Файл: Материальная и иная помощь безработному и членам его семьи (Сущность занятости и безработицы).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью для России, как социального государства, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ 1993 г. обеспечить условия для достойной жизни и свободного развития человека; предоставить, гарантировать и защищать права и свободы своих граждан, в том числе и при наступлении безработицы. Право на защиту от безработицы, закрепленное в ст. 37 Конституции РФ, считается важнейшим элементом всей системы прав и свобод человека и гражданина. Безработица как социально-экономическое явление наносит обществу (государству) в целом, и каждому человеку, в частности, значительный ущерб как экономический, так и социальный, следовательно, исследование теоретических проблем безработицы, совершенствование законодательства и практики его применения являются необходимыми условиями социально -экономической и политической стабильности страны.
По сравнению с другими странами (по данным Росстата в 2016 г. в процентном отношении к экономически активному населению в Испании безработица составила 21,3%; США - 9,0%; Канада, Великобритания - 7,8%; Германия - 6,5%) Россия имеет меньший уровень общей безработицы, однако последствия безработицы оказывают негативное влияние на состояние экономики страны, на социальный климат общества, на общественный статус личности на рынке труда. По Закону Оукена: превышение уровня безработицы над уровнем безработицы при полной занятости на 1% приводит к отставанию значительного объема валового национального продукта (ВНП) от потенциального ВНР на 2,5%. Не менее значимы для общества социальные последствия безработицы: снижение уровня жизни безработных и их семей; снижение заработной платы работающих, вследствие усиления конкуренции на рынке труда, увеличение налоговой нагрузки на работающих, вследствие необходимости социальной поддержки безработных; усиление социальной напряженности, обострение криминогенной обстановки; нравственная и психологическая деградация лиц, длительное время не имеющих работы, что в свою очередь, сказывается на их детях, моральные и нравственные ориентиры и ценности которых еще не сформированы; массовое распространение бедности.
Закрепляя право каждого на защиту от безработицы, государство должно создать систему мер этой защиты. Определяющая роль в создании такой системы принадлежит праву. От полноты законодательного закрепления всего комплекса мер, направленных на реализацию права на защиту от безработицы, будет зависеть эффективность государственной политики по профилактике трудоустройству безработных граждан, осуществлению мер по их социальной поддержке.
В рамках системы мер по социальной поддержке (пособия, стипендии, досрочная пенсия по старости, материальная помощь и т.п.) с одной стороны, должна реализоваться потребность каждого человека в защите государством его, его семьи в случаи потери работы и заработка по независящим от него причинам, а с другой стороны, не должны порождаться иждивенческие настроения. В то же время уровень социальной поддержки безработных в нашей стране не должен способствовать дальнейшему расслоению населения по доходам, росту бедных и, в конечном счете, повышению напряженности в обществе.
Исходя из вышеизложенных выявленных проблем, касающихся безработицы, следует принять ряд адекватных мер государственной социальной политики, направленных на создание реального механизма социального обеспечения безработных.
Объектом исследования является правовой механизм социального обеспечения безработных.
Предмет исследования – порядок социального обеспечения безработных.
Целью курсовой работы является анализ механизма социального обеспечения безработных и выявление основных проблем его функционирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и категории безработных;
- проанализировать Правоотношения по трудоустройству, возникающие между гражданином и государственным учреждением службы занятости;
- выявить существующие проблемы в системе социального обеспечения безработных;
- разработать предложения по совершенствованию системы социального обеспечения безработных.
В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов: общенаучные методы (анализ, функциональный и системно-структурный методы), так и частно-научные методы (социологический, исторический, сравнительно-правовой, специально-юридический (нормативно-догматический), формально-юридический, толкование норм права, анализ правовых текстов и иные методы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ БЕЗРАБОТНОГО ПО РОССИЙСКОМУ ПРАВУ
1.1 Сущность занятости и безработицы
Под занятостью населения понимается состояние его экономически активной части, которое характеризуется наличием у людей работы, или легитимного, т.е. не противоречащего действующему законодательству, доходного занятия. Иначе говоря, занятость – это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой государственных законодательных актов, которые менялись в разные периоды развития нашей страны.
С введением в действие Трудового кодекса РФ трудоспособный возраст определяется возрастом лица, с которым допускается заключение трудового договора. Таким возрастом для учащихся может быть: 14 лет, когда работа по трудовому договору разрешается в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) для выполнения легкого труда; с 15 лет – если окончено основное общее образование или прекращено обучение в школе; с 16 лет – для всех.
Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три неравные части[1]:
- лица моложе трудоспособного возраста (от рождения до 15 лет включительно);
- лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины – от 16 до 54 чет, мужчины – от 16 до 59 лет включительно;
- лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, до достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины – с 55, мужчины – с 60 лет.
Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают лица трудоспособные и нетрудоспособные. Иначе говоря, могут быть нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте например инвалиды 1-й и 2-й групп допенсионного возраста, и трудоспособные лица в нетрудоспособном возрасте, например работающие пенсионеры по старости.
С середины 1993г. в нашей статистике осуществлен переход на рекомендуемую Международной организацией труда систему классификации, в соответствии с которой население делится на экономически активное и экономически неактивное. Экономически активное население представляет часть населения, обеспечивающая предложение своего труда для производства товаров и оказания разнообразных услуг. Количественно эта группа населения складывается из численности занятых и безработных, под которыми понимаются строго определенные группы людей[2].
Занятыми в соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» считаются: работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные и временные работы; занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работу по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, или иными причинами; проходящие военную службу, а также в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и высшего профессионального образования Ир других образовательных учреждениях, включая обучения по направлению Федеральной государственной службы занятости населения[3].
Экономически неактивное население (по методике Росстата) – эта та часть населения, которая не входит в состав ресурсов для труда. К ней относятся:
- учащиеся, студенты, служащие, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
- лица, получающие пенсию по старости и на льготных условиях;
- лица, получающие пенсию по инвалидности;
- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
- отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать;
- другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
Основным источником пополнения экономически активного населения является молодежь, вступающая в трудоспособный возраст. При расширенном воспроизводстве населения и повышении уровня рождаемости будет расти число вступающих в трудоспособный возраст. Но следует иметь в виду, что каждый скачок рождаемости отразится на численности ресурсов для труда лишь через 15 лет.
В России, начиная со второй половины ХХ в., установилась устойчивая тенденция сокращения рождаемости, такая тенденция характерна и для всех стран Европы. Численность и состав населения меняются не только вследствие естественных процессов рождаемости и смертности, но также в силу миграции – механического прибытия и выбытия населения путем перемещения его через границы административно-территориальных образований или государств с целью перемены места жительства или места работы. Подобное движение населения вызывается различными экономическими, политическими, религиозными, бытовыми и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их статусе, перспективах жизни.
Миграция в условиях сокращения естественного прироста населения – явление для экономики России в целом позитивное, необходимо только, чтобы эти процессы были в соответствии с законом Российской Федерации.
Существует также и трудовая миграция – это перемещение населения, обусловленное поиском места работы. К такой разновидности миграции относятся сезонная и маятниковая миграции. Также выделяют такие виды миграции: внутренняя и внешняя, добровольная и вынужденная, возвратная и безвозвратная[4].
Экономически активное население — часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения — доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле
(1)
где Уа — уровень экономически активного населения;
Н — численность населения;
Эа — численность экономически активного населения.
Другим состоянием экономически активного населения по его отношения к наличию работы является безработица. Она характеризуется желанием людей работать с целью получения дохода, а другой – отсутствием работы.
Признание человека безработным происходит не сразу после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации.
Безработица порождается разными причинами и отличается разной продолжительностью и разыми социально-экономическими последствиями. В зависимости от этих критериев различают несколько видов безработицы[5]:
- фрикционная – неизбежная, так как инициатива увольнения исходит от самого человека;
- сезонная, вызывается сезонным характером некоторых работ;
- структурная, она вызывается изменением потребительского спроса на товары, с одной стороны, и изменением структуры производства, - с другой. Ее разновидностью является технологическая безработица, когда в результате научно-технического прогресса, появления новой техники резко возрастает производительность труда работников, часть из них становятся излишними;
- институциональная обусловлена несовершенством некоторых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др.;
- циклическая вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическим спадами, кризисами;
- открытая – зарегистрированная безработица в службах занятости;
- скрытая характеризует состояние людей, которые работают по найму, но неудовлетворенны работой и подыскивают другую, могут потерять работу или заняты не полный рабочий день.