Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
Для большинства бар оно раб ток подданных самодержавная но еще оно кот еще власть представлялась оно как раз нос привычной и бар оно раб ток стабильной формой оно как раз нос правления. Но еще оно еще сон недовольство существующими еще оно еще сон порядками постепенно бар оно раб ток охватывало все раз так нос более широкие бар оно раб ток слои населения. но еще оно кот еще Российская государственность, еще оно еще сон ее система раз так нос органов управления раз так нос нуждалась в еще оно еще сон модернизации, приспособлении оно как раз нос к новым раз так нос реалиям жизни. оно как раз нос Во весь бар оно раб ток рост вставала раз так нос проблема децентрализации еще оно еще сон управления, повышения бар оно раб ток эффективности деятельности бар оно раб ток управленческих структур.
Проблема усложнялась но еще оно кот еще ввиду чрезвычайно но еще оно кот еще пестрой картины но еще оно кот еще российского общества, раз так нос которое существовало бар оно раб ток в разных еще оно еще сон временных этапах. раз так нос Это затрудняло бар оно раб ток поиск оптимальной еще оно еще сон формы обновления раз так нос российской государственности, но еще оно кот еще ибо каждая еще оно еще сон из эпох, раз так нос которые одновременно раз так нос переживались страной, бар оно раб ток предъявляла в но еще оно кот еще данном отношении оно как раз нос свои во бар оно раб ток многом противоположные оно как раз нос требования к оно как раз нос принципам построения оно как раз нос власти.
Однако затянувшийся но еще оно кот еще процесс социально-политической оно как раз нос модернизации имел раз так нос непоследовательный и оно как раз нос вынужденный характер раз так нос и делал но еще оно кот еще правящий режим но еще оно кот еще уязвимым для но еще оно кот еще оппозиции и бар оно раб ток разрушительных действий. раз так нос Тяготы Первой оно как раз нос мировой войны бар оно раб ток усилили рост но еще оно кот еще социальной и оно как раз нос политической напряженности раз так нос в стране. но еще оно кот еще Политический кризис бар оно раб ток перешел в еще оно еще сон системный кризис еще оно еще сон власти.
Февральская революция но еще оно кот еще 1917 г. бар оно раб ток упразднила монархию, раз так нос но содействовала раз так нос дестабилизации правопорядка еще оно еще сон и возникновению но еще оно кот еще двоевластия - раз так нос власти Советов раз так нос (органов политической бар оно раб ток активности революционно но еще оно кот еще настроенных слоев еще оно еще сон и групп раз так нос общества) и но еще оно кот еще учреждений Временного раз так нос правительства.
Оставлены без еще оно еще сон должного регулирования бар оно раб ток аграрный и бар оно раб ток национальный вопросы, оно как раз нос вопросы войны оно как раз нос и мира. оно как раз нос Этой ситуацией оно как раз нос удачно воспользовались раз так нос большевики - бар оно раб ток леворадикальное крыло еще оно еще сон политического спектра, но еще оно кот еще сумевшее выиграть бар оно раб ток борьбу за еще оно еще сон власть и раз так нос влияние в еще оно еще сон Советах и оно как раз нос совершить переворот, бар оно раб ток свергнувший Временное еще оно еще сон правительство [12, оно как раз нос с.564].
2.2. Форма раз так нос правления в оно как раз нос Российской Федерации: еще оно еще сон настоящее и еще оно еще сон будущее
До 1917 еще оно еще сон г. формой но еще оно кот еще правления в но еще оно кот еще России была но еще оно кот еще абсолютная монархия. еще оно еще сон Эта форма оно как раз нос правления характеризуется бар оно раб ток всевластием главы оно как раз нос государства и бар оно раб ток не ограничена но еще оно кот еще конституционными учреждениями. оно как раз нос Правительство назначается еще оно еще сон монархом и оно как раз нос ответственно перед раз так нос ним.
Изучение формы раз так нос государства представляет раз так нос собой еще оно как раз нос один важный оно как раз нос методологический шаг оно как раз нос на пути но еще оно кот еще постижения такого но еще оно кот еще сложного социального раз так нос явления, как раз так нос переходное государство. раз так нос Переход от бар оно раб ток прежнего строя но еще оно кот еще к новому, еще оно еще сон совершаемый путем но еще оно кот еще коренных социальных но еще оно кот еще преобразований, неизбежно еще оно еще сон приводит к оно как раз нос видоизменению формы еще оно еще сон государства. При но еще оно кот еще этом необходимо еще оно еще сон учитывать, что еще оно еще сон форма государства, но еще оно кот еще в отличие от его содержания, более консервативна, т. к. требует большего времени для трансформации.
Ст.1 российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1]. Ст.10 Конституции закрепила демократический республиканский правой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.
В новой системе органов государственной власти Российской Федерации доминирующее положение занимает пост Президента России. Соотношение полномочий, функций главы государства с законодательной и исполнительной властями свидетельствует о президентском характере республики.
Такой сложившийся баланс властных функций и полномочий в целом отвечает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного, авторитарного элемента в управлении.
Президент РФ провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо возложена на правительство.
Вместе с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства, принимает решения об его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.
Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.
Кроме того, Президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.
Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Статус Президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти, становится над ними в силу данных ему полномочий по контролю за ними и в то же время отсутствия практической возможности контроля над Президентом со стороны других ветвей власти. Широкие полномочия Президента вполне соответствуют задаче обеспечения единства государства и государственной власти в целом.
Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной Думой согласовывается назначение председателя Правительства; эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.
Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату РФ при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета.
Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.
Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную Думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.
Председатель Правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы
Конституция определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного Суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.
Форма переходного государства является смешанной, сочетающей в себе элементы различных форм правления. В частности, Чиркин В.Е. упоминает о существовании так называемых «гибридных» форм, которые объединяют противоречивые признаки внутри одного и того же типа Переходная форма, равно как и само государство, лишена стабильности и равновесия. Например, форма правления переходного государства не имеет отлаженной системы сдержек и противовесов, наблюдается дисбаланс полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей.
Форма правления в переходном государстве не отличается наличием классических элементов, не существует в чистом виде. В странах Восточной Европы установились как парламентские республики, так и президентские.
Однако в обстановке ослабления структур кажется весьма предпочтительным добиться успеха в осуществлении власти путем ее сосредоточения в руках органов или лиц, наделенных особыми или даже чрезвычайными полномочиями. В качестве аргументации данного положения можно привести следующие доводы. Власть будет действовать быстро и решительно, если она освобождена от проволочек и колебаний, сопряженных с затяжными дискуссиями в представительных органах власти, с многочисленными согласованиями и компромиссными решениями.
Впрочем, игнорирование демократических процедур согласования интересов опасно для вновь образованного государства. Данное явление может привести к возникновению нового механизма «демократического тоталитаризма» для принятия недемократических, авторитарных, реставраторских решений.
Парламентаризм в чистой форме сложился в Чехии и Венгрии (в этих странах президент избирается парламентом). Парламентская демократия характерна также для Словакии, Болгарии, Словении, Польши.