Файл: Теория государства и права (Взаимосвязь и взаимодействие государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Интеграция, усиление экономической, социальной сфер, укрепление правопорядка, борьба с преступностью занимают важное место в деятельности Российского государства.

В обозначенных направлениях активно совершенствовалось гражданское, жилищное, административное, уголовное законодательство. Возросла его роль в регулировании правовых и иных отношений, характерных для рыночной экономики. В нормативных документах закреплены принципы, устанавливающие равенство правового положения граждан, способы реализации прав и обязанностей субъектами.

Разноплановые аспекты развития личности, государства, общества и права рассматривали известные отечественные ученые С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Н.В. Витрук, С.А. Комаров, А.С. Мордовец, Т.Н. Радько, В.А. Рыбаков, А.С. Шабуров.

Вместе с тем существует острая необходимость комплексного изучения соотношения государства, общества и права, их взаимосвязи и взаимозависимости в современных условиях.

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Объект исследования – общественные отношения, возникающее в процессе взаимодействия государства и права.

Предмет исследования – проблемы соотношения государства и права.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи государства и права.

Исходя из цели работы, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

  • рассмотреть подходы к изучению соотношения государства и права;
  • изучить механизм и особенности воздействия государства на право, воздействия права на государство;
  • проанализировать взаимосвязь государства , права и общества в России на современном этапе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Взаимосвязь и взаимодействие государства и права


    1. Подходы к изучению соотношения государства и права

Развитие первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. [9.C.16]

Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата. [12.C.5]


В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и, прежде всего, гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части, общества.

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией. Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения начинают видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена-торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появляется объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.


Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывают землю, пасут скот, участвуют в военных походах, ходят на народные собрания. Позднее, к V—VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой, прежде всего, войной. Увеличивается число приближенных короля, среди них выделяются служители культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой вещей понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становится все менее возможным. В результате подобной специализации появляется значительная группа людей, которая не участвует в создании материальных ценностей. Они воюют, выполняют судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству, как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, приводит к появлению частной собственности или власти-собственности, а на их основе — к эксплуатации человека человеком. [8.C.11]

Переход от первобытнообщинного строя к государственно-организованному обществу сопровождается образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория становится важным фактором в процессе формирования государственности.

Переход от родоплеменного самоуправления к государственному управлению длился столетиями и проходил через ряд этапов. Одной из переходных форм была военная демократия, в которой имелись уже зачатки военно-насильственного подавления. Эти и подобные им формы представляли собой складывающуюся политическую организацию общества, в котором нарастали все более острые социальные противоречия. Традиционная родоплеменная организация была уже не в состоянии эффективно урегулировать трения и конфликты, все более дестабилизировались традиционные порядки. В результате общественная власть и система норм родоплеменного общества испытывали кризис и постепенно разрушались. Объективная реальность требовала поиска иных механизмов регуляции, каковыми стали право и государство. [13.C.45]


Говоря о соотношении государства и права следует выделить три основных концептуальных модели. Первая - тоталитарная (этатистская) модель, исходит из подчинения права государству, при этом влияние права на государство минимизировано. Вторая - либерально демократическая модель, связана с приоритетом права. Право находится на иерархии выше государства, так как оно старше его и порождает его. Данная модель сформировавшись в русле естественно - правовой школы стала основой для формирования идеи правового государства. Третья модель - прагматическая (реалистическая), исходит из равенства права и государства, их единства и взаимообусловленности. [12.C.6]

На наш взгляд, наиболее приемлемой и реальной для грамотного функционирования является прагматическая модель. В ней государство и право по аналогии с системой разделения государственной власти и по принципу сдержек и противовесов будет поддерживать реальность, справедливость и грамотное построение, как властных структур, так и правовых начал. [9.C.34] Попытаемся обосновать это, государство формирует право, при этом право, по сути, устанавливает рамки государственной реализации власти. К направлениям, ограничивающим власть можно отнести:

а) взаимодействие с гражданами - право является инструментом воздействия на граждан и границами, в рамках которых государство правомочно действовать. Это обуславливает верховенство права как элемента, имеющего в данном аспекте двойную значимость; [11.C.6]

б) законность действий государственной власти - именно с помощью правовых норм государство получает тот набор действий - правомочий, с помощью которых производится государственное регулирование сфер деятельности; [17.C.3]

в) пределы деятельности государства - право может, своими запретами, установить границы, за которыми государство не может осуществлять контроль и руководство; [20.C.4]

г) образ народа - в правовых нормах закрепляются как общие для всех граждан, так и специфичные для конкретных наций, народностей нормы, отражающие традиции и нравы. Наличие таких норм меняет положение власти и ее характер. Так, именно государство, его устройство и стабильность зависит от менталитета народа;

д) способ взаимодействия - посредством различных договоров, нормативно-правовых актов происходит общение между государствами, а так же между государством и народом; [7.C.11]

е) средство легитимации - именно посредством правовых установок государственное принуждение становится законным и обоснованным.