Файл: Основные закономерности и пути развития государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Разложение родового строя.
  2. Появление частной собственности на средства производства.
  3. Социальное расслоение общества по имущественному признаку.

Рассмотрим подробнее эти причины. Первостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия были отделены скотоводство и ремесло.). Данное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда усилило рост его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к появлению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых, исходя из этого, появились классовые противоречия, а для их разрешения была необходима новая сила – государство. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих, также они используют государство в качестве орудия насилия. По В. И. Ленину государство – есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий[18]. Материалистическая теория выделяет афинскую, римскую и германскую формы возникновения государства.

Классической формой возникновения государства является – афинская форма. Государство появляется преимущественно из классовых противоречий, которые формируются в обществе. Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, которая изолирована от плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которых и возникает государство. При германской форме государство образуется в результате завоевания обширных территорий, но родовой строй для управления ими не имеет соответствующих механизмов[19].

По утверждению представителей этой теории государство отомрет с исчезновением классовых различий.

Данная теория слишком абсолютизирует роль классов и экономический фактор, так как в ряде регионов мира государства возникали и до появления классов под влиянием других факторов. Однако материалистическая теория отличается свой четкостью и ясностью исходных положений, которые сыграли огромную роль в понимании происхождения государства. Как считает Шершеневич, экономический материализм представляет одну из самых крупных учений в обществе, которая способна лучше всех объяснить уйму общественных явлений[20].


2.2. Теологическая и патриархальная теория.

Теологическая теория.

Эта концепция является одной из самых древних теорий происхождения государства. По этой концепции все, что существует на этой Земле, создано Божьей. Основателем этой теории принято считать средневекового богослова Августина, а распространение она получила в трудах Фомы Аквинского, который утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. В современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви: Ж. Маритен, Д. Мерсье и др. Теологическая концепция восходит собственными истоками к Древнейшему обществу. Ещё в Античном Египте и Вавилоне появлялись идеи духовного происхождения государства. Так, в Вавилонских законах царя Хамураппи (1792-1750 гг. до н. э.) записано: «выполняй величественно божественную должность своей царской власти».В древние времена теологическую концепцию использовали с целью обоснования безграничной власти монарха и существующих социально-экономических неравенств в обществе. Исходя из этой доктрины, определялось, что необходимо смириться и подчинятся с этим и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Господа. Исходя из этого, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

На рубеже 10-11 вв. в Западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что у основателей церкви имелось два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не стоит церкви самой использовать его. А второй они вручили государям для того, чтобы они могли вершить земные дела. Государь в соответствии с этим подходом наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви[21].Разумеется, теологическая теория, исходящая из религиозных воззрений, не научна, но она отражает отдельные реальные процессы, которые имели место в процессах становления некоторых государств (Теократических).

Патриархальная теория.

Данная концепция появилась ещё в древности. Она позиционирует государство как огромную семью, где взаимоотношения монарха и его подчиненных отождествляются с отношениями отца и членов семьи[22]. Зародилась патриархальная доктрина в Греции, подтверждение получила сперва в работах Аристотеля, однако свое развитие обнаружила в 17 столетии в рудах англичанина Р. Фильмера, который обосновал тезис о том, что власть монарха есть продолжение отцовской власти, который обязан заботиться о подданных, как о своих детях, а те в свою очередь должны непрекословно повиноваться и служить ему. Положения этой теории развивал и китайский ученый Конфуций (551-479 до н. э). По мнению представителей этой теории, государство возникает в результате соединения родов в племена, которые в свою очередь образуют союзы, а затем- государство. В древние времена патриархальная доктрина так ведь, как и теологическая была ориентирована на подтверждение неограниченности власти монарха, и корни этой власти видела формах семьи, где была неограниченная власть главы рода. В России данная теория была широко распространена. Ее активно пропагандировал историк М. Н. Покровский и один из теоретиков народничества Н. К. Михайловский. Н. К. Михайловский говорил, что чтобы убрать из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, нужно построить общество по типу семейных отношений. Если взять во внимание тот факт, что структура государственности развивалась от простейших форм, которые на самом деле могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи, то можно считать возможным аналогию государства с семьей. Так же на небольших пространствах, в городах-полисах объединение семей было определяющим фактором в возникновении государства, поскольку семья представляет собой наиболее раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда. Вместе с тем данная теория, несомненно, упрощает процесс происхождения государства, ведь по сути дела, патриархальная семья возникает вместе с государством в период разложения первобытнообщинного строя. А родственные связи по мере развития общественных отношений быстро ослабевают.


В современном мире эта патриархальная теория получила отражение в идее государственного патернализма. Это выражается в предоставлении населению помощи в решении социальных вопросов (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.)[23].

2.3. Психологическая теория и Теория насилия.

Психологическая теория.

Представителями данной теории являются: Николло Макиавелли (1469 – 1527), Томас Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632 – 1704). Французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) и российский правовед, основатель психологической школы права Л. И. Петражицкий являются более современными представителями. Причина появления государства по этой теории – это психика человека, которая заключается в потребности общения, жизни в коллективе,и в желании повелевать и подчиняться.

Государство – это результат психологического взаимодействия людей, а если более точнее, то совершенная форма эмоционального общения. Некоторые идеи этой теории восходят еще к Древнему миру. Мыслители того времени считали, что на появление и упадок государства определяющее влияние оказывают человеческие слабости и страсти. Например, Цицерон считал, что объединение людей происходит не только вследствие их беспомощности, а также из-за свойственной им общительности[24].

Современными представителями этой теории являются французский социолог и криминалист Габриэль Тард (1843-1904) и российский правовед, основатель психологической школы права Л. И. Петражицкий. Все люди делятся на две группы:

  1. Люди, которые склонны к подчинению, имеющие потребность в подражании кому-либо.
  2. Люди, которые имеют сильный характер и способность подчинять себе людей и вести их за собой.

Народ рассматривался ими как первая группа, то есть пассивная инертная масса, ищущая подчинения, а глава государства и люди, которые выполняют важные для общества функции как вторая.

Оценивая психологическую теорию, можно согласиться с тем, что различные интересы людей, реализуемые через психику, сыграли большую роль в образовании государства. Для обоснования этой точки зрения можно привести пример: в древнее время именно из сильных по характеру и волевых людей выделялась группа управленцев. Именно сторонники данной теории на такой важный фактор образования государства, как психологический. Однако главным недостатком этой теории является то, что она не в состоянии дать полного анализа практики возникновения государств, так как считает психологический фактор единственно решающим фактором в образовании государства[25].


Теория насилия.

Эта теория принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако ее истоки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в 19 веке. Ее представителями являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), немецкий социалист К. Каутский (1854-1938) и немецкий социолог Ф. Оппенгемер (1864-1943). Они считали основой происхождения государства- акт насилия. Одни из представителей придерживались мнения о внутреннем насилии, то есть принуждение, осуществляемое господствующим классом над другими членами общества. Е. Дюринг писал, что основой общественного развития являются внутренние факторы - формы политических отношений. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. А оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Другие считали, что государство возникло именно благодаря внешнему насилию, что представляет собой завоевание одного народа другим[26]. Для управления завоеванными народами и территориями требуется постоянный аппарат принуждения, которым и становится государство, но в результате завоевания помимо государства возникает еще и деление общества на классы и частная собственность. Как отмечал один из авторов теории внешнего насилия Л. Гумплович, история не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

Данная теория имеет достаточно сильные стороны, так как действительно в целом ряде случаев насилие сопутствовало образованию государств. В качестве доказательства можно привести несколько исторических фактов, например, создание на развалинах Римской империи варварских государств, помимо этого восточнославянские государства тоже сформировались не без фактора насилия. Кроме того, государство всегда в той или иной мере применяет насилие[27].

Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает того, что очень много государств развиваются отнюдь не в результате внешнего или внутреннего насилия. Насилие – скорее всего лишь вторичный характер, хотя и наиболее заметный, в отличии от других причин, которые менее заметны.


2.4. Иные теории происхождения государства.

Ирригационная концепция.

Факторы земледелия как факторы формирования государства. Согласно теории Виттфогеля, ирригационный способ земледелия - наиболее вероятный ответ аграрного общества трудностям разведения хозяйствования в засушливом климате. Необходимость организованных коллективных работ, которая связана с данным способом хозяйствования, ведет к генезису бюрократии, а также усилению авторитарной мощи. Так создается восточная деспотия, называемая также «гидравлическим государством», представляемая особым видом устройства общества, которая отличается явным анти-гуманизмом и неспособностью к прогрессу, то есть властью блокируется развитие. Естественно, что государство, которое возникло в результате необходимости организации работ общества в аграрной сфере, с большей долей вероятности будет пользоваться принудительным трудом и в иных случаях. Именно отсюда и начались грандиозные сооружения древнейших государств: монументальные: храмы, гробницы и т. д., наиболее ярчайший пример — пирамиды в Египте; оборонительные: Великая китайская стена; утилитарные: римские дороги и акведуки[28].

Органическая теория.

Представители органической теории считают, что государство можно приравнять к человеческому организму, который имеет свою собственную волю и сознание, отличающуюся от воли и сознания составляющих его людей. Основоположники данной теории Платон, и Г. Спенсер. Считается, что данная теория появилась как результат внедрения теории естественного отбора Чарльза Дарвина. Государство представляет собой обособленный организм, между частями которого, как между человеческими органами происходят взаимосвязанные процессы. Государство имеет правителей, которые отождествляются с мозгом, подданных, отождествляющихся с органами организма, как средствами выполнения задач, поставленных мозгом. Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом[29].

Кризисная теория.