Файл: Взаимосвязь права и государства (Взаимосвязь и взаимодействие государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Интеграция, усиление экономической, социальной сфер, укрепление правопорядка, борьба с преступностью занимают важное место в деятельности Российского государства.

В обозначенных направлениях активно совершенствовалось гражданское, жилищное, административное, уголовное законодательство. Возросла его роль в регулировании правовых и иных отношений, характерных для рыночной экономики. В нормативных документах закреплены принципы, устанавливающие равенство правового положения граждан, способы реализации прав и обязанностей субъектами.

Разноплановые аспекты развития личности, государства, общества и права рассматривали известные отечественные ученые С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, Н.В. Витрук, С.А. Комаров, А.С. Мордовец, Т.Н. Радько, В.А. Рыбаков, А.С. Шабуров.

Вместе с тем существует острая необходимость комплексного изучения соотношения государства, общества и права, их взаимосвязи и взаимозависимости в современных условиях.

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Объект исследования – общественные отношения, возникающее в процессе взаимодействия государства и права.

Предмет исследования – проблемы соотношения государства и права.

Целью данной работы является изучение взаимосвязи государства и права.

Исходя из цели работы, можно сформулировать ряд задач, которые необходимо рассмотреть в этой работе:

  • рассмотреть подходы к изучению соотношения государства и права;
  • изучить механизм и особенности воздействия государства на право, воздействия права на государство;
  • проанализировать взаимосвязь государства , права и общества в России на современном этапе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Взаимосвязь и взаимодействие государства и права


    1. Подходы к изучению соотношения государства и права

Говоря о соотношении государства и права следует выделить три основных концептуальных модели. Первая - тоталитарная (этатистская) модель, исходит из подчинения права государству, при этом влияние права на государство минимизировано. Вторая - либерально демократическая модель, связана с приоритетом права. Право находится на иерархии выше государства, так как оно старше его и порождает его. Данная модель сформировавшись в русле естественно - правовой школы стала основой для формирования идеи правового государства. Третья модель - прагматическая (реалистическая), исходит из равенства права и государства, их единства и взаимообусловленности. [12.C.6]

На наш взгляд, наиболее приемлемой и реальной для грамотного функционирования является прагматическая модель. В ней государство и право по аналогии с системой разделения государственной власти и по принципу сдержек и противовесов будет поддерживать реальность, справедливость и грамотное построение, как властных структур, так и правовых начал. [9.C.34] Попытаемся обосновать это, государство формирует право, при этом право, по сути, устанавливает рамки государственной реализации власти. К направлениям, ограничивающим власть можно отнести:

а) взаимодействие с гражданами - право является инструментом воздействия на граждан и границами, в рамках которых государство правомочно действовать. Это обуславливает верховенство права как элемента, имеющего в данном аспекте двойную значимость; [11.C.6]

б) законность действий государственной власти - именно с помощью правовых норм государство получает тот набор действий - правомочий, с помощью которых производится государственное регулирование сфер деятельности; [17.C.3]

в) пределы деятельности государства - право может, своими запретами, установить границы, за которыми государство не может осуществлять контроль и руководство; [20.C.4]

г) образ народа - в правовых нормах закрепляются как общие для всех граждан, так и специфичные для конкретных наций, народностей нормы, отражающие традиции и нравы. Наличие таких норм меняет положение власти и ее характер. Так, именно государство, его устройство и стабильность зависит от менталитета народа;

д) способ взаимодействия - посредством различных договоров, нормативно-правовых актов происходит общение между государствами, а так же между государством и народом; [7.C.11]


е) средство легитимации - именно посредством правовых установок государственное принуждение становится законным и обоснованным.

Данные положения устанавливают часть, в которой государство является зависимым от права. То есть право важнее государства. Однако, мы считаем необходимым частично не согласиться с данным мнением. Право, безусловно, является важным элементом жизни общества, но без государства право не может существовать. Выступая инструментом и рамками, ограничивающими действия государства, без самого государства - субъекта власти, правовые предписания не будут корректироваться с течением времени и осуществляться. [19.C.54]

Право выступает государственным регулятором общественных отношений - таков его социальный статус. С другой стороны, деятельность государства носит по преимуществу правовой характер. Поэтому был бы неуместен чисто риторический спор о том, что важнее и нужнее - государство или право, ибо здесь заведомо нет никакой дилеммы. Представляется некорректным исходить из принципа, что первично и что вторично или рассматривать их с позиций цели и средства. [16.C.76]

Важны и нужны оба эти института: один - как организация силы, другой - как форма выражения воли. В их логической связке объективную ценность имеет не только право, но и государство. Более того, на определенных этапах именно твердая государственность оказывается более всего необходимой. Как, например, в случаях, когда право значительно уступает прогрессу или когда правовые нормы имеют тоталитарный характер. [13.C.54]

Между государством и правом могут быть противоречия и расхождения (в целях, методах, устремлениях), их отношения не всегда складываются гладко. Во многом право может быть недостаточно стилизовано под современное общество, а некоторые правовые положения могут препятствовать осуществлению корыстных интересов власти. Помимо прочих причин это объясняется тем, что государство и право, будучи тесно связанными, в то же время в некотором роде - «антиподы», их позиции не во всем совпадают.

Власть имеет тенденцию к неограниченности, выходу из-под контроля, она тяготится всякой внешней зависимостью, а право стремится «поставить ее на место», ввести в юридические рамки. Так, многие ученые, в частности Алексеев С.С. сравнивали право с фактором, сдерживающим власть от произвола или тоталитаризма . [1]

Если государственная власть начинает действовать наперекор интересам общества и против норм права, то народ сможет защитить собственные интересы, опираясь на правовые нормы как на гаранта справедливости. [9.C.3]


В истории, так же, можно усмотреть разные варианты подхода к рассмотрению взаимодействия государства и права. В свое время концепция правового государства критиковалась у нас за то, что она поднимала право над государством, проповедовала «господство», «примат», «первенство» права. Считалось, что право не может на равных конкурировать с властью, так как выступает ее инструментом, средством, орудием, иными словами право считалось единственным гарантом устойчивости государственной власти. Особенно когда речь шла о «диктатуре пролетариата», которая представляла собой «ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на силу опирающуюся власть».[17.C.22]

В этих условиях праву не придавалось сколько-нибудь самостоятельного значения, его всячески принижали, отодвигали на второй план. В лучшем случае в нем видели политико-идеологическую силу, орудие в руках господствующего класса. На этой почве укоренился и расцвел правовой нигилизм. [11.C.65]

Лишь в середине 80-х гг. с выдвижением идеи правового государства и признанием таких его принципов, как верховенство закона, уважение к праву, положение стало меняться. В праве начали усматривать не только один из рычагов политики, но и общепризнанную историческую, социальную и культурную ценность.

Таким образом, отражая соотношение государства и права, необходимо сделать вывод о том, что данные институты должны действовать сообща. Государство связано правом и подчинено ему, но, право не может само осуществлять контроль над обществом, без помощи государства. Отношение «государство — право» есть отношение людей. В центре государства находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конечном счете затрагивает человека и его свободу. [4.C.31]

Главное в правогосударственном устройстве не господство права само по себе, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

1.2. Воздействие государства на право

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо института. «В общеобязательной нормативности и всеобщности права, в его формальной определённости, обеспеченности и способности дать «гарантированный результат» зримо или незримо присутствует государственная власть, которая как бы просачивается в самую суть права» [7, C.169]


Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если и допустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь с отговоркой, что и государство в той же мере является инструментом по отношению к праву. [13.C.87]

Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько формирует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.[12.C.32]

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивной деятельности государства существовании права как институционного образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. [15.C.23] Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

  1. В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права. [18.C.3]
  2. В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение. [16.C.45]
  3. В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров [13, C.65-66].