство в целом не может быть субъектом обеспечительных правоотношений.

Второй обязательный субъект обеспечительных правоотношений - это то лицо, или орган, к которому применяются правовые санкции. Они обладают правами и несут обязанности. При этом соотношение прав и обязанностей у различных субъектов неодинаково. Оно зависит от вида применяемых санкций.

Вспомогательными субъектами обеспечительных правоотношений являются лица или организации, которые лишь оказывают помощь обязательным субъектам в развитии обеспечительного правового отношения (например, представители обвинения и защиты).


Как уже отмечалось, обеспечительные правоотношения регулируются санкциями норм права. Санкция - это структурная часть общей правовой нормы, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы.[19] Санкции подразделяются на поощрительные и охранительные. Охранительные в свою очередь подразделяются на штрафные, правообеспечительные, санкции ничтожности, организационные санкции. К. М. Гарапшин считает, что реализация всех видов санкций связана с возникновением и функционированием обеспечительных правоотношений.[20]

Выделяются поощрительные и охранительные обеспечительные правовые отношения.

Поощрительные правоотношения - это отношения, которые регулируются поощрительными санкциями правовых норм. Основанием их возникновения являются специально поощряемые правом действия, за которые предусматриваются меры морального или материального стимулирования.

Охранительные правоотношения связаны, соответственно, с реализацией охранительных санкций, предусматривающих меры государственного принуждения. К ним относятся штрафные, правовосстановительные, организационно-принудительные, отменяющие и проч.

Штрафные правоотношения связаны с применением юридической кары, претерпевания дополнительных неблагоприятных последствий за совершенные правонарушения.

Правовосстановительные отношения выражаются в принудительном восстановлении нарушенных прав, в принуждении к исполнению невыполненных обязанностей.

Отменяющие правоотношения - это отношения, между субъектами по признанию несуществующим, лишенным юридической значимости правового акта неправомерного характера в форме действия или документа (например, признание недействительной гражданско-правовой сделки).

Организационно-принудительные правоотношения - это отношения, связанные с принудительно-организационными преобразованиями, основанными на неправомерных действиях и состоянии, носящем ущербный для общества характер (например, ликвидация обанкротившихся организаций).

Правоприменительные правоотношения являются органической частью правореализационного процесса. В определенных ситуациях они дополняют развертывание диспозиционных и обеспечительных правоотношений, носят производный, подчиненный «чужим» интересам характер.

Правоприменительные правоотношения носят ярко выраженный политико-управленческий характер, т.к. одна сторона (государственный орган) правомочна вынести решение по конкретному делу, другая сторона обязана подчиниться ему. Оно необходимо для нормального функционирования права, вызвано к жизни специально юридическими потребностями.


2.2 Содержание правовых отношений

Говоря о субъекте и объекте правовых отношений необходимо сказать и о третьем составляющим правоотношения элементе - содержании. Оно скрыто от невооруженного теоретическим анализом и синтезом взгляда. Для его выявления необходимо провести достаточно серьезное теоретическое исследование.

Показывая правоотношения в виде «естественно сложившейся структуры», в виде некой интеллектуальной модели, исторически возникающей и развивающейся в процессе упорядочивания законодателем реальных общественных отношений, мы тем самым закладываем научно-теоретическую базу для:

а) верного понимания общей перспективы правоотношений;

б) эффективной практической деятельности.[21] С целью более глубокого и всеобъемлющего понимания содержания необходимо функциональное назначение правоотношений. В функциональном плане правоотношение есть ничто иное, как проявление человеческого фактора на поверхности государственной и общественной жизни.

Содержание правоотношений, таким образом, можно сравнить с противоречивым процессом взаимодействия социально-психологического и предметно-юридического. В результате перехода одного в другое, в результате упорядочивания личных желаний, социальных условий и правовых требований субъект удовлетворяет свои духовные или материальные потребности путем совершения тех или иных действий, истинный смысл и значение которых и составляет действительное содержание правоотношений.

В более детальном изложении содержание представляет собой процесс взаимодействия комплексных факторов объективного и субъективного порядка.

Во-первых, субъект и объект правоотношения, о которых говорилось выше.

Во-вторых, правовые категории, в которых заложены соответственно программы поведения в виде субъективных прав и юридических обязанностей, юридических свобод и процедуры их осуществления.[22]

В-третьих, юридические факты и фактические составы как основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.

В-четвертых, разнообразные формы, средства получения желаемых благ. Эти средства могут определяться или не определяться в праве. Однако в последнем случае они, по крайней мере, не должны противоречить нормам права.

В-шестых, уровень интеллектуально-эмоционально-волевого освоения элементов, так или иначе задействованных в правоотношении, разработки плана поведения и готовность его осуществить.